Использование пособия "Нумикон" в работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_metodiki_numikon_dlya_obucheniya_schetu_detey_s_ovz.docx | 316.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методики Нумикон для обучения счету детей с ОВЗ
Что такое Нумикон?
Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны. В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь
Почему формы Нумикона выглядят именно так?
Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены систематично, вы сразу видите, что их восемь.
Объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме.
С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции - сложение, вычитание. Он также помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д., и может успешно использоваться при обучении школьников.
Этапы работы с Нумиконом
Программа Нумикон предназначена для обучения счету детей с отклонениями. Достаточно подробно этапы работы с Нумиконом описаны в статьях, изданных организацией Даунсайд Ап.
Я разделила работу по обучению счету с помощью Нумикон на несколько этапов иначе.
Первый этап – игровой, ознакомительный - через различные сенсорные игры с шаблонами (закапывание в песок и крупу, раскрашивание красками, оттиски на пластилине или глине, конструирование мебели, домиков и т.д.) ребенок начинает видеть основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее.
Второй этап - конструирование рядов из форм Нумикона.
В процессе конструирования из форм Нумикон дети узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к овладению операциями сложения и вычитания.
Третий этап - обучение счету.
Ребенок выбирает нужный шаблон и подкладывает его, собирает лесенку, можно ввести числовое название каждого шаблона. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и т.п. Таким образом, дети знакомятся с цифрами и начинают работать с числовым рядом.
Для закрепления понятия состава числа – продолжаем накладывать одни формы на другие, потом выкладываем рядом и обводим обе полученные формы.
Кропотливая, длительная, тщательная и ежедневная работа над составом чисел необходима для успешного обучения операциям сложения и вычитания.
Также продолжаем выполнять графические задания, например, соединяем изображение формы Нумикона с нужной цифрой линиями.
Четвертый этап - освоение арифметических действий.
Нумикон активно используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями. Вся предварительная работа с Нумиконом направлена на то, чтобы ребенок понял, что шаблоны можно соединять друг с другом вплотную, без промежутков.
Операция сложения с помощью форм Нумикон очень наглядна. Ребятам предлагается «сложить вместе», т. е. соединить две формы и посмотреть «на какую форму они стали похожи?».
К сожалению, вычитание с помощью Нумикона требует большего абстрактного мышления. Например, чтобы решить пример 7 - 4 надо «розовую семерку накрыть сверху салатовой четверкой». А потом определить «на что похожа незакрытая часть?». Осознание целостности незакрытого участка довольно сложно, вот почему так важна предварительная длительная работа по освоению состава числа.
С ребятами-школьниками с помощью Нумикона можно решать примеры с переходом через десяток. При решении таких примеров с использованием традиционных счетных материалов ребятам сложно не пересчитывать. С использованием Нумикона сложение наглядно иллюстрируется соединением деталей, а результат сложения можно сразу увидеть, не производя пересчет, поскольку каждое число у ребенка уже ассоциируется с определенной формой (10 – «большая синяя форма»).
С ребятами, уверенно владеющими операциями сложения и вычитания с помощью Нумикона можно решать задачи, сначала используя картинки, потом моделируя условие задачи с помощью шаблонов.
Особенно наглядна операция деления. Так, для того, чтобы разделить 10 на 5 надо сверху на форму 10 положить форму 5. «Сколько таких форм поместится? На сколько частей мы форму 10 разделили? Две. Значит, 10:5 будет два». Таким образом, результат деления нагляден, не абстрактен.
Обобщая опыт использования Нумикона в работе, можно сделать вывод, что Нумикон может стать удачным дополнением для начального обучения математике в дополнение к существующим методам и материалам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использовании в работе с детьми развивающих игр логико-математического содержания.
в методической разработке представлена систма работы с развивающими играми логико-математического содержания: даны критерии готовности коллектива к работе с данными материалами, ожидаемые резуль...
Использование в работе с детьми предметов, различных пособий для развития движений в повседневной деятельности детей
Рекомендации по спользованию в работе с детьми предметов, различных пособий для развития движений в повседневной деятельности детей....
Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми русских народных игр
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение к национальной игре более чем опра...
Использование в работе с детьми пословиц и поговорок как неотъемлемой части русской истории и народного быта
Использование пословиц и поговорок в работе с детьми...
« Использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактических игр, рекомендованных УМК «Татарча сөйләшәбез»
Во время обучения русскоязычных детей татарскому языку для закрепления активных слов и речевых образцов, для обогощения словарного запаса использую дидактические игры. Используя демонстрационный и раз...
Оформление и использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения
Материал носит как теоретический материал - ориентиры воспитателям при оформлении уголка, так и фотографии с использованием уголка...
Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.
Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...