конспект занятия
план-конспект занятия (младшая группа)
НОД во второй младшей группе
« Хлеб – всему голова».
Цель:
Формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.
Познакомить детей с особенностями выращивания хлеба, с профессиями хлеборобов, их трудом.
Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
Расширить знания у детей о значении хлеба, как полезного необходимого продукта для жизни человека.
Развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь.
Словарь:
Семена, хлебные колосья, пшеница, рожь, трактор, комбайн, вспахать, засеять, обмолотить, мельница, каравай.
Интегрируемые образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Социально – коммуникативное:
Беседы: «Как хлеб на стол пришел», «Какой бывает хлеб», «Берегите хлеб».
Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Булочная», «Кулинария», «Пекари».
Дидактические игры: «Что из какой муки испекли», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
Речевое:
Проговаривание скороговорок о хлебе.
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Чтение художественной литературы о хлебе.
Украинская народная сказка «Колосок», русские народные сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», К. Чуковский «Чудо – дерево», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.
И обед не в обед, коли, хлеба нет.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Зёрнышко к зёрнышку будет мешок.
Земля хлебом славится.
Будет хлеб, будет и обед.
Познавательное развитие:
Подбор иллюстраций о выращивании хлеба, сельскохозяйственных машинах,
хлебобулочных изделиях.
Знакомство с профессиями тракториста, комбайнёра, мукомола, пекаря.
Опытно – экспериментальная деятельность:
Получение муки из зёрен при помощи кофемолки.
Приготовление солёного теста, изготовление печенья с помощью формочек, выпечка печенья.
Выращивание семян пшеницы, ржи.
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зёрен ржи, пшеницы.
Сравнение всходов пшеницы, ржи.
Рассматривание муки пшеничной и ржаной, сравнение.
Художественно – эстетическое:
Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.
Физическое:
Минутки отдыха, подвижные игры, физминутки.
Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Создать с родителями кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам».
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Оборудование:
Атрибуты для кукольного театра, семена пшеницы, ржи, колоски пшеницы, ржи, мука пшеничная, ржаная, кофемолка, серия сюжетных картинок с изображением сельскохозяйственной техники, хлебобулочных изделий, соленое тесто, доски, стеки, салфетки.
Воспитатель:
Ребята, вы любите сказки? А хотите попасть в сказку? Сегодня мы отправимся в сказку «Колосок». Усаживайтесь поудобнее и слушайте!
Кукольный театр. Сказка «Колосок».
Воспитатель:
Жили-были два мышонка, да петушок Голосистое Горлышко.
(Появляются петушок и два мышонка.)
Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил.
Петушок:
- Ку – ка – ре – ку!
Воспитатель:
А потом принимался за работу.
(Петушок подметает двор.)
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
(Мышата пляшут под музыку.)
Мышата:
Пи – пи – пи!
Воспитатель:
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
Петушок:
Кукареку! Мышата, бежите сюда, посмотрите, что я нашел!
Мышата:
А что это?
Петушок:
Это пшеничный колосок!
(Петушок показывает пшеничный колосок)
Воспитатель:
Дети, посмотрите, какой колосок!
(петушок и мышата уходят)
А где же вырос колосок? Кто его посадил? Вы хотите узнать?
(Показывает ведерко, в котором пшеница.)
Отгадайте, что у меня в ведерке?
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём таких, как я,
Будет целая семья.
(семя)
(Раздаёт детям семена пшеницы)
Посмотрите, какие маленькие зёрнышки! А что из них может получиться? (вырастит колосок, мука, хлеб, батон)
Воспитатель: Вы все правильно отвечаете. Но давайте проследим путь зернышка и вместе с ним отправимся в путешествие.
Куда вначале попадет зернышко? ( зернышко попадет в землю)
Ребята, но ведь земля твердая, сухая. Что же делать?
(Сначала землю надо подготовить – вспахать.)
А чем землю пашут? (Землю пашут трактором с плугом.)
(показываю)
Воспитатель:
Дети, посмотрите, как трактор пашет землю.
Хотите превратиться в трактора. (Да)
Что будем сейчас делать (землю пахать, в землю зёрнышки бросать).
