План самообразования «Развитие творчества детей посредством создания поделок с использованием природных материалов»
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Ромашка» города Алушты
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
воспитателя младшей группы № 2
Ульяновой Т.А.
«Развитие творчества детей посредством создания поделок
с использованием природных материалов»
Срок реализации 1 год.
2021г.
Содержание
Цель работы:
- повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
- формировать и совершенствовать творческие способности детей посредством создания поделок из природных материалов.
Задачи:
- развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности;
- формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности;
- обучать способам конструирования из природного материала;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- способствовать созданию положительной эмоциональной среды среди детей и взрослых;
- педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста»;
- подобрать и систематизировать материал по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет посредством создания поделок из природного материала.
Ожидаемые результаты:
- у детей появится интерес к работе с природным материалом;
- желание использовать полученные навыки и знание в самостоятельной деятельности;
- у дошкольников будут сформированы представления о разнообразных природных материалах, способах их соединения;
- у дошкольников 3-4 лет будет развиваться творческое воображение, умения видеть в используемых материалах схожесть с образами, соответствующими замыслу;
- аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, при необходимости обращаться за помощью.
В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.
Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:
- «от простого к сложному», где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Используемые материалы: морские камешки, ракушки, шишки, каштаны, ореховая скорлупа, ветки деревьев, засушенные листья и т.д.
Срок работы над темой: сентябрь 2021 – май 2022 года.
Актуальность:
Окружающий нас мир сказочно богат, чудесен, неповторим. Природный материал – это кладовая для фантазии и игры воображения ребёнка. Знакомство с природным материалом, его изучение, позволяет не только получить и расширить знания детей о природе родного края, но и позволяет развивать творческое восприятие окружающего нас мира.
Природные материалы – это самые доступные материал, которые только можно придумать. Тем более, что в нашем регионе его изобилие. Из морских камешков, ракушек, шишек, каштанов, желудей, семян разнообразных растений, листьев можно творить с детьми не только в дошкольных учреждениях, но и в тёплой семейной обстановке, совместно с родителями. Кроме того, художественно-творческая работа детей с природным материалом снимает нервное напряжение, обеспечивает положительные эмоции.
Во время творческих работ с природным материалом именно в дошкольном возрасте развивается фантазия, воображение, проявляется креативность взглядов на обычные вещи. В современном мире именно творческие способности позволяют находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие нового.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Развитие творчества детей посредством создания поделок с использованием природных материалов».
Литература:
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Издание шестое (дополненное).- М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.
- Агапова И. А. , Давыдова М.А. Поделки из природных материалов. – М.: Лада, 2010. – 256 с.
- Гульянс Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. -175 с.
- Лыкова И.А. Игрушки и подарки из природного материала. Творческое конструирование в детском саду, в начальной школе и в семье. М.: Цветной мир, 2014. 144 с.
Перспективный план работы по самообразованию с детьми и родителями, самореализация
Этапы работы:
- Установочный этап
- Выбор темы
- Постановка целей и задач
- Подбор литературы
- Поиск материалов по теме в интернете.
- Теоретический этап
Мероприятия в 2021-2022 учебном году | Срок реализации | Форма отчета |
Самореализация: – изучение методической литературы; – подготовка мониторинга для определения уровня творческого развития у детей; – разработка диагностического материала для проведения мониторинга; – изучение результатов мониторинга; – разработка анкеты для родителей. Работа с детьми: – проведение мониторинга. Работа с родителями: – ознакомление с темой углубленной работы на родительском собрании, ознакомление с целями и задачами работы; – анкетирование родителей по выявлению уровня творческого развития у детей. | 1-14 сентября 14-30 сентября |
– результаты мониторинга – сообщение для родителей на тему «Развитие творческих способностей детей 3-4 года жизни» – результаты анкетирования |
- Практический этап
Учебный период | Тема недели | Работа с детьми | Самореализация | Работа с родителями |
Сентябрь | Адаптация | Знакомить детей с разнообразием природного материла. Учить правилам бережного отношения к природе. | Изучение методической литературы. Разработка анкеты для родителей. Мониторинг для определения уровня творческого развития у детей. | Ознакомление с темой углубленной работы на родительском собрании. Анкетирование родителей по выявлению уровня творческого развития у детей. |
Я и детский сад | «Дорога в детский сад» | |||
Наша группа | «Цветные камешки» | |||
Мои друзья | «В гости Зайчик к нам пришёл» | |||
Октябрь | Осень | «Кто живёт в Крымском лесу? Мишка и лисичка» | Итоги анкетирования родителей. Итоги мониторинга детей. Подготовить памятку для родителей «Правила сбора природного материала» | Памятка для родителей «Правила сбора природного материала» Участие в выставке поделок из природного материала «Осенний вернисаж» |
Овощи | «Поможем Зайчику собрать морковку» | |||
Сад. Фрукты | «Яблоки на ветке» | |||
Грибы | «Белка делает запасы» | |||
Лес. Ягоды | «Угостим Мишку ягодами» | |||
Ноябрь | Домашние животные | «Кто пасётся на лугу?» | Подготовить консультацию для родителей. | Консультация для родителей «Что даёт и как развивает ребёнка общение с природным материалом?» |
Домашние птицы | «Утки плавают в пруду» | |||
Дикие животные | «Кто живёт в Чёрном море?» | |||
Лесные птицы | «Птички на ветке» | |||
Декабрь | Зима | «Снеговик» | Изучение статей по теме в журналах «Дошкольное воспитание». | Совместное творчество детей и родителей. Участие в выставке поделок из природного материала «Новогодняя игрушка». |
Деревья. Лес | «Ёлочки в лесу» | |||
Зимние развлечения | «Мастерская Дедушки Мороза» | |||
