Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте
статья (старшая, подготовительная группа)

Муртазина Любовь Александровна

Можно детям долго и много рассказывать об истории своего народа, но читать лекции по истории ребенку, дело не благодарное. На помощь приходит игра. А какая игра обходится без игрушки? И тут важно ввести ребенка в мир народной игрушки. Путешествуя по нему, мы можем перемещаться во времени и пространстве, так как корни народной игрушки уходят в глубокую древность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_igrat_s_narodnymi_igrushkami.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте B детском саду много внимания уделяется нравственному воспитанию детей, а именно воспитанию любви к близким, к родному городу, родной стране. Но эта работа может быть затруднена, если дети не будут знать историю своих предков, их культуру, уклад жизни, обряды, верования.

Можно детям долго и много рассказывать об истории своего народа, но читать лекции по истории ребенку, дело не благодарное. На помощь приходит игра. А какая игра обходится без игрушки? И тут важно ввести ребенка в мир народной игрушки. Путешествуя по нему, мы можем перемещаться во времени и пространстве, так как корни народной игрушки уходят в глубокую древность.

Как же научить ребенка играть с народными игрушками?

Обязательно нужно разрешать детям брать в руки любые игрушки свободно, без страха, без боязни уронить, разбить или сломать. Тогда ребята будут полностью поглощены играми и другими действиями с игрушками.

На начальном этапе знакомства с игрушкой, рядом с детьми должен находиться подготовленный взрослый человек, который поможет им научиться играть в народные игрушки.

Взрослый непременно должен быть сам увлечен игрой. Играть без интереса, без увлечения просто не имеет смысла!

Дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста.

Надо постараться включать народные игрушки в игры детей как можно раньше. Уже в 2-3 года у ребенка могут быть глиняные, деревянные игрушки. Это должны быть только подлинные народные игрушки! Их можно без опасений разрешать ребенку брать в рот. Глиняные свистульки в районе свистка (там, где дырочка), ничем не загрунтованы, это чистая обожженная глина. Краски для росписи используются такие, что они «не мажутся», не стираются под руками. Глиняную свистульку можно даже помыть теплой водой.

Очень хорошо, если игрушки будут звучащие — гремящие, свистящие. Они должны иметь удобную обтекаемую форму, изображать узнаваемый персонаж или предмет, иметь гармоничную по колориту роспись. Надо пробовать играть с разными видами народных игрушек, все дети разные и каждому понравится что-то свое.

Глиняные свистульки-подвесы птички имеют очень простую обтекаемую форму, их маленький размер удобен для маленькой детской руки, кроме того птички имеют веревочку, чтобы их можно было намотать на руку или пуговицу, подвесить к чему-нибудь. Глиняные свистульки в виде птички ярко расписаны красивыми узорами. Эти яркие свистульки из глины очень мелодично свистят. Все это делает их удобной и интересной игрушкой для маленьких детей, начиная даже с 1-2 лет.

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется. В  них могут играть дети с 3-4 лет.

Ребенок берет в руки маленькую глиняную свистульку, и он сам придумает — как ему играть с этой игрушкой.  Она сразу превращается летающие самолетики, и в ныряющих рыбок

В 5-6 лет детям становятся интересны любые игрушки, именно в этом возрасте очень важно знакомить детей как можно с большим количеством народных игрушек, рассказывать об игрушках и обучать играм с ними.

На начальном этапе знакомства с народной игрушкой, взрослый должен играть с детьми. Вместе придумывать игры! Сам должен быть увлеченным и заинтересованным человеком! Рассказывать детям об игрушках, «открывать» им тайны и секреты незнакомых игрушек!

Необходимо начинать игру с историй о появлении народных игрушек. Показать, что в народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире магическом, обрядовом. Многие игрушки рождались из древних ритуальных фигурок людей и животных.

Необходимо рассказывать детям, что, создавая игрушку, народный мастер создавал выразительный образ животного, человека, птицы, отражая то главное, что присуще тому или иному персонажу. Для этого он сознательно преувеличивал, обобщал качества, которые более всего характеризуют этот образ. Рассматривая игрушки, ребенок узнает, что в славянской мифологии женский образ являлся олицетворением матери-земли; конь, всадник и птица — как символы солнца, добра и благодати; медведь — как знак доброй силы и покровитель леса; рогатые животные — как воплощение богатства и продолжения жизни.

 Дети очень любят секреты, тайны. Можно раскрыть секрет, что народной игрушке присущ свой язык знаков и символов, что в росписях, узорах можно прочитать зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия, что в росписи часто встречаются оттенки красного цвета, напоминая нам о солнце, распространен желтый цвет — как цвет хлебного поля, конечно, имеется зеленый - растительный орнамент и голубой - воды и неба.

