Образовательный проект Поучительные сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pouchitelnye_skazki_s.ya_._marshaka_pasport_pedagogicheskogo_proekta.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | Поучительные сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» |
Адресация проекта | Дети средней группы. |
Руководитель проекта | Сайфетдинова Татьяна Юрьевна |
Участники проекта | Сайфетдинова Татьяна Юрьевна - воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников. |
Возраст воспитанников | 4-5лет |
Особенности проекта | по характеру создаваемого продукта: игровой, практико-ориентированный информационный по количеству создателей: индивидуальный по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой по продолжительности: краткосрочный по профилю знаний: межпредметный проект по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения |
Цель проекта | Цель педагогов: развитие интереса к художественной литературе, через сказки С. Я. Маршака. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с новыми произведениями С. Маршака, создание книги с иллюстрациями детей «Сказка об умном мышонке», драматизация сказки «Сказка о глупом мышонке». |
Задачи проекта |
|
Ресурсы проекта | Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
Требования к уровню подготовленности воспитанников: Интегративные качества ребенка: -Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков. -Любознательный, активный. Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. - Эмоционально отзывчивый. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. - Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера. - Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. - Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. - Имеющий первичные представления о себе: Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме. - Ребенок, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. - Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности). Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог-психолог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов: - перспективный план; - конспекты непосредственной образовательной деятельности; - дидактические разработки, учебное пособие. Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества. Продукты деятельности детей: - рисунки, аппликации по сказке «Сказка об умном мышонке», -маски к сказке «Сказка о глупом мышонке» |
Аннотация | Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного. Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. |
Этапы работы над проектом | I этап - Погружение в проект. 1) выбор направления работы - определение темы, цели; 2) определение системы задач; 3) создание методической базы. II этап - Организация деятельности. 1) создание перспективного плана; 2) накопление ресурсов; 3) координация действий участников проекта. III этап – Осуществление деятельности. 1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом; 2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком); 3) итог, анализ работы. IV этап – Оформление. 1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: , выставка рисунков, книги с иллюстрациями с элементами аппликации к произведению «Сказка об умном мышонке» 2) презентация книг детьми – участниками проекта своим сверстникам и родителям, а так же детям младших групп и драматизация сказки «Сказка о глупом мышонке» V этап – Презентация. 1) окончательное оформление проекта; 2) презентация на уровне МДОУ. |
Пояснительная записка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Исходя из этого, разработала проект «Поучительные сказки С.Я. Маршака» для детей среднего возраста. Цель проекта: развитие интереса к художественной литературе, через сказки С.Я. Маршака.
Исходя из цели, наметила задачи:
- формировать способности к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи
- Расширять читательский опыт за счет разных жанров (сказки о животных).
- Развивать способности целостного восприятия текста, понимать главные характеристики героев.
- Развивать способность к эмоциональному восприятию текста и общего настроения произведения.
- Поощрять желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героев и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, аппликации и в игре-драматизации.
- Воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Воспитывать бережное отношение к книгам.
В рамках тематической недели «Мир книги и театра» для детей организовала выставку книг С.Я. Маршака, где обратили внимание на две ярко иллюстрированные книги «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке». Ребят заинтересовала, почему одна сказка о глупом, а другая об умном мышонке у одного и того же автора, и почему эти сказки так называются. Чтобы ответить на этот вопрос, совместно с ребятами приняли решения прочитать и изучить эти две сказки.
На втором этапе разработала перспективный план по данной теме на основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.
Разработала комплекс определенных занятий: коммуникация «Сказка о глупом мышонке», познание «Библиотека – дом для книг», художественное творчество «Аппликация к сказке об умном мышонке», познание (математика) «Порядковый счет».
Подобрала и изготовила необходимые учебные пособия: дидактическая игра «Хорошо - плохо», «Герои сказок», «Мудрые сказки», «Составь рассказ по картинке», «Собери картинку», иллюстрации к пословицам «Эти мудрые пословицы», схемы, модели, иллюстраций к произведениям С. Маршака.
Для реализации проекта было необходимо создать развивающую среду. В ходе проекта пополнила уголок художественной литературы сказками С. Я. Маршака, атрибутами по театрализованной деятельности, организовала выставку книг С.Я. Маршака.
При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:
1) Проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Успешность развития дошкольников при знакомстве с произведениями С.Я. Маршака становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту: по художественной деятельности, познание (математика).
2) для работы с родителями воспитанников подобрала информацию в родительский уголок «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей», «Художественная литература, как средство развития дошкольников»
3) Совместно с родителями воспитанники изготовили маски к произведению С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке».
4) Организовала экскурсию в библиотеку на поселке Северный.
На следующем IV этапе оформили продукты проектной деятельности:
-педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;
-дети: дидактические игры, выставка рисунков книги «Сказка об умном мышонке», атрибуты к театрализованной деятельности по «Сказке о глупом мышонке».
Дети показали театрализованную постановку детям младшей группы «Сказка о глупом мышонке», с большим энтузиазмом показали книгу с собственными иллюстрациями «Сказка об умном мышонке».
Я считаю, что дошкольники получили возможность сравнить и изучить сказки С. Я. Маршака, научились сопереживать героям сказки. Ребята продемонстрировали свои актерские способности, приняли участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы. Значит, мой проект - познавателен и полезен.
На заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое взаимодействие по сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» (средняя группа)
Задачи:обучающие:знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;пополнение знаний о творчестве детского поэта С.Я.Маршака;обучение детей сотрудничеству, изображению повадок живо...
Инсценировка по мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Заключительный этап проекта "Домашние животные"- инсценировка по мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»....
По мотивам сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Сценарий праздникаВ первой младшей группе «Василек»...
Театрализация сказки С.Я.Маршака " Сказка о глупом мышонке"
Ребёнок 4 – 5 лет постепенно переходит: – от игры ” для себя ” к игре, ориентированной на зрителя; – игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат; – игры в малой гр...
Проект по сказке С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» (организации игрового взаимодействия детей)
Проект составлен для средней группы....
Проект по сказке С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Пополнять знания о творчестве детского поэта С.Я.Маршака...
Методическая разработка проекта «Создание книжки по сказке С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» для детей среднего дошкольного возраста
Идея проекта возникла на утреннем детском круге, когда началась «неделя Маршака». На утреннем круге дети предложили сделать книжку. Позже было выбрано ими и литературное произведение для э...