Прграмма социально-психологического проекта "Детство без гаджетов"
проект (старшая группа)
Актуальность проекта обусловлена тем, что в реалиях современной жизни значительную часть времени дети дошкольного возраста проводят за различными гаджетами – играют в игры на планшете, смотрят мультфильмы, видеоролики сомнительных блогеров, обзоры видеоигр на смартфоне. Зачастую родители не контролируют время, проводимое ребенком в смартфоне. В связи с чем, у детей формируется так называемая зависимость от гаджетов, которая негативно сказывается на психологическом и психическом развитии дошкольника, а именно – появляются страхи, повышается уровень тревожности, снижается развитие познавательной сферы (нарушение концентрации внимания, снижение памяти, низкий уровень развития мышления, также наблюдаются проблемы в развитии социально-коммуникативной сферы).
В рамках данного проекта предусмотрено проведение мероприятий, способствующих качественному изменению в положительную сторону эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сфер детей дошкольного возраста.
Цель проекта: разработка мероприятий для развития социально-коммуникативных навыков и снижения чувство тревожности и страха у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Провести диагностику эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-7 лет.
- Разработать и провести мероприятия социально-психологической направленности для дошкольников 5–7 лет.
- Способствовать развитию интереса у дошкольников 5-7 лет к общению друг с другом, формированию чувства эмпатии, уважения к ровесникам.
Практическая значимость. Разработанные мероприятия социально-психологической направленности дошкольников могут быть использованы педагогами и психологами детских садов для повышения качества развития эмоциональной сферы воспитанников старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- У детей старшего дошкольного возраста увеличится интерес к взаимодействию друг с другом в социально-коммуникативных играх.
- Дошкольники научатся правильно анализировать свое эмоциональное состояние и проговаривать свои чувства.
- У детей снизится интерес к времяпрепровождению за гаджетами.
- К выпуску из ДОУ у дошкольников сформируется положительная мотивация к школьному обучению с установкой на межличностные взаимоотношения со сверстниками.
Принципы реализации проекта:
- Принцип отсутствия давления на участников. Детям нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога.
- Принцип доверия. Сотрудничество и одобрение позволят ребенку поднять свою самооценку, инициативность, даёт потенциал работать согласно личным интересам и умениям сформировать желание познавать новое.
Взаимодействие с родителями воспитанников: вовлечение родителей воспитанников в проектную деятельность через консультации о пользе и вреде гаджетов, проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (тренинги, спортивные мероприятия, утренники).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_konkursa_proektov.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий БДОУ г. Омска
«Центр развития ребенка –
детский сад № 122»
__________Л. И. Рахметова
« » июня 2022 год
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
«ДЕТСТВО БЕЗ ГАДЖЕТОВ»
Руководитель проекта: Юлдашева Эльмира Радиковна,
педагог-психолог
г. Омск, 2022 год
Проект: «Детство без гаджетов»
Направленность проекта: Развитие социально-коммуникативных навыков и снижение чувства тревожности дошкольников посредством проведения социально-психологических тренингов, арттерапии, сказкотерапии, подвижных психологических игр.
Разработчик: педагог-психолог БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 122», Юлдашева Э. Р.
Место реализации проекта (информация об организации): БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 122»
Руководитель образовательной организации: Рахметова Любовь Ивановна
Участники: воспитатели, родители, педагог-психолог, воспитанники 5 - 7 лет.
Актуальность
Актуальность проекта обусловлена тем, что в реалиях современной жизни значительную часть времени дети дошкольного возраста проводят за различными гаджетами – играют в игры на планшете, смотрят мультфильмы, видеоролики сомнительных блогеров, обзоры видеоигр на смартфоне. Зачастую родители не контролируют время, проводимое ребенком в смартфоне. В связи с чем, у детей формируется так называемая зависимость от гаджетов, которая негативно сказывается на психологическом и психическом развитии дошкольника, а именно – появляются страхи, повышается уровень тревожности, снижается развитие познавательной сферы (нарушение концентрации внимания, снижение памяти, низкий уровень развития мышления, также наблюдаются проблемы в развитии социально-коммуникативной сферы).
