Проект "Насекомые родного края"
проект (старшая группа)
Цель проекта: познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye_rodnogo_kraya.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Насекомые родного края»
Визитная карточка проекта «Насекомые родного края»
Aвтор проекта | воспитатель высшей квалификационной категории Сергеева Вероника Сергеевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №27 «Росинка» городского округа Ступино Московской области» старшая группа |
Вид проекта: | Исследовательский |
Основная проблема проекта: | Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам |
Цель проекта | Развитие познавательной активности детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры |
Задачи проекта: | 1. Способствовать развитию у детей экологической культуры, умения видеть экологическую проблему и находить пути её решения. 2. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее. 3. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, стрекоза), их строении, способах передвижения. 4. Воспитывать бережное отношение к живому. 5. Развивать эмоциональную отзывчивость. 6. Формировать навыки исследовательской деятельности. |
Какие компетенции формирует проект: |
|
Оформление результатов проекта: | Презентация, ширма, , тематический день о насекомых |
Тип проекта: информационно-исследовательский
Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, родители.
Продолжительность проекта - краткосрочный (1 неделя)
Проблема. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.
Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа под редакцией Васильевой не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой станице, деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
* Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых.
Их мириады – на каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых.
Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.
А для чего нам насекомые?
В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые.
Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных,. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества.
Так кто же они - друзья или враги?
Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу.
И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.
Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Актуальность. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Чувства и ум ребёнка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые родного края»
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей экологической культуры, умения видеть
экологическую проблему и находить пути её решения.
2. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
3. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, стрекоза), их строении, способах передвижения.
4. Воспитывать бережное отношение к живому.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость.
6. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты.
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, божью коровку, пчелу, стрекозу.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Место реализации: МАДОУ ЦРР – д/с №27 «Росинка» городского округа Ступино Московской области
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
• знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
• разучивание стихов о насекомых «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым , « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко, пальчиковой гимнастики «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки», загадывание загадок;
• прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
• просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Букашки».
Формы реализации проекта:
- Совместная деятельность педагога с детьми.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Игровая деятельность.
- Художественное слово.
- Продуктивная деятельность.
- Исследовательская деятельность
- Просмотр мультфильмов и социальных роликов по теме проекта
- Проведение дидактических, настольно-печатных и подвижных игр.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Реализация содержания краткосрочного проекта «Мусор на части, и нет напасти!».
2. Проведение мероприятий в группе.
3. Взаимодействие с родителями (консультации, задания (изготовление поделок).
План реализации основного этапа:
Методическая работа | Взаимодействие с детьми | Формы регистрации результата | Взаимодействие с семьями |
1.Эколого – психологический тренинг | Формирование, развитие экологических установок у детей, например, нет «вредных» и «полезных» насекомых. Расширение индивидуального экологического пространства ребёнка, например, живые не только я, мама, папа, но и бабочка, гусеница, кузнечик. | Конспект бесед | Разучивание стихов о насекомых в семейном кругу |
2. Наблюдения за насекомыми | Расширение кругозора и экологических представлений | Конспекты наблюдений | Консультация родителей «Значение насекомых в природе» , «Здоровье от пчелы» |
3. Беседы «Таинственный мир насекомых» | Знания о насекомых | Конспекты бесед | |
4. Через знание о природе к художественному образу | Развивать умение использовать цвет как средство выразительности при создании художественного образа, создавать объемные образы насекомого. Закреплять знание правил поведения на природе. Воспитывать любовь к природе родного края. | Конспект | |
5. Выставка детских работ «Милые букашечки» | Творческий продукт изобразительной деятельности | Выставка | Изготовление поделок из солёного теста и природного материала, рисунков. |
6. Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок» | Представления детей об окружающем мире | Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о насекомых. | |
7. Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», «Медведь и пчёлы» Комплекс утренней гимнастики «Лунтик и его друзья». | Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых. | Описание игр Конспект утр. гимнастики | Предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр |
8. Объект исследования- насекомые. | Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, стрекоза), их строении, способах передвижения | Конспект | Памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых», «Насекомые, которые нам досаждают». |
9.Занятие «В гости к хозяйке луга» | Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания об их строении | Конспект | Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом |
10. Квест-игра «Приключения Пчелки». | Воспитание эмоциональной отзывчивости. | Фотографии | |
11. Консультация для воспитателей «Наблюдение за насекомыми на прогулке» | Конспект | ||
Заключительный этап
1. Итоговая квест-игра «Приключения Пчелки»
2. Презентация проекта «Насекомые родного края»
Вывод. В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
По итогам работы было отмечено, что дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
Литература.
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
4. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
5. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
6. http//vospitatel.com.ua
7. Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.
Интернет- ресурсы:
http://wudao.narod.ru/
http://nasekomiy-mir.ru/
http://bio.1september.ru/
http://macroclub.ru
www.youtube.ru
www.youtube.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....