"Народное искусство "
презентация
"Народное искусство и нематериальное культурное наследие России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_iskusstvo.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народное искусство исторически сложившаяся область художественной культуры того или иного народа, изначально связанная с его трудовой деятельностью и представляющая его материальную и духовную культуру. Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков.
Народное творчество включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества, которые можно разделить на две основные составляющие: - фольклор или устное народное творчество, проявляющееся в формах песен, танцев, сказок, легенд, мифов, былин, эпоса, частушек, анекдотов и стихов. - материальное или декоративно-прикладное искусство, к наиболее распространенным видам которого относятся: плетение, ткачество, резьба, роспись, вышивание, художественная обработка металла.
Нематериальное наследие — совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. Наряду с термином "нематериальное" (" non-material ") в зарубежной музеологической литературе часто употребляется термин "неосязаемое" (" intangible "), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме.
Сегодня к нематериальному культурному наследию относят: язык народа, национальные праздники, обряды, ритуалы, верования, навыки, традиционные ремесла и промыслы.
Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Уже в дошкольном детстве каждый ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое аккумулировано, выражено в народном декоративном искусстве. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в потешках , детских песенках, прибаутках объединены импровизационность , изобразительность, ритмичность и наставительность. Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания, окружающего мира. Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл.
Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период. Детское творчество - это создание ребёнком субъективно нового продукта (рисунка, рассказа, сказки, песенки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребёнка в процессе творческой деятельности. Для развития детского творчества детям необходимо получать разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, знакомиться с произведениями изобразительного искусства, приобретать определённые знания о предметах и явлениях, овладевать навыками и умениями, осваивать способы деятельности.
Устное народное творчество Знакомство ребенка с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек . Под звуки их напевных слов ребенок легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка»), накормить («Травка – муравка»). Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. В качестве дополнительных средств воспитания народная педагогика использует и другие компоненты народной культуры: песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Дошкольная образовательная организация - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – это незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»
Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...
Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.
quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям....
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...
«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"
laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...