Статья. ФГОС в ДОУ
статья
Статья. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_fgos.docx | 26.38 КБ |
federalnyy_gosudarstvennyy_obrazovatelnyy_standart_doshkolnogo_obrazovaniya.pptx | 102.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).
-ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
-Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и Законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
- Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
-Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.
Основные принципы Стандарта:
- Поддержка разнообразия детства, самоценность детства ( понимание датства как периода жизни значимого само по себе ).
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
- Уважение личности ребёнка.
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.
Основные принципы ДО:
- Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста)
- Индивидуализация дошкольного образования
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Сотрудничество Организации с семьёй
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
- Соответствие условий,требований возрасту и особенностям развития детей
- Учёт этнокультурной ситуации развития детей
Цели Стандарта:
-повышение социального статуса дошкольного образования;
-обеспечение государством равенства для каждого ребёнка в получении дошкольного образования;
-обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи Стандарта:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение равных возможностей для развития каждого ребёнка;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ;
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
-объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
-формирование общей культуры личности детей;
-обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ;
-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи.
Стандарт включает в себя требования к:
- Структуре Программы и её объёму
- Условиям реализации Программы
- Результатам освоения Программы
Требования к структуре ОП дошкольного образования и её объёму:
- Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования
- Структурные подразделения в одной Организации могут реализовывать разные программы
- Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности дошкольного возраста:
-уважение взрослых к человеческому достоинству детей;
-использование в ОД форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
-построение НОД на основе взаимодействия взрослых и детей;
-поддержка взрослыми положительного отношения детей друг к другу;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей;
-выбор детьми материалов;
-защита детей от всех форм физического и психического насилия;
-поддержка родителей в воспитании детей.
- Программа направлена на создание условий необходимых для развития детей:
- Обеспечение эмоционального благополучия.
- Поддержка индивидуальности и инициативы детей.
- Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
- Построение вариативного развивающего образования.
- Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка
- Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом.
- Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие, речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
- Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды:
-предметно-пространственная развивающая образовательная среда(ППС).
ППС должна быть:
- Содержательно-насыщенной (соответствовать возрастным возможностям детей)
- Трансформируемой (изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации)
- Полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды)
- Вариативной (наличие в группе различных пространств, сменяемость игроврго материала)
- Доступной
-характер взаимодействия со взрослыми;
-характер взаимодействия с другими детьми;
-система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе.
Требования к кадровым условиям реализации Программы:
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы:
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- правила пожарной безопасности;
- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды;
- материально-техническое обеспечение программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования:
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров ( не подлежат непосредственной оценке) дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
Младенческий возраст | Завершение дошкольного образования |
-интересуется окружающими предметами; -эмоционально вовлечен в действия с игрушками; -знает назначение бытовых предметов, умеет пользоваться ими; -владеет простыми навыками самообслуживания; -владеет активной речью; -стремится к общению с взрослыми; -проявляет интерес к сверстникам; -проявляет интерес к стихам, песням и сказкам; -развита крупная моторика. | -овладевает основными культурными способами деятельности; -проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; -обладает установкой положительного отношения к миру; -активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; -обладает развитым воображением; -достаточно хорошо владеет устной речью; -развита крупная и мелкая моторика; -может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; -проявляет любознательность |
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Программа включает 3 основные раздела:
Раздел программы | Часть раздела программы |
Целевой (пояснительная записка (цели и задачи) и планируемые результаты) | -обязательная часть -часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Содержательный (описание образовательной деятельности) | -обязательная часть -часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Организационный (описание материально-технического обеспечения) | -обязательная часть -часть, формируемая участниками образовательных отношений |
Обязательная часть Программы (60%) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений (40%), должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В Стандарте учитываются:
- Индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
- Возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
И поэтому группы могут быть:
-общеразвивающие;
-компенсирующие ( логопедические);
-оздоровительные ( по медицинским показателям );
-комбинированные.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей – диагностика. Результаты педагогической диагностики могут использоваться для: 1) индивидуализации образования; 2) оптимизации работы с группой детей.
Организация должна создавать возможности для:
- Предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам;
- Взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы;
- Обсуждения с родителями детей вопросов связанных с реализацией Программы.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г.№26.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь.
В целях эффективной реализации Программы должны бить созданы условия для:
- Профессионального развития педагогических и руководящих работников;
- Консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей;
- Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС- Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. 17 октября 20013г.
