Игровые дидактические пособия для развития ручной моторики дошкольников
картотека (средняя группа)

Самойлова Наталья Викторовна

Игровые дидактические пособия для развития ручной моторики дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые дидактические пособия для развития ручной моторики дошкольников


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ КРЫШКИ»
Цели
• Учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
• Воспитывать интерес к обучению, усидчивость.
Оборудование
Деревянные основы со встроенными в них горлышками для крышек (прямоугольная основа рассчитанная на 6 крышек, расположенных в ряд; квадратная основа, рассчитанная на 9 крышек, расположенных в три ряда), наборы крышек различного цвета и диаметра, карточки-схемы с вариантами чередования крышек по цвету.
Ход игры
Педагог кладет перед ребенком деревянную основу, тару с крышками и карточку-схему. Затем показывает, как нужно выполнять это задание, при этом делая акцент на последовательности действий (рассматривание схемы, нахождение необходимой по цвету крышки, определение ее места на основе, закручивание крышки). Далее педагог предлагает открутить крышки и приступить к выполнению следующего варианта схемы.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ»
Цели
• Учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков.
• Развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
• Воспитывать учебные навыки.
Оборудование
Деревянные основы с закрепленными в них стержнями (ватные палочки), в зависимости от длины рассчитанные на 8 и 10 шариков; набор шариков разного цвета (крупные бусины); карточки — схемы с различными вариантами чередования шариков по цвету.
Ход игры
Педагог может заниматься с одним или двумя детьми. Вначале он показывает принцип нанизывания шарика с отверстием на стержень, затем демонстрирует ход действий: анализ схемы, нахождение нужного шарика, нанизывание его на стержень. После показа педагог предлагает ребенку продолжить игру. Далее меняются карточки-схемы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
Цели
• Учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания.
• Закреплять знания цветов.
• Развивать точность движений рук, зрительно-двигательную координацию, целенаправленное внимание.
• Воспитывать познавательный интерес, усидчивость, целеустремленность.
Оборудование
Деревянные основы с выемками, расположенными в ряд; емкость для хранения шариков и фишек разного цвета; схемы для выкладывания.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку рассмотреть деревянную основу, затем просит выбрать шарики или фишки одного цвета и заполнить ими выемки. Далее педагог знакомит ребенка со схемой и дает образец действий (анализируем схему, находим нужный по цвету шарик, выкладываем его по схеме и т.д.) После усвоения инструкции ребенком можно предложить ему другой вариант схемы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ ШНУРОК»
Цели
• Учить детей натягивать шнурок по схеме вокруг фишек.
• Развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, мелкие движения рук, зрительное восприятие, внимание, мышление.
• Воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Материалы
Деревянная основа с фишками (силовые кнопки разного цвета), расположенными по определенной схеме; шнур с наконечником.
Ход игры
Педагог может заниматься с одним ребенком или несколькими детьми. Вначале предлагается рассмотреть доску, провести пальчиком по дорожке из фишек. Затем педагог показывает, как нужно натягивать шнурок вокруг фишек. Далее дети начинают самостоятельную работу, в случае затруднений педагог

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАБАВНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
Цели
• Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
• Развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
• Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Оборудование
Прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы; набор цветных прищепок.
Ход игры
Педагог может предложить играть сразу двум детям. Вначале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть-закрыть). Затем педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ЗАКРОЙ КОРОБОЧКИ”
Цели
• Учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; 
• Формировать целенаправленное внимание, учить действовать путём проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину и т.д.), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.
Материал
Коробочки одинаковой формы, но разной величины, разные по цвету.
Усложнение
закрывает коробочки, разные по форме (выбор из двух);
закрывает коробочки, разные по величине;
закрывает коробочки, разные по цвету.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ”
Цели
• Закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие. 
• Продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев. 
• Совершенствовать координацию и точность движений.
Материал
Баночки с прорезями: 
1) для геометрических форм;
2) для разноцветных крышек;
3) для колпачков от фломастеров.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “КРАСИВЫЕ УЗОРЫ”
Цели
• Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; 
• Учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов “большой”, “маленький”; 
• Учить ритмичному чередованию величин. 
• Развивать мелкую моторику.
Материал
Большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); чистые полоски бумаги; геометрическая мозаика; образец с готовым орнаментом.
Методические рекомендации
Педагог выставляет образец с готовым орнаментом; обращает внимание, какой красивый получился узор. Показывая на первый кружок, говорит: “Большой круг, маленький и т.д.”. Показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская контура, обращает внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой - маленький. Дети выполняют, ориентируясь на образец.
Усложнение
чередование по цвету.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ОБВЕДИ И НАРИСУЙ”
Цели
• Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); 
• Понимать, что обводящее движение очеркивает контур предмета; называть предмет и его изображение. 
• Развивать мелкую моторику.
Материал
Шаблоны для обрисовывания: ёлочка, заяц, медведь, яблоко и др. предметы.
Методические рекомендации
Вначале рассмотреть шаблоны, научить ребенка видеть целостный предмет в шаблоне. Если ребенок затрудняется соотнести шаблон с картинкой, то помочь обвести указательным пальчиком контур предмета (по шаблону); затем ребенок обводит контур карандашом по шаблону совместно со взрослым и, наконец, ребенок действует самостоятельно.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “БЕЛАЯ РОМАШКА”
Цели
• Формировать у детей представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу. 
• Учить выделять части и соединять их в целое. 
• Продолжать развивать внимание и запоминание. 
• Развивать мелкую моторику.
Материал
Контуры лепестков белые – 30 штук, кружки желтые – 5 штук.
Методические рекомендации
Рассмотреть ромашку (есть лепестки, глазок); найти похожие на лепестки ромашки (контуры лепестков) и “глазок” (желтый кружочек). Педагог показывает, как расположить ромашки на столе. Затем ребенок выполняет самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук «Познаю мир руками» для детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики это  одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка, пис...

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Дидактическая игра на развитие ручной моторики для старшей и подготовительной групп детского сада «ПАЛЬЦЕХОД»

В моей статье представлена дидактическая игра "Пальцеход" на развитие ручной моторики для детей старшей и подготовительной групп, целью которой является стимулирование речевой и мыслительной...

Памятка для родителей "Дидактические игры на развитие ручной моторики с использованием кинезиологических упражнений"

Дидактические игры на развитие ручной моторики с использованием кинезиологических упражнений Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения...

Игровые дидактические пособия для развития ручной умелости дошкольников

Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях (рисование, лепка, конструирование, подготовка руки к письму и т.п.). Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графич...

«Игровые дидактические пособия по развитию речи дошкольников».

—Дидактические  пособия , находящиеся в данной игровой зоне соответствуют возрастным особенностям детей. Разнообразие их стимулирует познание ребёнка, формирует понятие о сенсорных эталонах. Сенс...

презентация "Игровые дидактические пособия по развитию речи дошкольника

Предназначения дидактических игр в развитие речи...