Статья «ФГОС дошкольного образования - поддержка разнообразия детства»
статья
Все мы знаем, что в 2013 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт. Введение ФГОС было связано с тем, что необходима была стандартизация содержания дошкольного образования, которая дала право каждому ребенку на получение качественного дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_fgos_doshkolnogo_obrazovaniya_-_standart_podderzhki_raznoobraziya_detstva.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС дошкольного образования —поддержка разнообразия детства.
Все мы знаем, что в 2013 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт. Введение ФГОС было связано с тем, что необходима была стандартизация содержания дошкольного образования, которая дала право каждому ребенку на получение качественного дошкольного образования.
Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства». Образование в ДОУ теперь рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как важный самостоятельный период в жизни ребенка. Качественное дошкольное образование становится доступным для всех детей от двух месяцев до восьми лет, вне зависимости от территории проживания и социального статуса семей.
Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся на пороге этого большого пути.
Новый документ отводит главную роль индивидуальному подходу к ребенку и игре. Тот факт, что происходит повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главного места, конечно, положителен, так как ранее на первом месте было занятие. Теперь ведущими видами деятельности по ФГОС стали игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. В программе больше нет привычных предметных областей – развития речи, рисования, лепки и т.д. Все это теперь заложено в образовательные области. Все образовательные области связаны друг с другом. Например: 1) читая ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со взрослыми и со своими сверстниками в процессе обсуждений и исследований; 2) подтверждением взаимосвязи всех образовательных областей служит предметно-развивающая среда, где конструктивная деятельность ребенка может сочетаться с познавательно-исследовательской деятельностью, коммуникативной и художественно-эстетической. Таким образом у ребенка формируется целостное представление картины окружающего мира.
В новых условиях также возрастает роль взаимосвязи в работе воспитателей и узких специалистов. Например, музыкальный руководитель будет помогать в подборе музыкального сопровождения для проведения гимнастик, разминок, мастерских и т. д. Инструктор по физической культуре будет участвовать во время проведения прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме.
Для мотивации образовательной деятельности ФГОС предлагает не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Это такие события как российские праздники («День матери», «Новый год», «День семьи», «День защитника Отечества»), международные праздники («День улыбки», «День доброты», «День Земли») и др.
Например, при подготовке к Новому году благодаря целому комплексу мероприятий (беседы, просмотр презентаций, чтение, игры, изготовление поделок) дети знакомятся с традициями празднования Нового года в России и в других странах.
Стандарт требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. Таким образом изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. А это подразумевает наличие ряда компетенций у педагога: умение вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка. Педагог может обратиться к ребятам: «Скоро настанет праздник! А заметно ли в нашей группе, что приближается праздник? Как вы думаете, что надо сделать, чтобы…?»
Начиная совместную деятельность по украшению группы, педагог может обратиться к ребенку с таким вопросом: «Я буду выполнять эту работу, а что планируешь делать ты?»
Согласно новому стандарту родители теперь должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Например, родители воспитанников нашего сада принимают активное участие в организациях и оформлениях выставок экологической направленности: «Осенние фантазии», «Наши домашние питомцы», «Вороний день», «Животные Балтийского моря» и т.д.
Стремясь к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка, стандарт предполагает сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной. Опираясь на возрастные особенности воспитанников , учитывая их познавательные интересы педагог вовлекает детей и родителей в проектную деятельность. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности и инициативы, так как в ходе реализации проекта дети вместе с педагогом ставят цель, осуществляют свой замысел, оценивают полученный результат. Так в нашем саду были реализованы следующие проекты «Елочка красавица», «Мы живем в России», «Зимние забавы», «Сохраним красоту родного края», «Лето – это интересно». Таким образом, педагог мотивирует и привлекает воспитанников и их родителей к трансформированию предметно-пространственной среды. Благодаря проектной деятельности среда пополнилась игровыми атрибутами, фотоальбомами с изображением природы родного края в разные времена года, поделками из природного и бросового материала. Поэтому можно сказать, что предметно-пространственная среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что реализация ФГОС ДО предоставляет большие возможности для творческой самореализации педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Родителям о ФГОС. Стандарт поддержки разнообразия детства"
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с се...
"Поддержка творческого потенциала детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Создание ФГОС ДО - это новый шаг в понимании детства. Стандарт позволяет услышать ребёнка. Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна,...
Личностно-ориентированный подход - стандарт поддержки разнообразия детства
В публикации оописываются концепции детства как методологические ориентиры современной дошкольной педагогики. Расркрываются основные составляющие понятия "поддержка разнообразия детства", "личностно-о...
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены условия для реализации оказания успешной педагогической поддержки ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, а также приемы и способы педагогической поддержки в дошкольной ...
Статья «ФГОС ДО - стандарт поддержки о взаимодействии разнообразия детства».
В нашем детском саду прошла тематическая неделя по теме «Домашние животные и птицы». Мы с детьми тоже изучили эту тему. Я внесла в работу с детьми новшество. Изобрели с детьми ...
Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования
Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования...