Конспект НОД - Русский самовар и чаепитие на Руси
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Знакомство детей с историей появления самовара и традицией чаепития на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_-_russkiy_samovar_i_chaepitie_na_rusi.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русский самовар и чаепитие на Руси»
(конспект НОД по познавательному развитию
с элементами творчества для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: приобщение детей к русской народной культуре: познакомить с традицией чаепития на Руси.
Задачи:
Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
Воспитательные задачи: формировать у детей интерес к истории своего народа, желание чтить и уважать традиции своего народа; прививать любовь к Родине.
Словарная работа: самовар, цилиндрическая форма, конусообразная форма, самоварная столица, термос.
Атрибуты: волшебный сундучок, самовар, видеофильм, альбомы, масляная пастель.
Приемы и технологии:
- художественное слово;
- здоровьесбережение;
- игра;
- показ, демонстрация.
Предварительная работа: беседы о русской культуре, организация выставки «Предметы русского быта», иллюстрации, наборы картинок с предметами старины, разучивание пословиц и поговорок.
Предполагаемые результаты: дети приобщаются к национальной русской культуре, берегут ее истоки, соблюдают русские традиции, с интересом играют в русские народные игры.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель:
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: - Это самовар.
Воспитатель:
- Да, правильно угадали. Давайте его рассмотрим (дети рассматривают самовар).
Воспитатель:
- Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта, он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.
Вопросы к детям:
- Какой формы делали самовары?
- Из какого материала? (ответы детей)
- Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Давайте вспомним геометрические фигуры: круг, цилиндр, конус, квадрат (показ фигур). А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).
- Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос - это прибор, который сохраняет тепло или холод продукта). Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).
- Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (просмотр видео-сюжетов).
- На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай». Ребята, а как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы детей).
Воспитатель:
- А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть.
Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек".
Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок
(после игры дети садятся на стулья).
Воспитатель:
- Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
- Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
- Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица - это главный город). Каких только самоваров они не делали! (просмотр видео-сюжетов)
- В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Динамическая пауза «Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять - Прыжки на обеих ногах на каждый счет,
Вышел дождик погулять. Маршируют.
Шел неспешно по привычке. Разводят руками,
А куда ему спешить? Пожимают плечами.
Вдруг читает на табличке: Ведут пальчиком правой руки слева направо,
«По газону не ходить!» Движение головы слева направо.
Дождь вздохнул тихонько: Глубокий вдох и произнесение междометия
«Ох!» - на выдохе.
И ушел. Газон засох. Маршируют.
Воспитатель:
- А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению самоваров. Мы с вами будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает, может, и наши самовары прославятся на весь мир. (Дети рисуют самовары, придумывая свой узор.)
Итог занятия .
Воспитатель:
- С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились? Где производят самые известные самовары? Как можно в современной жизни использовать самовар? Проводится выставка самоваров. Обсуждаются формы, варианты узоров, украшений самоваров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...
Русский самовар и чаепитие на Руси
Русский самовар и чаепитие на Руси...
«Русский самовар и чаепитие на Руси».
ООД по ФЦКМ...
Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Краткая аннотация.Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.Проект необходим взрослым и д...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....
Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....
Конспект НОД в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси» представлен при работе с детьми подготовительной группы, по приобщению...