«Использование пособия лэпбук в работе с детьми с ОВЗ»
консультация (подготовительная группа)

Толстопятова Олеся Александровна

У детей с ОВЗ имеются проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, недостатки развития устной речи, сниженная познавательная мотивация, проблемы с концентрацией внимания и организованностью, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления, и др., что отрицательно влияет на образ жизни детей. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ  недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги  ищут новые подходы, технологии и приёмы. Один из практических методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является Лэпбук.

Цель исследования : изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Изучить научно – методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.

2.Создание ЛЭПБУКА в детском саду, практическое применение в педагогической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_posobiya_lepbuk_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование пособия лэпбук в работе с детьми с ОВЗ»

 

 

Аннотация

 

У детей с ОВЗ имеются проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, недостатки развития устной речи, сниженная познавательная мотивация, проблемы с концентрацией внимания и организованностью, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления, и др., что отрицательно влияет на образ жизни детей. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ  недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги  ищут новые подходы, технологии и приёмы. Один из практических методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является Лэпбук.

Цель исследования : изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Изучить научно – методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.

2.Создание ЛЭПБУКА в детском саду, практическое применение в педагогической деятельности.

 

 

Лепбук-  с английского- наколенная книга или  самодельная , инрерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, книжками гармошками, которые ребенок может достать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Получается эффективная работа над любой заданной темой лепбука, которая чрезвычайно нравится детям.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Лэпбук – это  отличный способ для развития ребёнка через познавательную деятельность. Возможность самостоятельно собирать и организовывать информацию, применять полученные знания в игровой деятельности, это возможность социализации детей, умения общаться.

Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

 Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей делает процесс познания интересным и увлекательным, позволяющим ответить в одном лэпбуке на конкретный интересующий его вопрос, через разные виды деятельности. Также, это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал. Эта работа предусматривает постоянное нахождение рядом с ним взрослого. В силу своих возрастных особенностей дошкольники очень ранимы, если у них что-то не получается, поэтому взрослому надо незаметно направить детские старания и усилия в нужное русло.

Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень важно всесторонне развиваться, и лэпбук должен быть направлен на развитие каких-либо умений и навыков, коррекцию имеющихся нарушений.

Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Он  :

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Самый первый лэпбук был разработан мною к тематическому месячнику «Зима». Цель его создания : расширить знания детей о времени года- зима. Он предназначен для детей старшего дошкольного возраста, но некоторые элементы можно использовать и в работе с младшими дошкольниками.

Задачи лэпбука : повысить познавательный интерес у детей; закрепить и систематизировать знания детей о зиме; обогатить и активизировать словарный запас детей.

В него входят следующие игры и задания: зимние приметы, загадки , игра «Найди отличия», игра «Чей след на снегу?», зимние мини-книги, карточки «Зимующие птицы», стихи о зиме, игра «Собери картинку», Игра «Соедини носочки парами».

Второй лэпбук я разработала специально для девочек. Это пособие по гендерному воспитанию «Я – девочка». Так как столкнулась с такой проблемой, что в моей группе некоторые девочки предпочитают «быть мальчиками», т.е играют в мальчишеские игры, говорят о себе в мужском роде и куклам предпочитают машины  и инструменты.

Целью данного дидактического пособия является: формирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения «Я девочка».

Основную часть лэпбука составляют дидактические и ролевые игры, речевой и наглядный материал, раскраски. В нем представлены такие игры:

«Одень куклу», «Собери чемодан», «Мамины помощники», «Собери и укрась торт», «Мое настроение», «Мамины профессии», «Сделай прическу»,

«Шнуровка», «Приготовь обед», «Накрой на стол», « Я- визажист»и другие развивающие игры.

Третий лэпбук разработан мною недавно к 75- ти летию Дня Победы. Позволяет расширить представление детей о празднике, его значении, познакомить с военной техникой, оружием того времени, его символами, городами-героями и орденами. В лепбуке собраны материалы о ВОВ для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Состоит из трех разворотов, на которых помещены 16 развивающих заданий.

1.Полководцы Великой Отечественной войны.

2.Герои Войны .

3.Символы Победы. Содержит карточки с краткими характеристиками военной символики СССР: флаг СССР, георгиевская лента, красная гвоздика, вечный огонь и другие.

4.Мини- кармашки с орденами ВОВ.

5.Кармашек с дидактической игрой « Чьи это предметы?» Содержит большие карточки с военными профессиями и маленькие с предметами для этих профессий. Детям надо соотнести предмет с профессией.

 6.Наши земляки в годы войны.

7. Дети- герои ВОВ.

8. Мини книжка «Стихи о войне».

9. Разрезные картинки «Военная техника». Дидактическая игра в которой дети должны собрать из элементов военную технику.

10.Книжка- раскладушка «Что нужно солдату».В ней содержатся картинки с необходимыми солдатскими вещами и предметами.

11.Дидактическая игра « Найди тень». Карточки с изображением военной техники и ее тени.

12.Города- герои ВОВ.

13.Животные-герои войны.

14.Поделки оригами ко Дню победы. Содержит карточки со схемами поделок из бумаги самолетов, кораблей, солдатиков, голубей мира.

15. Книжка – раскладушка с пословицами о смелости, о героях и о подвигах.

16.Объемная книжка «Памятники Войны».

 

Выводы:

 

Я считаю, что лэпбук – для особых детей это некоторая особая форма организации учебного и наглядного материала. Помогает ребенку по своему желанию познавать, понимать и самостоятельно запоминать полученную ранее информацию. К тому же Лэпбук направлен на самостоятельную работу детей.     

У детей с ОВЗ нарушена память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при работе с лэпбуком являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки). Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом, разнообразием материала и возможностью работать самостоятельно.

Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Эти удивительные папки  для воспитателей являются помощником в работе с детьми с ОВЗ, помогающим организовать активную речевую, коммуникативную и познавательную деятельность воспитанников.

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Блохина Е.,Лиханова Т. «Лэпбук- накопленная книга»// Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. — 2015. — № 4. — С.29–30.

2.Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
3.Гатовская Т.А « Лэпбук, как средство обучения// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. научной конференции.- Пермь: Меркурий,2015

4.Нурисламова А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного обучения,2012

Интернет ресурсы:

 

1.Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto...

2. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...

3. Пестова Э.Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk

4.Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми с ОВЗ./С.Н.Кулясова,Л.В.Анохина. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/lepbuk-kak-innovatsionnyy-podhod-v-rabote-s-detmi-s-ovz/viewer//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование "Лэпбуков" при работе с детьми с ОВЗ.

Статья на тему  Использование "Лэпбуков" при работе с детьми с ОВЗ. автор Старыгина И.Ю....

Из опыта работы "Использование лэпбука в работе с детьми"

В консультации расскрываются варианты работы с лэпбуком....

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста Лэпбук «Дикие животные».

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста    Лэпбук ...

статья "Использование инновационной технологии "Лэпбук" в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Методическое пособие предназначено для работы с детьми с младшего возраста Лэпбук"Времена года" активизировать речь детей способствовать расширению и закреплению представлений ребенка о временах года.

Развивающий настольный лэпбук «Времена года» Актуальность. В группе для детей с тяжелыми нарушениями. Практика показывает, что современные дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья,...