Прграмма социально-психологического проекта "Детство без гаджетов"
проект (старшая группа)

Актуальность проекта обусловлена тем, что в реалиях современной жизни значительную часть времени дети дошкольного возраста проводят за различными гаджетами – играют в игры на планшете, смотрят мультфильмы, видеоролики сомнительных блогеров, обзоры видеоигр на смартфоне. Зачастую родители не контролируют время, проводимое ребенком в смартфоне. В связи с чем, у детей формируется так называемая зависимость от гаджетов, которая негативно сказывается на психологическом и психическом развитии дошкольника, а именно – появляются страхи, повышается уровень тревожности, снижается развитие познавательной сферы (нарушение концентрации внимания, снижение памяти, низкий уровень развития мышления, также наблюдаются проблемы в развитии социально-коммуникативной сферы).

В рамках данного проекта предусмотрено проведение мероприятий, способствующих качественному изменению в положительную сторону эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сфер детей дошкольного возраста.

Цель проекта: разработка мероприятий для развития социально-коммуникативных навыков и снижения чувство тревожности и страха у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Провести диагностику эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-7 лет.
  2. Разработать и провести мероприятия социально-психологической направленности для дошкольников 5–7 лет.
  3. Способствовать развитию интереса у дошкольников 5-7 лет к общению друг с другом, формированию чувства эмпатии, уважения к ровесникам.

Практическая значимость. Разработанные мероприятия социально-психологической направленности дошкольников могут быть использованы педагогами и психологами детских садов для повышения качества развития эмоциональной сферы воспитанников старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей старшего дошкольного возраста увеличится интерес к взаимодействию друг с другом в социально-коммуникативных играх.
  2. Дошкольники научатся правильно анализировать свое эмоциональное состояние и проговаривать свои чувства.
  3. У детей снизится интерес к времяпрепровождению за гаджетами.
  4. К выпуску из ДОУ у дошкольников сформируется положительная мотивация к школьному обучению с установкой на межличностные взаимоотношения со сверстниками.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип отсутствия давления на участников. Детям нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога.
  2. Принцип доверия. Сотрудничество и одобрение позволят ребенку поднять свою самооценку, инициативность, даёт потенциал работать согласно личным интересам и умениям сформировать желание познавать новое.

Взаимодействие с родителями воспитанников: вовлечение родителей воспитанников в проектную деятельность через консультации о пользе и вреде гаджетов, проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (тренинги, спортивные мероприятия, утренники).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konkursa_proektov.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Заведующий БДОУ г. Омска

                                                                                                   «Центр развития ребенка –

                                                                                         детский сад № 122»

__________Л. И. Рахметова

                                                                                               «  » июня 2022 год

ПРОГРАММА ПРОЕКТА

«ДЕТСТВО БЕЗ ГАДЖЕТОВ»

Руководитель проекта: Юлдашева Эльмира Радиковна,

педагог-психолог

г. Омск, 2022 год

Проект: «Детство без гаджетов»

Направленность проекта: Развитие социально-коммуникативных навыков и снижение чувства тревожности дошкольников посредством проведения социально-психологических тренингов, арттерапии, сказкотерапии, подвижных психологических игр.

Разработчик: педагог-психолог БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 122», Юлдашева Э. Р.

Место реализации проекта (информация об организации): БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 122»

Руководитель образовательной организации: Рахметова Любовь Ивановна

Участники: воспитатели, родители, педагог-психолог, воспитанники 5 - 7 лет.

Актуальность

Актуальность проекта обусловлена тем, что в реалиях современной жизни значительную часть времени дети дошкольного возраста проводят за различными гаджетами – играют в игры на планшете, смотрят мультфильмы, видеоролики сомнительных блогеров, обзоры видеоигр на смартфоне. Зачастую родители не контролируют время, проводимое ребенком в смартфоне. В связи с чем, у детей формируется так называемая зависимость от гаджетов, которая негативно сказывается на психологическом и психическом развитии дошкольника, а именно – появляются страхи, повышается уровень тревожности, снижается развитие познавательной сферы (нарушение концентрации внимания, снижение памяти, низкий уровень развития мышления, также наблюдаются проблемы в развитии социально-коммуникативной сферы).

