Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительные свойства воды"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Удивительные свойства воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_zanyatie.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в старшей группе
«Удивительные свойства воды»
Программные задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная – пар)
• Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.
Воспитательные:
• Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- жидкость
- пар
Материалы и оборудование: магнитная доска, дидактические карточки.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, лед, краски, салфетки, сахар рафинад.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.
(Воспитатель показывает глобус)
-Что это?
- Глобус-то макет нашей земли.
- А что мы можем увидеть на глобусе?
Примерные ответы детей:
- А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?
- Голубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Подойди к столу, на нем лежат карточки, на красный стол выберите те карточки кому нужна вода, а на желтый стол, где мы используем воду.
Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория — это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами, и мы проведём опыты по исследованию воды. (Воспитатель и дети надевают халаты, шапочки).
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории: нужно четко выполнять мои инструкции.
- Вся деятельность в лаборатории ведется с разрешения воспитателя.
- Без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования.
- В лаборатории нельзя принимать в пищу еду и напитки.
- В лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки.
- При выполнении опытов и экспериментов следует изучить порядок действий.
- При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу.
- После проведение опытов и экспериментов следует привести в порядок рабочее место и помыть руки.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха».
Воспитатель: Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью.
Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)
Ребенок подходит и прикрепляет карточку.
Опыт № 2. Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная).
Вывод: вода не имеет вкуса.
Ребенок подходит и прикрепляет карточку.
Опыт № 3. А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха.
Вывод детей: Вода - не имеет запаха.
Опыт №4 Посмотрите кого цвета вода? (Ответы детей) Правильно вода прозрачная и не имеет цвета. Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Карточку прикрепить.
Берем краску и закрашивает. Вывод: вода не имеет цвета, но ее можно перекрасить.
Ребенок подходит и прикрепляет карточку
Потешка «Водичка-водичка».
Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
Опыт №5 «Вода имеет твёрдое свойство».
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.
Ребенок подходит и прикрепляет карточку
Воспитатель: делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Мы – капельки»
(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, прыгали (дети прыгают, танцуют). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и становятся возле мамы тучки). Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар».
Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).
Воспитатель: возьмём термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит.
Дети: из горлышка выходит пар.
Воспитатель: чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите на зеркале?
Дети: оно запотело, и появились капельки
Воспитатель: предлагаю вам потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Правильно пар — это тоже вода, очень сильно нагретая. Ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Ребенок подходит и прикрепляет карточку
Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).
Опыт № 7 Воспитатель: у меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?
Ответы детей: конуса, цилиндра.
Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)
(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)
Вывод: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Ребенок подходит и прикрепляет карточку
Итог ООД.
Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали. О каких свойствах воды вы узнали? К каким состояниям может быть вода? Надо ли нам беречь воду? Ребята, вам понравилось работать в лаборатории. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами, и я вручаю вам эмблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность «Весна, свойства воды». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна
Цель: Создать условия для формирования умения детей замечать изменения в природе, сравнивать погоду в зимнее и весеннее время.Задачи:- Организовать деятельность для формирования закрепления умен...
Познавательно-исследовательская деятельность "Изучение свойств воды"
Воспитанники младшего дошкольного возраста имеют пытливый ум, очень любят все новое и незнакомое. Ребятам очень трудно понять, почему нужно мыть руки, зачем нужно ходить опрятным. На примере развлечен...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Тема: «Свойства воды» во II младшей
Подробный конспект занятия по Развитию познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе....
Конспект познавательной - исследовательской деятельности " Изучаем свойства воды".
Способствовать развитию мыслительных способностей....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Свойства воды" средняя группа
формировать знания детей о свойствах бумаги через экспериментальную деятельность...