Интересно проходит знакомство с игрушками, если мы используем географическую карту. Дети сами находят места, где родились и изготавливаются сейчас народные игрушки, самостоятельно делают выводы, почему в данном месте мастера делают игрушки из глины или дерева, почему игрушка имеет то или иное название. Дети начинают понимать почему мастера часто прибегали к использованию глины, дерева. Пытаются сами вылепить игрушку.

Рассматривая игрушки, дети понимают, что лепка народной игрушки только ручная. Дети видят сколько труда, любви, старания вложили народные мастера в игрушку при ее изготовлении, поэтому и играют с ней аккуратно, бережно.

Обращаем внимание детей на то, что основные традиционные сюжеты в игрушках народного художественного промысла: женская фигура (барыня), мужская фигура (солдат), домашние животные (чаще рогатые животные, как символ богатства), лошадки, петухи, курочки, уточки, лесные звери.

Рассматривая карту России, дети удивляются бескрайним количеством лесов в нашей стране. У них рождается вопрос: «Из чего еще наши предки могли делать игрушки?». Приходят к выводу, что из древесины. После это, сразу надо рассказать детям о богородской игрушке. Богородская игрушка – это один из видов русских народных промыслов, основанный на изготовлении резных фигурок из дерева. Как правило, для этого вида резьбы используется мягкая древесина, характерная для липы, ольхи и некоторых других пород.

Создавая такую детскую забаву, крестьяне несколько дней строгали поленья, чтобы добиться идеальной и безопасной для детей формы. Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание во всем мире.

С восхищением необходимо рассказать детям, какая замечательная русская матрешка! Как улыбается она хитро, потому что прячет секрет. Не спеша разъединишь две половинки - а внутри ещё одна матрёшка, поменьше, а в той - ещё. Одну за другой раскроешь всех куколок, поставишь по росту в ряд, и вот перед тобой целая семейка нарядных матрёшек.

Эти знания способствуют развитию интереса к игрушке, желание играть с ней, восхищаться русскими мастерами.

После этих познаний, ребенку будет интересней играть с игрушкой, отношение к ней будет более бережное.

 Как же играть с игрушками?

 Можно устроить скачки с филимоновскими лошадками, или хоровод филимоновских барынь, или парад самых мирных солдатиков, можно устроить  деревенский праздник с качелями, каруселями, гуляющими и танцующими! А на лесной полянке (из зеленой бумаги) собрать всех лесных животных на день рождения Олененка. Или придумать историю про кота с рыбкой, который идет в гости к барашку, а тот встречает их с балалайкой! У всех этих игрушек есть «характер», они сами подскажут взрослым и детям какие они и как с ними играть.

Глиняные игрушки, изображающие животных, могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль.

Очень интересно играть, если дополнить игрушки какими-то «декорациями» — домиками, кубиками, детским «строительным» материалом, цветной бумагой, небольшими предметами (посудой, формочками). Пусть дети создадут небольшой «сказочный остров» или «город» — свой сказочный мир.

Необходимо подчеркнуть детям, что каждая игрушка очень выразительна и образна. Необходимо пофантазировать вместе с детьми о том какой характер, какое настроение у этой игрушки. Дети могу пофантазировать и изобразить историю про эти персонажи. Посмотрите на кота — как он радуется своей рыбке! А олень — он явно собрался в гости! А может все вместе они идут в гости, например, к Папе-Оленю и его сыночку Олененку. Кроме того, у каждой глиняной свистульки свой голос, значит можно устроить свистулечный концерт.

Обязательно надо показать и рассказать детям о рукотворной, или народной кукле, что её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. 

Перед началом игры воспитатель обязан рассказать детям о том, что означает каждая кукла, почему её так называют и когда в неё играют.

Что же можно делать с куклой?

С ней можно играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Её можно нянчить и воспитывать.

Нужно рассказать детям, что куклы были без лиц. Эмоциями их наделяли сами дети.

 Интерес к игре в разы повышается, если ребёнку дать возможность самому изготовить куклу. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы, превращение кусочков ткани в какой-то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него. При этом кукла обязательно должна быть «правильной», т. е. иметь своё лицо, пусть даже нарисованное фломастером.

Конечно, народные игрушки не могут и не должны заменить ребёнку фабричные, но игра с ними и участие ребёнка в их создании позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. 

Если дети с помощью взрослых с самого раннего детства будут включать народные игрушки в свои домашние игры, будут узнавать о народных игрушках много интересного и полезного (ведь эти игрушки имеют свою «биографию»), то горизонты «большого» мира, в который дети скоро войдут, будут для них эмоционально и эстетически расширены благодаря красоте, гармонии и яркой образности, которую несут в себе подлинные произведения народного искусства. Искусство «настраивает» человека на определенный лад. Как искусный настройщик по камертону задает чистое звучание инструменту, так и народное искусство задает верное «звучание» всей жизни человека, настраивая его на чистоту и гармонию в мире, а не на грязь и пошлость. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ.

Статья о необходимости  художественно-эстетического  развития дошкольников через декоративное рисование....

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Деловая игра для молодых педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами....

Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте

Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...