В рамках данного проекта предусмотрено проведение мероприятий, способствующих качественному изменению в положительную сторону эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сфер детей дошкольного возраста.
Цель проекта: разработка мероприятий для развития социально-коммуникативных навыков и снижения чувство тревожности и страха у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Провести диагностику эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-7 лет.
- Разработать и провести мероприятия социально-психологической направленности для дошкольников 5–7 лет.
- Способствовать развитию интереса у дошкольников 5-7 лет к общению друг с другом, формированию чувства эмпатии, уважения к ровесникам.
Практическая значимость. Разработанные мероприятия социально-психологической направленности дошкольников могут быть использованы педагогами и психологами детских садов для повышения качества развития эмоциональной сферы воспитанников старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- У детей старшего дошкольного возраста увеличится интерес к взаимодействию друг с другом в социально-коммуникативных играх.
- Дошкольники научатся правильно анализировать свое эмоциональное состояние и проговаривать свои чувства.
- У детей снизится интерес к времяпрепровождению за гаджетами.
- К выпуску из ДОУ у дошкольников сформируется положительная мотивация к школьному обучению с установкой на межличностные взаимоотношения со сверстниками.
Принципы реализации проекта:
- Принцип отсутствия давления на участников. Детям нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога.
- Принцип доверия. Сотрудничество и одобрение позволят ребенку поднять свою самооценку, инициативность, даёт потенциал работать согласно личным интересам и умениям сформировать желание познавать новое.
Взаимодействие с родителями воспитанников: вовлечение родителей воспитанников в проектную деятельность через консультации о пользе и вреде гаджетов, проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (тренинги, спортивные мероприятия, утренники).
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012).
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (от 24 июля 2015 г. № 514н).
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (от 19 декабря 2017 г.).
- Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 года).
- «Этический кодекс психолога» (от 14.02.2012).
Основные этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный.
На первом этапе педагог-психолог проводит психодиагностику дошкольников 5 – 7 лет с целью выявления уровня развития познавательной и психоэмоциональной сфер, а также их особенностей. Затем разрабатывается план мероприятий, составляются сценарии проведения каждого мероприятия в ДОУ. Также проводятся беседы с родителями воспитанников.
2 этап – практический.
На втором этапе в течение года проводятся социально-психологические мероприятия согласно разработанному плану. В результате участия в данных мероприятиях у детей старшего дошкольного возраста формируются чувство эмпатии, уважения к сверстникам и взрослым, навыки самоконтроля, умение осознавать свои эмоции и чувства и правильно их выражать, укрепляется интерес к играм на взаимодействие со сверстниками, снижается интерес к времяпрепровождению за гаджетами (игры и мультфильмы на телефоне, планшете), что благоприятно сказывается на психоэмоциональном развитии дошкольников.
3 этап – заключительный.
Заключительный этап подразумевает итоговую психодиагностику дошкольников, выпускающихся из ДОУ.
Для оценки процесса реализации проекта применяются следующие методы:
- общелогические: контроль, самоконтроль, учет, анализ и сравнение;
- социологические: мониторинг, анкетирование, опрос;
- психологические: тестирование, диагностика.
Для определения эффективности работы по развитию социально-коммуникативных навыков, снижению уровня интереса дошкольников старшего возраста к гаджетам возможно использование: тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика «Несуществующее животное», методика «Лесенка», методика «Закончи предложение», методика «Расскажи по картинке», беседа с ребенком.
