Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
материал
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut_razvitiya_odarennogo_rebenka.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида"Рябинушка"
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Составила воспитатель:
Давудова И.Ш.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Сегодня в психологии существуют различные определения одаренности: – Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. – Одаренность – это общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, условия и своеобразие его деятельности. – Одаренность – это умственный потенциал, или интеллект; целостная характеристика (индивидуальных) познавательных возможностей и способностей к учению. – Одаренность – это талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений и деятельности. 2 – Одаренность – это высокий уровень развития какихлибо способностей. Следовательно, одаренные дети – дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте.
Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС.
Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.
Основные принципы организации работы с одаренными детьми:
- Обучение на более высоком уровне трудности;
- Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способству- ющей развитию одаренности ребенка;
- Индивидуализация и дифференциация обучения;
- Использование новых образовательных технологий
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.
Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действитель- ности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.
Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, на Соколова Арсения. Проведя с ним диагностику, с помощью методического пособия «Развитие творческих способностей дошкольников» авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Артём проявляет способности к словотворчеству.
Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок. На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Арсения.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка
Фамилия, имя ребенка –Колпаков Артем.
Возраст – 6 лет
Вид одарённости – художественная одарённость
Склонности – разучивание стихотворений, прозы, пословиц, поговорок , самостоятельное чтение художественной литературы, участие в различных мероприятиях.
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – воспитатель Давудова Индира Ш.
Партнёры – родители.
Характеристика на Колпакова А. - воспитанника старшей группы:
Артем в группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета. Мальчик обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сам. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков. Речь развита в соответствии с возрастной нормой. Артем имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности. Ребенок посещает дополнительные секции как, театральная студия, футбол, шахматы.
Воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям.
Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к художественной литературе, разучиванию текстов, театрализованной деятельности.
Задачи:
• способствовать развитию навыков чтения и разучивания.
• продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;
• развивать память;
• содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональ- ности и выразительности в движениях и речи;
• воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;
Месяц | Используемые приемы: | Цель: | Применение детского творчества: |
Сентябрь | Этюд «Смешные человечки» Этюд «В гости к хозяйке тайги» | Развитие воображения, эмоциональности. | Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры. |
Октябрь | Разучивание стихотворения «Старинный Томск» Игры «Семья слов», «Какой? Какая? Какое?», «Подбери слова». | Использование разных частей речи, активизация словаря. | Выступление на конкурсе «Юные таланты, Покачи» Со стихотворением С.Михалкова «Рисунок» Придумывание сказок, составление рассказов, игровая деятельность |
Ноябрь | Сочинение сказки | Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность) | Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры. |
Декабрь | Игра «Как лучше сказать? » | Формирование представления об описании и его структурных элементах | Продуктивная деятельность, описательные рассказы, монологическая речь |
Январь | Работа с малыми фольклорными формами | Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы | Малые фольклорные формы (придумывание загадок) |
Февраль | Работа с рассказом К.Ушинского «Слепая лошадь» | Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа | Игровая деятельность. |
Март | Работа с басней | Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни | Чтение художественной литературы |
Апрель | Работа со стихотворением С. Михалкова «Дядя Стёпа» Выступление на городском конкурсе с проектом «Мороженое в домашних условиях» | Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов | Сочинение стихов, рассказов, сказок, самостоятельное творчество |
Май | Разучивание русских народных песен, закличек, стихотворного текста, роли. | Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы | Участие в семинаре - практикуме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной культуры» для педагогов г. Томска в рамках областных Макарьевских чтений |
Вывод: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно читает, проявляет повышенный интерес к чтению. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.
Игры для развития речи.
- «Отгадай, что я вижу». Предложить ребенку отгадать задуманное слово, которое задумали, пользуясь словами-подсказками. Такая игра насыщена прилагательными и глаголами –то есть теми частями речи, которые детьми усваиваются с трудом, но от которых зависит образность, красота и точность высказывания.
- «Добавь словечко». Эта игра способствует словотворчеству детей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Особенно детям нравится сочинять стихотворные небылицы.
- «Сочинялки». Предложить ребенку сочинить сказку, про какой-нибудь понравившийся объект. Эта игра учит фантазировать ребенка.
- «Звуки улицы». Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть ребенок перечислит все, что он услышал. Такая игра позволит ребенку не только научиться внимательно слушать, но и развивает его речь.
- «Бывает - не бывает». Предложить ребенку подтвердить правиль ность высказывания словами бывает - не бывает. Такая игра развивает слухо вое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.
- «Найди неправильную букву». Среди нескольких букв нужно найти зеркально написанную. Такая игра очень полезна для профилактики ошибок при письме.
«Скажи слово руками». Попросить ребенка прохлопать, протопать, прокивать заданное слово.
Диагностические задания:
По методическому пособию «Развитие творческих способностей дошкольников» авторы Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А
Задание 1
Цель: определение способности к самостоятельному построению наглядной модели — подсказки, отражающей услышанную сказку.
Оборудование: набор цветных карандашей или фломастеров, лист бумаги, текст рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».
Дети рассаживаются за столиками, и педагог рассказывает им историю, к которой нужно нарисовать подсказку. Затем читает детям рассказ Е. Чарушина, либо рассказывает небольшую историю, придуманную им самим. После рассказа дети рисуют на своих листочках подсказки к услышанной истории.
Итоги задания:
Показатель — овладение детьми действием построения модели истории.
Низкий уровень — отказываются от выполнения задания, либо рисуют модель, не соответствующую услышанному, либо модель в целом соответствует рассказу, но в ней пропущено много важных эпизодов.
Средний уровень — изображенная модель соответствует услышанной истории, правильно воспроизводят последовательность основных эпизодов, но допущены негрубые ошибки (пропуск одного-двух персонажей или эпизодов, не самых важных) .