Тогда поехали.
Физминутка «Трактора».
Тара – тара – тара - ра.
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
(Дети «едут» по группе)
Сею – вею – посеваю,
В землю зёрнышки бросаю.
(Дети «разбрасывают» пшеницу слева направо)
Воспитатель:
Вот мы и посадили семена. Теперь надо немножко подождать, когда они взойдут.
Что нужно чтобы зернышки взошли? (нужно, чтобы солнышко светило).
Воспитатель:
Давайте солнышко позовём.
(дети делают хоровод и читают закличку)
Солнышко – вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей!
Солнышко ясное нарядись.
Солнышко красное
Покажись!
Вот и солнышко выглянуло. Какое солнышко? Опишите (круглое, ласковое, желтое, теплое).
А что еще нужно чтобы зернышки взошли? (нужно позвать дождик)
(дети бегают по залу)
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Будут бублики и сушки,
Будут вкусные ватрушки.
А вот и дождик пошел.
Прячьтесь под зонтики (дети садятся, сложив руки над головой домиком)
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только деток не мочи!
Лучше в поле поспеши.
Вставайте дети, вот и кончился дождик.
(Психогимнастика «Зёрнышки»)
Воспитатель:
А теперь представьте, что вы не дети, а зёрнышки (дети сворачиваются клубочком). Солнышко пригрело, дождик полил, и на поле появились первые всходы (сжатые ладони тянутся вверх). И вот уже листочки потянулись к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). Вырос высокий колосок (дети встали, потянулись).
(Дети подходят к экрану)
Поднимается росток,
Скоро будет колосок.
И вот взошла пшеница! Но вместе с пшеницей взошли и сорняки.
Что делать? (надо позвать самолеты)
Ребенок-самолет:
Чтоб вредители не съели
На полях весь урожай,
Я их сверху посыпаю,
Порошком уничтожаю!
Воспитатель:
Дети, посмотрите на экран.
На помощь приходят самолеты, они разбрасывают над посевами особую химическую жидкость – она уничтожает сорняки.
Игра «Самолётики».
(Воспитатель раздает детям самолетики.
Дети – «самолётики» опыляют поля.)
Молодцы присаживайтесь на свои места.
(дети садятся на стульчики)
И вот пшеница созрела. Стали колоски высокими и золотыми!
Многие художники изображали поле с колосками в своих рисунках.
Давайте посмотрим на картину Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».
Что вы видите? (колоски).
Какие они? (тяжелые, золотые, колышет ветер).
Воспитатель:
Ребята, надо же нам пшеницу убирать. Кого позовем?
Дети:
Комбайн.
Ребенок – комбайн:
Для уборки урожая
На поля я выезжаю.
И за несколько машин
Я работаю один.
Воспитатель:
Ребята, а что комбайн делает? (срезает колоски)
Он срезает колоски мотовилом (показать указкой).
Вот мы и убрали колоски.
А что же дальше было? Давайте посмотрим!
Кукольный театр. Сказка «Колосок».
Петушок:
- Круть, Верть, что же мы будем делать с колоском?
Мышата:
-Нужно его обмолотить.
Петушок:
- А кто будет молотить?
Мышата:
- Только не я!
- Только не я!
Петушок:
- Ладно, я обмолочу.
Воспитатель:
И принялся петушок за работу. А мышата стали играть в лапту.
(Петушок клювом выбивает зёрнышки.)
Петушок:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
(петушок показывает мешочек)
Воспитатель:
Вот молодец петушок, сколько у него зерна в мешке.
А у нас, петушок, зернышки достает комбайн.
Комбайн – очень умная машина, он срезает пшеницу, обмолачивает её. Что комбайн потом делает? (высыпает зерно в машину).
Воспитатель:
Много пшеницы насыпалось в машину, и петушок много зерна намолотил! Давайте посмотрим, что же дальше было с зёрнышками!
Кукольный театр. Сказка «Колосок».
Воспитатель:
Петушок позвал мышат. Прибежали мышата и запищали в один голос:
Мышата:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
Петушок:
- А кто понесёт?
Мышата:
- Только не я!
- Только не я!