В рамках данного проекта предусмотрено проведение мероприятий, способствующих качественному изменению в положительную сторону эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сфер детей дошкольного возраста.

Цель проекта: разработка мероприятий для развития социально-коммуникативных навыков и снижения чувство тревожности и страха у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Провести диагностику эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-7 лет.
  2. Разработать и провести мероприятия социально-психологической направленности для дошкольников 5–7 лет.
  3. Способствовать развитию интереса у дошкольников 5-7 лет к общению друг с другом, формированию чувства эмпатии, уважения к ровесникам.

Практическая значимость. Разработанные мероприятия социально-психологической направленности дошкольников могут быть использованы педагогами и психологами детских садов для повышения качества развития эмоциональной сферы воспитанников старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: 

  1. У детей старшего дошкольного возраста увеличится интерес к взаимодействию друг с другом в социально-коммуникативных играх.
  2. Дошкольники научатся правильно анализировать свое эмоциональное состояние и проговаривать свои чувства.
  3. У детей снизится интерес к времяпрепровождению за гаджетами.
  4. К выпуску из ДОУ у дошкольников сформируется положительная мотивация к школьному обучению с установкой на межличностные взаимоотношения со сверстниками.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип отсутствия давления на участников. Детям нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога.
  2. Принцип доверия. Сотрудничество и одобрение позволят ребенку поднять свою самооценку, инициативность, даёт потенциал работать согласно личным интересам и умениям сформировать желание познавать новое.

Взаимодействие с родителями воспитанников: вовлечение родителей воспитанников в проектную деятельность через консультации о пользе и вреде гаджетов, проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (тренинги, спортивные мероприятия, утренники).

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012).
  2. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (от 24 июля 2015 г. № 514н).
  3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (от 19 декабря 2017 г.).
  4. Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 года).
  5. «Этический кодекс психолога» (от 14.02.2012).

Основные этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

На первом этапе педагог-психолог проводит психодиагностику дошкольников 5 – 7 лет с целью выявления уровня развития познавательной и психоэмоциональной сфер, а также их особенностей. Затем разрабатывается план мероприятий, составляются сценарии проведения каждого мероприятия в ДОУ. Также проводятся беседы с родителями воспитанников.

2 этап – практический.

На втором этапе в течение года проводятся социально-психологические мероприятия согласно разработанному плану. В результате участия в данных мероприятиях у детей старшего дошкольного возраста формируются чувство эмпатии, уважения к сверстникам и взрослым, навыки самоконтроля, умение осознавать свои эмоции и чувства и правильно их выражать, укрепляется интерес к играм на взаимодействие со сверстниками, снижается интерес к времяпрепровождению за гаджетами (игры и мультфильмы на телефоне, планшете), что благоприятно сказывается на психоэмоциональном развитии дошкольников.

3 этап – заключительный.

Заключительный этап подразумевает итоговую психодиагностику дошкольников, выпускающихся из ДОУ.

 Для оценки процесса реализации проекта применяются следующие методы:

  • общелогические: контроль, самоконтроль, учет, анализ и сравнение;
  • социологические: мониторинг, анкетирование, опрос;
  • психологические: тестирование, диагностика.

Для определения эффективности работы по развитию социально-коммуникативных навыков, снижению уровня интереса дошкольников старшего возраста к гаджетам возможно использование: тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), проективная методика «Рисунок семьи», проективная методика «Несуществующее животное», методика «Лесенка», методика «Закончи предложение», методика «Расскажи по картинке», беседа с ребенком.

Календарно-тематическое планирование социально-психологических мероприятий для детей 5-7 лет

Месяц

п/п

Мероприятие

Участники

Ответственные

Сентябрь

1

Психодиагностика дошкольников 5-7 лет.

