Конспект НОД в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Шерер Надежда Викторовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси» представлен при работе с детьми подготовительной группы, по приобщению к истакам Русской Народной Культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy_samovar_i_chaepitie_na_rusi.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка», г. Бердск

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе

«Русский самовар и чаепитие на Руси»

Подготовила и провела:

Воспитатель I кв.категории

Шерер Надежда Викторовна

г. Бердск

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Цель: познакомить детей с устройством самовара и показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Задачи:

• учить детей чтить и уважать традиции своего народа;

• ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Интеграция областей: художественно - эстетическое развитие; речевое развитие;  познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие;

Раздаточный материал: марля, нитки, заварка, чайные ложки.

Словарная работа: самовар, разнос, конфорка, лучина, чаепитие.

Материал и оборудование:

• самовар, ноутбук, проектор, презентация, разные виды чая, угощения, бокалы,  Ю.Тухманова «Самовар».

Ход НОД:

  1. Орг.момент

Воспитатель: Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки!

Сегодня у нас будет необычное занятие, я предлагаю Вам устроить -  чаепитие. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей)

Воспитатель: Чаепитие – это народная традиция (слайд №1).

Воспитатель: Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком. Но давайте мы сначала рассмотрим, что находится на столе. Какого главного предмета не хватает? Я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы узнаете о каком предмете идет речь.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться. (Самовар) (Ответы детей)

Воспитатель: Да. Это самовар (слайд №2).

Пока наш самовар закипает, мы узнаем историю появления русского самовара.

  1. Основная часть

Воспитатель: Много лето тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В то время семьи были большими по 10-15 человек, поэтому одного чайника не хватало на всю семью. (слайд №3)

 Воспитатель: В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. Вот тогда-то люди и придумали самовар. 

Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды и приготовления чая (слайд №4).

Воспитатель: Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение (слайд №5).

В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный (слайд №6), а другой – праздничный (слайд №7). Гостей угощали только из праздничного самовара. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко (слайд №8).

Воспитатель: В каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стал город Тула. (слайд №9)

Воспитатель: Какие только самовары они не делали: круглые (слайд №10, цилиндрические и конусообразные (слайд №11), квадратные (слайд №12), простые (слайд №13) и расписные (слайд №14).  А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.  (слайд №15)

Воспитатель: Не одно чаепитие не обходилось без игр-забав. А теперь, мои дорогие, нам пора немного размяться.

Физкультминутка «Самовар»

Дети становятся в круг, выполняют упражнения

Самовар похож на чайник              Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево

Очень важный, как начальник.   Поднимают плечи, «пыхтят».

Вот фарфоровые чашки,                Приседают, руки на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца           Кружатся, рисуя круг руками.

Только стукни – разобьются.    Кулачками стучат над головой

Вот серебряные ложки,             Потянуться, руки над головой

Голова на тонкой ножке.          Голову наклоняют вправо-влево

Вот пластмассовый поднос.    Сделать широкий общий круг

Он посуду нам принес.

 (После физкультминутки дети садятся на свои места, самовар стоит перед детьми на столе).

Воспитатель: Вот уже и самовар поспел (вносим самовар).

Самовар пыхтит, собираться всем велит.

Давайте внимательно рассмотрим его и узнаем, из чего он состоит:

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

5. Снаружи он гладкий и блестящий.

6. У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной.

Лучина - тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для добывания огня.

Когда закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. 

Воспитатель: В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза (приём пищи, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором). Традиционно к чаю подают баранки, сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.

Воспитатель: У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай.

Воспитатель: Давайте рассмотрим и понюхаем разные виды чая. Какой чай тебе понравился по запаху? Обменяйтесь друг с другом пакетикам.

(дети подходят к столу на котором на подносе лежат различные виды чая и нюхают их).

Воспитатель: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

Воспитатель: Ребята дайте поиграем в игру: «Какой чай у нас получится?»:

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?

-Если с листьями жасмина?

-С веточками малины?

-С листьями клубники?

-С веточками вишни?

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?

-Если в чай добавить кусочки яблока?

-Цедру лимона?

-Кусочки персика?

-Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай?

Воспитатель: Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что ещё делают на праздниках?

Воспитатель: Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру – хоровод «Бабушка Маланья».

«У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего) даю ему платочек

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 3 раза.

Продуктивная деятельность

Воспитатель: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас.

Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля, заварка чая, нитки. Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе, берем чайную ложку заварки, кладем в середину марли, затем марлю складываем и завязываем её сверху, чтоб получился узелок (предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.

Воспитатель: А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик). Ребята заварился он или нет?

Итог занятия

Воспитатель:

- О чем мы сегодня с вами говорили? Что делали?

- Из чего любили пить чай? Какой чай пили?

- Что нового Вы узнали?

- Что делали люди в праздники?

- Понравилось ли вам наше занятие?

- А на следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие по нашей необъятной России, побываем на Родине чая в Китае и познакомимся с традициями чаепития народов разных стран.

Воспитатель: Ну, а теперь приятного чаепития! Звучит песня Ю.Тухманова «Самовар».

Воспитатель: Ну, раз теперь, мы все узнали о Самоваре. Можно попробовать и чай из него.

Сверху пар, снизу пар,

 Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Под руководством воспитателя дети пробуют самостоятельно открыть кран у самовара и налить чай со своим самодельным пакетиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе «Русская матрёшка»

Конспект НОД в подготовительной группе «Русская матрёшка»Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.Фор...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Русские - народные праздничные традиции»

Закрепить знания  детей о праздниках и традициях их проведения.Закрепить знания детей о России; воспитывать любовь к русскому фольклору; формировать интерес к традициям и обычаям русского народа...

Конспект ФЦКМ в подготовительной группе Русская матрешка

Конспект ФЦКМ в подготовительной группе Русская матрешка...

Конспект ООД в подготовительной группе «Русская ярмарка»

Конспект ООД в подготовительной группе «Русская ярмарка»...

Конспект ООД в подготовительной группе «Русская ярмарка»

Конспект ООД в подготовительной группе «Русская ярмарка»...

Конспект интегрированного занятия подготовительной группе «Русская матрешка» с использование нетрадиционной техники рисования пластилинография

Конспект интегрированного занятия  подготовительной группе «Русская матрешка» с использование нетрадиционной техники рисования пластилинография...

Конспект занятия в подготовительной группе «Русские народные головные уборы»

данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с одеждой наших предков...