Предмет регулирования Стандарта - отношения в сфере образования , возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Принципы Стандарта Поддержка разнообразия детства , самоценность детства Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей Уважение личности ребёнка Реализация Программы в формах , специфических для детей данной возрастной группы
Принципы ДО Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства Индивидуализация дошкольного образования Содействие и сотрудничество детей и взрослых Поддержка инициативы детей Сотрудничество Организации с семьёй Приобщение детей к социокультурным нормам Формирование познавательных интересов ребёнка Соответствие условий , требований возрасту и особенностям развития детей Учёт этнокультурной ситуации развития детей
Цели Стандарта Повышение социального статуса дошкольного образования Обеспечение государством равенства для каждого ребёнка в получении дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
Задачи Стандарта Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Обеспечение равных возможностей для развития каждого ребёнка Обеспечение преемственности целей , задач и содержания образования Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс Формирование общей культуры личности детей Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ Формирование социокультурной среды , соответствующей возрастным , индивидуальным , психологическим и физиологическим особенностям детей Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи
ФГОС Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП
Требование к структуре Программы Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне ДО Структурные подразделения в одной Организации могут реализовывать разные программы Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности дошкольного возраста Программа направлена на создание условий необходимых для развития детей
Требование к структуре Программы Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности , мотивации и способности детей в различных видах деятельности Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Требование к структуре Программы Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды ППС Содержательно-насыщенная Трансформируемая Полифункциональная Вариативная Доступная Безопасная
Характер взаимодействия со взрослыми Характер взаимодействия с другими детьми Система отношений ребёнка к миру , к другим людям , к самому себе
Требования к условиям реализации программы Кадровые условия реализации Программы Материально-технические условия реализации Программы Финансовые условия реализации Программы
Требования к результатам освоения Программы
Целевые ориентиры Младенческий возраст Завершение ДО -Интересуется окружающими предметами -Эмоционально вовлечен в действия с игрушками -Знает назначение бытовых предметов , умеет пользоваться ими -Владеет простыми навыками самообслуживания -Владеет активной речью -Стремится к общению с взрослыми -Проявляет интерес к сверстникам -Проявляет интерес к стихам , песням , сказкам -Развита крупная моторика -Овладевает основными культурными способами деят-ти -Проявляет инициативу и самостоятельность -Обладает установкой положительного отношения к миру -Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми -Обладает развитым воображением -Достаточно хорошо владеет устной речью -Развита крупная и мелкая моторика -Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности -Проявляет любознательность
Структура Основной Образовательной Программы Раздел Программы Часть раздела Программы Целевой Содержательный Организационный - Обязательная часть -Часть , формируемая участниками образовательных отношений -Обязательная часть -Часть , формируемая участниками образовательных отношений -Обязательная часть -Часть , формируемая участниками образовательных отношений
Структура ООП Целевой раздел Пояснительная записка - Цели и задачи реализации Программы -Принципы и подходы к формированию Программы -Значимые характеристики ( особенности развития детей) Планируемые результаты - Конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам
Структура ООП Содержательный раздел Описание образовательной деятельности в соответствии пятью образовательными областями Описание вариативных форм , способов , методов и средств реализации Программы Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями Иные характеристики содержания Программы , наиболее существенные с точки зрения авторов
Структура ООП Организационный раздел Описание материально-технического обеспечения Программы Распорядок и режим дня Особенности традиционных событий , праздников и мероприятий Особенности организации развивающей Предметно-пространственной среды
Обязательная часть программы - 60% Часть , формируемая участниками образователь-ных отношений – 40%
В Стандарте учитываются: Индивидуальные потребности ребёнка , связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья Возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации
Диагностика детей Индивидуализация образования Оптимизация работы с группой детей
Организация должна создавать возможности для: Предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам Взрослых по поиску , использованию материалов , обеспечивающих реализацию Программы Обсуждения с родителями детей вопросов связанных с реализацией Программы
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» , утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья , осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности , должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
В ДО должны быть созданы условия для: Профессионального развития педагогических и руководящих работников Консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС
«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС» Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогическо...
Статья "О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО"
В стаье рассматривается на сегодняшний день актуальная проблема - преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования....
Статья «ФГОС ДО - стандарт поддержки о взаимодействии разнообразия детства».
В нашем детском саду прошла тематическая неделя по теме «Домашние животные и птицы». Мы с детьми тоже изучили эту тему. Я внесла в работу с детьми новшество. Изобрели с детьми ...
Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Методическая статья о проведении занятийв условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждени...
Статья «ФГОС дошкольного образования - поддержка разнообразия детства»
Все мы знаем, что в 2013 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт. Введение ФГОС было связано с тем, что необходима была стандартизация содержания дошкольного образова...
Статья:ФГОС: ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ВОСПИТАТЕЛЬ?
По ФГОС пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Тогда ребенок будет понимать, что его ценят и принимают таким, какой он есть...