Дети старшего дошкольного возраста.

Педагог-психолог

2

Беседы с родителями воспитанников

Родители

Педагог-психолог

Октябрь

1

Мастер-класс для педагогов по сказкотерапии.

Воспитатели

Педагог-психолог

2

Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников»

Воспитанники подготовительных групп

Педагог-психолог

Ноябрь

1

Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников».

Воспитанники подготовительных групп

Педагог-психолог

2

Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий

«Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков

у детей 5 – 6 лет».

Воспитанники старших возрастных групп

Педагог-психолог

3

Совместное мероприятие для детей и родителей ко Дню матери «Мамино сердце»

Воспитанники старших возрастных групп, мамы воспитанников

Педагог-психолог, воспитатели старших групп

Декабрь

1

Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников».

Воспитанники подготовительных групп

Педагог-психолог

2

Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий «Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков

у детей 5 – 6 лет».

Воспитанники старших возрастных групп

Январь

1

Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников».

Воспитанники подготовительных групп

Педагог-психолог

2

Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий

«Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков

у детей 5 – 6 лет».

Воспитанники старших возрастных групп

Педагог-психолог

3

Социально-коммуникативный тренинг «Новогоднее волшебство»

Воспитанники старших возрастных групп

Педагог-психолог

Февраль

1

Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников».

Воспитанники подготовительных групп

Педагог-психолог

2

Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий  «Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков у детей 5-6 лет»

Воспитанники старших возрастных групп

Педагог-психолог

3

Социально-спортивное мероприятие «Вместе с папой!»

Воспитанники старших возрастных групп и их папы

Педагог-психолог, воспитатели старших групп

Март

1

Занятия с дошкольниками подготовительных групп по программе «Цветик-семицветик Н. Куражевой «Приключения будущих первоклассников».

Воспитанники подготовительных групп

Педагог-психолог

2

Занятия с детьми старших возрастных групп по программе психокоррекционных занятий  «Снижение тревожности и развитие социально-коммуникативных навыков у детей 5-6 лет»

Воспитанники старших возрастных групп

Педагог-психолог

3

Конкурс на лучший плакат «Моя семья»

Воспитанники всех возрастных групп, родители

Педагог-психолог, воспитатели групп

Апрель

1

Итоговая психодиагностика дошкольников старших возрастных групп

Дошкольники 6-7 лет

Педагог-психолог

2

Социально-коммуникативное мероприятие «Мы умеем веселиться»

Дошкольники старших возрастных групп

Педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп

Май

1

Беседа с дошкольниками старших возрастных групп «Детские сады во время ВОВ»

Дошкольники 6-7 лет

Педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп

2

Родительские собрания

Родители воспитанников

Воспитатели групп, педагог-психолог

3

Тренинг с родителями на тему «Гаджеты в нашей жизни»

Родители воспитанников

Педагог-психолог

Июнь

1

Социально-спортивное мероприятие «Лето без гаджетов»

Дети старшего дошкольного возраста

Педагог-психолог, воспитатели  групп старшего дошкольного возраста

Август

1

Творческая выставка рисунков и фотоколлажей «Мое веселое лето»

Дошкольники всех возрастных групп, педагоги, родители воспитанников

Педагог-психолог, воспитатели групп

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития ДОУ «Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условия социально-психологической готовности к школе»

Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы...

Рекомендации по организации социально-психологической поддержки инвалидов по зрению в процессе социальной интеграции

Наиболее значимыми проблемными областями «симптом-мишенями» психокоррекции и психотерапии выступают проблемы отношения к себе, собственному дефекту, осознания перспектив своего будущего, отношения к д...

Социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

презентация раскрывает сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...

организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально-психологическое сопровождение детей с РАС

В данном проекте освятить вопросы основных этапов коррекционной работы с детьми  с РАС. А также дать рекомендации педагогам и родителям при сопровождении детей с РАС....