Петушок:
- Ладно, я снесу зерно на мельницу.
Воспитатель:
Взвалил петушок себе на плечи мешок и пошёл на мельницу. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
(петушок и мышата уходят)
Воспитатель:
Куда понёс Петушок зернышки? (Петушок понёс зерно на мельницу.)
Давайте, посмотрим какая мельница, какие у неё большие крылья.
А что, вы ещё знаете о мельнице?
Ребёнок:
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
Получается мука.
А вы хотите сами отвезти зерно на мельницу? (Да)
Выходите. Сейчас мы посмотрим чья команда быстрее справиться .
Игра «Отвезём зерно на мельницу».
( Дети делятся на две команды, на машинах возят мешочки с зерном на «мельницу».)
Воспитатель:
Ребята, а что делают на мельнице? (здесь из зерна делают муку).
Воспитатель:
А хотите посмотреть, как из зерна получается мука?
(Получение муки при помощи кофемолки.)
Возьму чудо-меленку,
Положу туда зернышки.
Мели, мели, меленка,
Мели, мели, зернышки.
Покручу, поверчу,
Покручу, поверчу,
Да муку получу.
Ребята, посмотрите, у нас получилась мука (высыпаю в баночку муку из кофемолки)
Когда мы её немножко очистим она будет вот такая (показываю в баночке белую муку)
Скажите, какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая, невкусная и т. д.)
Посмотрите, вот это белая мука – она из пшеницы, а это темная, она из ржи. А, что же дальше делают с мукой? Давайте, посмотрим.
Кукольный театр. Сказка «Колосок».
Воспитатель:
Вернулся петушок с мельницы, принёс муку, опять зовёт мышат:
Петушок:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс.
Мышата:
- Ай, да петушок! Ай, да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
Петушок:
- Кто будет тесто месить?
Мышата:
- Только не я!
- Только не я!-
Петушок:
- Видно, мне придётся.
(петушок и мышата уходит)
Воспитатель:
А где у нас пекут хлеб? (на большом заводе).
Посмотрите, какой вкусный хлеб получается!
А что ещё пекут из муки? (Из муки пекут хлеб, бублики, печенье, торты, пряники,….)
Воспитатель:
А, что же наши мышата?
Кукольный театр. Сказка «Колосок».
Воспитатель:
Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пирог. Испекся пирог, петушок его вынул. Посмотрите, какой пирог испёк Петушок!
А мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
Мышата:
- Ох, и проголодался я!
- Ох, и есть хочется!
Петушок:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок?
Мышата:
- Ты нашёл!
Петушок:
- А кто колосок обмолотил?
Мышата:
- Ты обмолотил!
Петушок:
- А кто зерно на мельницу носил?
Мышата:
- Тоже ты.
Петушок:
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
Мышата:
- Всё ты. Всё ты.
Петушок:
- А вы что делали?
Воспитатель:
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
(петушок и мышата уходят)
Дети, а почему Петушок не пригласил за стол мышат? (Мышата были ленивые, петушку не помогали.)
Воспитатель:
Вот видите, ребята, какой долгий путь прошло зёрнышко от колоска до каравая, как много труда надо приложить, чтобы хлеб был на столе. Поэтому вы должны бережно относиться к хлебу. Расскажите, как нужно относиться к хлебу (не крошить его за столом, не разбрасывать хлеб, не играть хлебом)
Дети, какие пословицы о хлебе вы знаете?
«Будет хлеб – будет и обед!».
«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».
«Кто пахать лениться, у того хлеб не родиться».
А теперь давайте о хлебе расскажем стихи.
Важней, чем хлеб, продукта нет:
На завтрак, ужин и обед.
Его к столу нам подают.
Хлеб в магазине продают.
Там на прилавках хлеб любой:
Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,
Батон, душистый каравай –
Всё, что угодно, выбирай!
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите поработать кондитерами? Мы пекли с вами прянички, а сегодня будем их украшать.
(Дети с помощью формочек сделали печенье из теста. Тесто готовят из равных частей муки и соли, замешивая водой. Высушенные хлебные изделия разукрашивают акварелью, используются в игре).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...