Мастер-класс для педагогов на тему «Уголок уединения и релаксации как условие гармоничного развития детей дошкольного возраста»
консультация
Мастер-класс для педагогов на тему «Уголок уединения и релаксации как условие гармоничного развития детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов на тему
«Уголок уединения и релаксации как условие гармоничного развития детей дошкольного возраста»
Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.
Эмоции – это внутренние переживания человека. Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.
Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).
Негативные эмоции:
- эмоции разрушения — гнев, злоба, агрессия
- эмоции страдания — боль, страх, обида.
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей:
Причины возникновения отрицательных эмоций у детей разнообразны, к наиболее распространенным из них можно отнести:
- обычную детскую ревность, обиду, зависть
- ребенок старается защитить себя от нападок окружающих
- ребенок охраняет свою личную территорию
- страх разлуки с родителями
- чрезмерный родительский контроль
- недостаток внимания
- переутомление
- неуважение личности ребёнка
- запрет на физическую активность
- тяжелый эмоциональный климат в группе.
Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:
- срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или круга общения)
- неправильное построение режима для ребенка
- неправильные воспитательные приемы
- отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности
- создание односторонней аффективной привязанности
- отсутствие единого подхода к ребенку.
В таких случаях на помощь педагогу и ребенку приходит «Уголок уединения» в группе – это зона, благодаря которой у детей появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными.
«Уголок уединения» — это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные фотографии или просто помечтать.
«Уголок уединения» необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.
Позволяет педагогам ориентироваться:
- на личностное своеобразие каждого ребенка
- на установление доверительных, партнерских отношений
- заботу об эмоциональном благополучии.
Основной целью организации уголка уединения в группе является – преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
- сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
- организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
- способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;
- способствовать комфортной организации режимных моментов;
- обеспечить индивидульный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.
Особенности организации уголка уединения
- Цвет:
Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета. Они должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
- Размер:
При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников.
Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов.
На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули.
Желательно «населить» уголок мягкими игрушками.
Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.
Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть «окошко» — для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.
Варианты каркасов центра уединения могут быть различными:
- Простой вариант — один угол групповой комнаты отгораживается с помощью портьеры, закреплённой на карнизе, или же обычной ширмы. Ткань следует украсить бумажными цветами, звёздочками, бабочками, смайликами и пр.
- Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью.
- Роль ведущей конструкции может исполнить обычный большой зонт (идеальный вариант — пляжный), к которому крепится ткань или занавес из ленточек: это может смотреться весьма оригинально. Также можно использовать большой абажур.
- Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.
- В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.
- Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. Необходимо создать правила нахождения в уголке уединения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития воображения, творческих способностей. Показать актуальность кружк...
Мастер-класс для педагогов: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности....
Конспект мероприятия для педагогов с использованием нетворкинга Тема: «Театрализованная игра – как средство гармоничного развития детей раннего возраста».
Конспект мероприятия для педагогов с использованием нетворкинга Тема: «Театрализованная игра – как средство гармоничного развития детей раннего возраста»....
Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в развитии детей дошкольного возраста".
Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в развитии детей дошкольного возраста"....
Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: "Современные подходы к использованию элементов метода мозжечковой стимуляции как условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями"
Описаны теоретические основы системно организованного метода мозжечковой стимуляции с применением специального балансировочного комплекса «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics)....
Мастер-класс для родителей по теме: « Гармонизация работы полушарий головного мозга как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Рисуем пейзаж
1. Познакомить родителей с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике.2. Рассм...