Новый год | «Мастерская Дедушки Мороза» | |||
Январь | Игрушки | «Веселые камешки» | Подготовка и проведение открытого занятия «Каменная сказка». | Индивидуальные консультации с родителями. |
Мебель. Квартира | «Дом, в котором я живу» | |||
Обувь. Одежда | «Украсим кукле сарафан» | |||
Февраль | Профессии | «Строим дом» | Анализ открытого занятия. Подготовка презентации по итогам занятия. | Привлечь родителей к сбору природного материала для группы. |
Труд в детском саду | «Комнатные растения» | |||
Посуда и бытовая техника | «Украсим тарелочку» | |||
Я и папа | «Плывёт-плывёт кораблик» | |||
Март | Я и мама | «Букет для мамочки» | Подготовить консультацию для родителей «Конструируем из морских камешков». | Разместить консультацию в родительском уголке. |
Весна | «Цветущая яблоня» | |||
Продукты питания | «Печенье для куклы Кати» | |||
Цветы | «На цветочной лужайке» | |||
Апрель | Неделя здоровья | «Солнышко ласково улыбнулось нам» | Подготовить выставку детского творчества (поделок из природного материала). | Привлечь родителей к помощи в организации выставки детского творчества. |
Водичка, водичка | «На дне Чёрного моря» | |||
Дикие животные и их детёныши | «На горе Аю-Даг» | |||
Насекомые | «Стрекоза» | |||
Май | Дорожная безопасность | «Машины приехали в детский сад» | Выставка детского творчества. Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Сообщение для родителей на собрании «Итоги работы по развитию творчества с детьми младшей группы». |
Наши добрые дела | «Подарок другу» | |||
Пожарная безопасность | «Тили-тили, тили-бом. Загорелся Кошкин дом» | |||
Наш посёлок Партенит | «Наш посёлок рос, рос и вырос» |
Мониторинг
знаний, умений и навыков детей по теме:
«Развитие творчества детей посредством создания поделок
с использованием природных материалов»
Воспитатель: Ульянова Т.А.
№ | ФИО | Знает и правильно называет разнообразный природный материал | Знает что из природного материала можно создавать разнообразные поделки | Умеет видеть в используемых материалах схожесть с образами, соответствующими замыслу | Знает основные приемы соединения природного материала между собой | Создает изображения предметов из заготовленного природного материала | Итог |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. |
Инструментарий к мониторингу
- Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью с природным материалом в центре науки и естествознания.
- Д/и «Чудесный мешочек».
- Д/и «На что похожи облака».
Отчёт о работе по теме самообразования
«Развитие творчества детей посредством создания поделок
с использованием природных материалов»
Для углублённой работы с детьми младшей группы мною была выбрана тема «Развитие творчества детей посредством создания поделок с использованием природных материалов».
Окружающий нас мир сказочно богат, чудесен, неповторим. Природный материал – это кладовая для фантазии и игры воображения ребёнка. Знакомство с природным материалом, его изучение, позволяет не только получить и расширить знания детей о природе родного края, но и позволяет развивать творческое восприятие окружающего нас мира.
Природные материалы – это самые доступные материал, которые только можно придумать. Тем более, что в нашем регионе его изобилие. Из морских камешков, ракушек, шишек, каштанов, желудей, семян разнообразных растений, листьев можно творить с детьми не только в дошкольных учреждениях, но и в тёплой семейной обстановке, совместно с родителями. Кроме того, художественно-творческая работа детей с природным материалом снимает нервное напряжение, обеспечивает положительные эмоции.
Во время творческих работ с природным материалом именно в дошкольном возрасте развивается фантазия, воображение, проявляется креативность взглядов на обычные вещи. В современном мире именно творческие способности позволяют находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие нового.
В течение учебного года была проделана большая работа по теме самообразования: показ открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Украсим матрёшке сарафан», выставка творческих работ из камней «Мой Партенит», «Моя любимая сказка», участие в ГМО воспитателей «Каменная сказка».
Детям работа с природным материалам очень понравилась. Были созданы поделки на каждую тему недели. Коллективные работы украсили коридоры детского сада.
В течение года мною была дополнена развивающая среда по художественно-эстетическому и познавательному развитию. Разработаны дидактические игры «Цветные камешки», «Гусенички», «Собери пирамидку». В результате НОД, экспериментальной и игровой деятельности, дети познакомились с разнообразными природными материалами, изучили его, полюбили с ним играть, научились создавать из него разнообразные поделки, проявляя свое творческое воображение, фантазию. Такая работа позволила обогатить знание детей о природе родного края, ее дарах, что дает возможность решать задачи регионального компонента ДОУ.
Родители с большим удовольствием принимали участие в совместной работе по данному направлению, проявляя творческую активность. Разработаны консультации, рекомендации.
Родители и дети собирали природный материал для группы, совместно с детьми изготавливали поделки из различного природного материала. Принимали участие в организации выставок.
Была изучена дополнительная литература Агапова И. А. «Поделки из природных материалов», Э. К. Гульянс «Что можно сделать из природного материала», И. А. Лыкова «Художественный труд в д/с», Л. Парамонова «Конструирование из природного материала». Далее разработаны конспекты НОД, конспекты прогулок, игровой экспериментальной деятельности. Для повышения уровня знаний родителей разработаны консультации, рекомендации, памятки.
В дальнейшем я буду продолжать активно использовать природный материал для изготовления поделок с целью развития творческого потенциала детей в своей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром"
Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;систематизация работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ...
План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »
Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуал...
Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
План по самообразованию на год...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"
Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...
ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»
Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"
Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...
План самообразования «Развитие речи детей в младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие...