«Русский самовар и чаепитие на Руси».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

широбокова ирина валентиновна

ООД по ФЦКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_russkiy_samovar_i_chaepitie_na_rusi.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.

Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине, приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.

Содержание образования: программа О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Словарная работа: самовар, цилиндрическая форма, конусообразная форма, самоварная столица, термос.

Средства обучения: самовар, презентация, рисунки самоваров, краски, кисти, шаблоны самоваров.

Методы и приемы: Наглядный (демонстрация); Практический (опыты, эксперементирование); Игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация); Словесный (беседа, рассказ)

Ход занятия

Организационный блок.

                     Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Очень часто за событиями                                                                          

                          И сутолокой дней

                          Старины своей не помним

                          Забываем мы о ней,

                          И хоть более привычны

                          Нам полеты на Луну,

                          Вспомним русские обычаи,

                          Вспомним нашу старину.

 - Ребята, под тканью спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

                                         Пошумит, остепенится-

                                       Пригласит чайку напиться.

Дети: - Это самовар.

Воспитатель: Да. Это самовар. Давайте посмотрим
                             
 (дети рассматривают самовар)

Познавательно-развлекательный блок.

Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

Просмотр фильма-  презентации «Самовар».

Воспитатель: Несмотря  на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый  сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

                             Сверху пар, снизу пар –

                             Шипит наш  русский самовар.

                             Милости просим на чашку чая!

                             Вот так мы живем:

                             Пряники жуем, чаем запиваем,

                             Всех в гости приглашаем.

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

     Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица это главный город). Каких только самоваров они не делали!

                                (просмотр видео сюжетов или  подборку картинок на выставке )

     В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз.  (Показывает ларец). Как вы думаете, что внутри? (Дети высказывают предположения).

Внутри ларца – маленькие мешочки. Я их вам раздам. А вы потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы думаете, что храниться в мешочках?  (Дети ощупывают мешочки, нюхают). Вы догадались, что в них?  (Дети отвечают). Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.

Восточное изобретенье –

К нему желательно варенье.

Но если такого нет,

Сойдёт и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит вашу душу,

Согреет зимнею порой.  Что это? (чай)

Воспитатель: Действительно, это чай – прекрасный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая – Китай.

Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. Однажды,  очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел насколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот. С древних времён в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливиться стать участником такой церемонии.

(Демонстрируются слайды о чайных деревьях и кустах, сборе чая. Воспитатель комментирует).

  Чайные деревья достигают в высоту 15 м. А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из неё делали маленькие лепёшечки (они умещались на ладони), которые ценились дороже золота.

   После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.

  Сейчас очень популярны чайные пакетики. Изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шёлка, ссыпал туда небольшими порциями чай и успешно возил его в такой вот «упаковке» в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели, почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо в пакетиках, опуская их в чашку. Так появился чай в пакетиках.

    (Воспитатель предлагает посмотреть на подносе чай в различных упаковках. Здесь есть и металлические сувенирные банки, и пакеты, и нарядные коробки. Так же попробовать на вкус разные виды чая - зелёный, чёрный, каркаде)

Воспитатель: - А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть.
Я познакомлю вас с русской народной игрой "Наш платочек голубой" - Станем в круг и передаем платочки под песню:

«Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

 Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

(У кого платочек окажется на последнем слове, тот выходит в круг и танцует) 
(
после игры дети садятся на стулья).

Продуктивный блок.

Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас пройти  в мастерскую по изготовлению самоваров. Мы с вами будем украшать самовары гжельской росписью. Для этого мы с вами разделимся на группы.

(дети делятся на группы с помощью разрезных картинок с изображением гжельской росписи)

Каждая команда придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает, может, и наши самовары  прославятся на весь мир.
(Дети украшают  самовары, составляя узор из элементов гжельской росписи)

Итог занятия .
Воспитатель: С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные самовары?
- Как можно в современной жизни  использовать самовар?

                                 
(Проводится выставка самоваров. Обсуждаются формы, варианты узоров, украшений самоваров).

Занятие заканчивается общим чаепитием из самовара с бубликами, сахаром и пряниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...

Русский самовар и чаепитие на Руси

Русский самовар и чаепитие на Руси...

Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"

Краткая аннотация.Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.Проект необходим взрослым и д...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....

«Русский самовар и чаепитие на Руси»

Занятие в мини-музее "Русская изба"по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, к ее традициям....

ПРОЕКТ «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, - вообще область прошлого. Как ни странно, они мо...

Презинтация проекта «Русский самовар. Традиция чаепития на Руси»

Занятие "Русский самовар". Традиция чаепития на Руси - является итогом работы над проектом. Педагоги, которые стремятся расширить знания своих детей о жизни  на Руси, о её традициях мог...