Календарно-тематическое планирование социально-психологических мероприятий для детей 5-7 лет
Месяц | № п/п | Мероприятие | Участники | Ответственные |
Сентябрь | 1 | Психодиагностика дошкольников 5-7 лет. | Дети старшего дошкольного возраста. | Педагог-психолог |
2 | Беседы с родителями воспитанников | Родители | Педагог-психолог | |
Октябрь | 1 | Мастер-класс для педагогов по сказкотерапии. | Воспитатели | Педагог-психолог |
2 | Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников» | Воспитанники подготовительных групп | Педагог-психолог | |
Ноябрь | 1 | Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников». | Воспитанники подготовительных групп | Педагог-психолог |
2 | Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий «Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков у детей 5 – 6 лет». | Воспитанники старших возрастных групп | Педагог-психолог | |
3 | Совместное мероприятие для детей и родителей ко Дню матери «Мамино сердце» | Воспитанники старших возрастных групп, мамы воспитанников | Педагог-психолог, воспитатели старших групп | |
Декабрь | 1 | Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников». | Воспитанники подготовительных групп | Педагог-психолог |
2 | Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий «Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков у детей 5 – 6 лет». | Воспитанники старших возрастных групп | ||
Январь | 1 | Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников». | Воспитанники подготовительных групп | Педагог-психолог |
2 | Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий «Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков у детей 5 – 6 лет». | Воспитанники старших возрастных групп | Педагог-психолог | |
3 | Социально-коммуникативный тренинг «Новогоднее волшебство» | Воспитанники старших возрастных групп | Педагог-психолог | |
Февраль | 1 | Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников». | Воспитанники подготовительных групп | Педагог-психолог |
2 | Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий «Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков у детей 5-6 лет» | Воспитанники старших возрастных групп | Педагог-психолог | |
3 | Социально-спортивное мероприятие «Вместе с папой!» | Воспитанники старших возрастных групп и их папы | Педагог-психолог, воспитатели старших групп | |
Март | 1 | Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников». | Воспитанники подготовительных групп | Педагог-психолог |
2 | Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий «Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков у детей 5-6 лет» | Воспитанники старших возрастных групп | Педагог-психолог | |
3 | Конкурс на лучший плакат «Моя семья» | Воспитанники всех возрастных групп, родители | Педагог-психолог, воспитатели групп | |
Апрель | 1 | Итоговая психодиагностика дошкольников старших возрастных групп | Дошкольники 6-7 лет | Педагог-психолог |
2 | Социально-коммуникативное мероприятие «Мы умеем веселиться» | Дошкольники старших возрастных групп | Педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп | |
Май | 1 | Беседа с дошкольниками старших возрастных групп «Детские сады во время ВОВ» | Дошкольники 6-7 лет | Педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп |
2 | Родительские собрания | Родители воспитанников | Воспитатели групп, педагог-психолог | |
3 | Тренинг с родителями на тему «Гаджеты в нашей жизни» | Родители воспитанников | Педагог-психолог | |
Июнь | 1 | Социально-спортивное мероприятие «Лето без гаджетов» | Дети старшего дошкольного возраста | Педагог-психолог, воспитатели групп старшего дошкольного возраста |
Август | 1 | Творческая выставка рисунков и фотоколлажей «Мое веселое лето» | Дошкольники всех возрастных групп, педагоги, родители воспитанников | Педагог-психолог, воспитатели групп |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития ДОУ «Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условия социально-психологической готовности к школе»
Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы...
Рекомендации по организации социально-психологической поддержки инвалидов по зрению в процессе социальной интеграции
Наиболее значимыми проблемными областями «симптом-мишенями» психокоррекции и психотерапии выступают проблемы отношения к себе, собственному дефекту, осознания перспектив своего будущего, отношения к д...
Социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
презентация раскрывает сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...
Сущность социально-психологической, нравственно-волевой, психологической и физиологической готовности к школе.
Данная статья о том, насколько ребенок должен быть подготовлен к школе....
организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально-психологическое сопровождение детей с РАС
В данном проекте освятить вопросы основных этапов коррекционной работы с детьми с РАС. А также дать рекомендации педагогам и родителям при сопровождении детей с РАС....