Сенсорная комната
презентация

Бауэр Елена Александровна

Цель :  - создание образовательного пространства ДОУ как среды детства, обеспечивающей условия для развития духовной личности, познания культуры и традиций своего народа, осознание ценности собственного здоровья, преобразования собственной среды жизнедеятельности, для совершенствования познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми  по развитию речи . 

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У дошкольников с нарушением  речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. Дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.

                Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые  воздействуя на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные и другие рецепторы, создают дополнительный потенциал для развития ребенка.

        Оборудование сенсорной комнаты разнообразно: сухой бассейн,  сухой душ, сенсорные дорожки, фиброоптические волокна, фиброоптическая тактильная панель, песочница, разнообразный материал для развития мелкой моторики, аквалампа, мягкий диван, тактильные дощечки для рук, мягкий зеркальный уголок с пузырьковой колонной, и другое игровое оборудование. Здесь есть все необходимое для развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка.

        Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия:

  • Релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей;  
  • Развитие зрительно- моторной координации;
  • Фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и   познавательной активности;
  • Повышение психической активности за счёт стимулирования положительных эмоциональных реакций;
  • Развитие воображения и творческих способностей детей;
  • Коррекцию психоэмоциональных состояний.

        Методика проведения коррекционной работы для детей с ОНР основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

        Игровые сеансы включают в себя:

  • Приветствие, встреча с игровым персонажем;
  • Пальчиковая, мимическая, дыхательная гимнастика, элементы психогимнастики;
  • Развивающие игры и упражнения;
  • Музыкально-ритмические или подвижные игры;
  • Релаксация;
  • Ритуал прощания.

        Использование развивающих игрушек, дидактических материалов, игрового оборудования сенсорной комнаты, помогает при развитии и преодолении нарушений в психических и поведенческих процессах и состояниях воспитанников, создает положительный эмоциональный фон, стимулирует все сенсорные процессы, воздействует на все органы чувств, благодаря этому, в безопасных и комфортных условиях, появляется возможность улучшать психо - физиологическое состояние, общаться и познавать окружающий мир. Взаимодействие со множеством разнообразных на ощупь материалов (шишек, желудей, колечек, пуговиц, камешков, ракушек, массажных мячей и т.д.) вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи. Усиление тактильного восприятия напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробный образ объекта окружающего мира создается вследствие восприятия информации о его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными предметами. При выполнении таких упражнений формируется навык сознательного, целенаправленного исследования объекта, воспитанники учатся внимательно изучать, понимать и использовать инструкцию, использовать четкий и понятный алгоритм действий.

        Важный этап работы – сравнение фигур по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой (например по цвету), постепенно усложняя условия отбора.

        Полезны задания на развитие тактильного восприятия и анализа, например:

  • Отобрать из «чудесного мешочка» на ощупь фигуры заданной формы.
  • Определить с закрытыми глазами на ощупь форму фигуры.
  • Найти одинаковые на ощупь дощечки, кусочки тканей.
  • Найти предметы определенной формы в пальчиковом бассейне (коробке, заполненной фасолью, горохом и т.п.).

        Полифункциональная среда сенсорной комнаты создает условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнат способствуют созданию у детей ощущения защищенности, уверенности в себе, спокойствия, богатство положительных эмоций – развитие внутренних резервов детей, особенно формирование у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

        Очень помогает в работе с детьми игры и упражнения в «сухом бассейне». Они важны для психоэмоционального развития ребенка, способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время таких игр дети ощущают постоянный контакт кожи с шариками. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов. Неуверенным в себе детям можно предложить упражнение «Душ превращений», которое помогает дошкольникам войти в нужный образ. Для этого упражнения необходимо игровое оборудование - «Сухой душ». Например: «Встань под душ, закрой глаза. Сейчас на тебя упадет невидимая волшебная пыль и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва. Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!» Наряду с упражнениями в  «сухом» и «пальчиковом» бассейне», «сухом душе», большой интерес у детей вызывают игры с песком.  Такие игровые задания, как «Отпечатки наших рук», «Волшебные узоры», «Сон улитки», «Чьи следы?», «Цветочная поляна», имеют огромное значение для развития психики детей. Они стабилизируют эмоциональное состояние и развивают тактильно-кинестетическую чувствительность. Яркие ощущения появляются у детей в таких играх, как «Путешествие по морскому дну», - когда вместе с детьми погружаем руки в песок и начинаем шевелить пальчиками, внимательно следя при этом за изменениями песочного ландшафта.

        Уделяется внимание на игровых сеансах и обучению навыкам саморегуляции,  самоконтроля посредством использования дыхательных упражнений,  релаксации.         Воспитанники учатся понимать, что усилием воли чувство физического напряжения может смениться чувством приятной расслабленности. Снятию психического напряжения способствуют также упражнения телесной терапии («Обнимашки», «Угадай прикосновение», «Ласковые ладошки»), элементы выразительных движений.

        Таким образом, сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития. Пребывание в ней способствует коррекции психического и эмоционального состояния дошкольника, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ СТУДЁНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

Слайд 2

ПРОЕКТ по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды, обеспечивающей эффективную реализацию « Создание сенсорной комнаты» Авторы проекта : воспитатели : Дранникова Н.С. Бауэр Е.А. Берковская Н.В. Финадеева Г.И. Финадеева Л.В.

Слайд 3

Цель : - создание образовательного пространства ДОУ как среды детства, обеспечивающей условия для развития духовной личности, познания культуры и традиций своего народа, осознание ценности собственного здоровья, преобразования собственной среды жизнедеятельности, для совершенствования познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Задачи: - создание условий для прохождения успешной адаптации к дошкольному учреждению; - познакомить педагогов и родителей с работой сенсорной комнаты; - развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты.

Слайд 5

Магнитная доска Сенсорные коробочки

Слайд 6

Тактильная панель: развитие координационных и сенсорно - перцептивных способностей, а также их коррекция, развития общей и мелкой моторики.

Слайд 8

Центр рисования песком с подсветкой

Слайд 9

Центр художественного творчества

Слайд 10

Кинетический песок

Слайд 11

Сенсорная тропа

Слайд 12

Коврик пазлы

Слайд 13

Пуфик – кресло Сухой душ

Слайд 14

Оптоволоконный пучок "Звездный дождь "

Слайд 15

Сухой бассейн,мягкий модуль

Слайд 16

Цветовой стол для проведения различных дидактических игр: «Найди такого же цвета» ; «Найди пару» и т.д.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Конспект НОД с детьми старшей группы, подгрупповое занятие – игра в сенсорной комнате «Весенние чудеса в волшебной комнате».

Цель: гармонизация эмоционального состояния детей и стимуляция речевой активности.Задачи: развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, обогащение словаря по темам «зима» и «весна», ориент...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....