Высокий уровень — построенная модель точно соответствует структуре рассказа.
Задание 2
Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории с опорой на символические средства.
Оборудование: лист бумаги с изображенной на нем моделью.
Педагог говорит детям, что Баба Яга прислала им подарок, и прикрепляет к фланелеграфу лист бумаги с моделью. Это подсказка, с помощью которой можно придумать разные интересные истории. Важно обратить внимание на то, что Баба Яга очень хитрая, поэтому придумала необычную подсказку — надо ее внимательно рассмотреть и о чем-то догадаться. Затем каждый ребенок рассказывает сочиненную им историю или сказку. После того как все дети закончат рассказывать, педагог спрашивает, в чем же заключалась хитрость Бабы Яги (в подсказке три кружка: два белых и черно-белый, а в сказке два героя — в последнем эпизоде черно-белый кружок превращается в белый). Педагог благодарит всех детей за рассказанные истории и обещает передать их Бабе Яге (придуманные истории записываются) .
Итоги задания:
Показатель — использование символических средств при сочинении сказок и историй.
Низкий уровень — не могут превратить заместители контрастных цветов в противоположные по смыслу персонажи даже при помощи наводящих вопросов типа: «Как ты думаешь, какой характер у наших героев? » «Обрати внимание на кружки, какого они цвета? »
Средний уровень — превращают заместители в противоположных по смыслу персонажей с помощью наводящих вопросов.
Высокий уровень — находят объяснение превращению в последнем эпизоде черно-белого персонажа в белый.
Задание 3
Цель: диагностирование умения сочинять сказки и истории на заданную тему.
Педагог предлагает детям придумать свои собственные сказки о том, как однажды солнышко спряталось за тучу, и что потом случилось. Дети по очереди рассказывают, а педагог по ходу оценивает уровень развития воображения (детям эти оценки не сообщаются). Если ребенок испытывает затруднения при сочинении, ему задаются наводящие вопросы.
Итоги задания
Показатель — элементы творчества при сочинении сказок.
Низкий уровень — не могут справиться с заданием даже при помощи педагога, либо придумывают схематичную и неоригинальную сказку.
Средний уровень — самостоятельно выполняют задание, при этом придуманная ими сказка схематична, без деталей, неоригинальна; либо придумывают с элементами оригинальности, деталями, но при помощи педагога.
Высокий уровень — самостоятельно придумывают сказку с деталями и элементами оригинальности.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цель: выявление уровня развития показателей творчества (сочинительского и исполнительского) в ходе воплощения заданного образа с помощью языка выразительных движений.
Педагог просит помочь ему придумать сказку про Чудище, а потом поиграть в нее. Начинает рассказывать, а дети дополняют разными подробностями, деталями, чтобы лучше представить, что происходит.
Затем просит детей попробовать рассказать эту сказку с помощью движений. Стараться двигаться выразительно, чтобы без слов было понятно, кого они изображают, что делает каждый герой, какие у него настроение, характер. Подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает и т. п. Кроме того, обращает внимание детей на то, что «Чудище — невиданное», значит и движения у него ни на кого не похожие. Педагог просит придумать для Чудища особенные, необычные движения, чтобы по ним можно было понять, что изображается фантастическое, сказочное существо. Наконец, дети исполняют образно-пластический этюд «Про Чудище».
Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором партнеры (в паре) меняются ролями и могут дополнительно обсудить, уточнить способы совместного воплощения образного содержания.
Примечание. Во время исполнения этюда педагог, подсказывая ключевые фразы, делает между ними паузы, достаточные для того, чтобы дети могли не торопясь передать в движении заданный смысл, наполнив его деталями и подробностями. В паузе перед повтором педагог не делает замечаний, а лишь дает общую рекомендацию: попытаться передать образ по-своему, не повторяя того, что делал партнер в первой попытке; стараться быть в образе от начала до конца этюда, выразительно передавая в пластике особенности его характера, переживаний, действий.
Итоги задания
1-й показатель — сочинительское творчество.
Нулевой уровень — отказываются выполнять задание вообще; повторяют известные по обучению способы передачи образа с заметным несоответствием заданному смыслу.
Низкий уровень — повторяют показ партнера в первой попытке; подбирают уже известные способы передачи образа в соответствии с общим заданным смыслом; используют в большинстве случаев схематические движения, без деталей; оригинальность двигательно-пластического образа проявляют в движениях, которые не осваивались в ходе обучения, не встречаются в композициях других детей и самим «автором» демонстрируются впервые; выстраивают «рваную» композицию, без «связок» между эпизодами.
Средний уровень — самостоятельно подбирают подходящие по смыслу способы воплощения образа, близкие к известным по обучению, иногда превнося некоторые оригинальные штрихи вспомогательного плана (существенно не изменяя основной способ) ; показывают более или менее детализированные способы; композиция имеет связки между эпизодами, но не во всех случаях.
Высокий уровень — находят собственные оригинальные способы воплощения образа, вспомогательные штрихи, наиболее точно передающие заданный смысл; хорошо детализируют двигательно-пластический образ; композиция этюда связная, целостная.
2-й показатель — исполнительское творчество.
Нулевой уровень — отказываются выполнять задание; выполняют движения невыразительно, вне образа, без какой-либо перестройки привычной пластики.
Низкий уровень — есть фрагменты перестройки пластики в соответствии с характерными особенностями образа, но при этом движение охватывает не все тело (например, руки и ноги — в образе, а мимика — свойственна самому ребенку); пытаются скорректировать свое исполнение, но неудачно.
Средний уровень — показывают (более или менее продолжительно) движение всем телом, но исполнение не яркое, несколько поверхностное (внутренне чуть отстраненное); попытки улучшить свое исполнение приносят заметный результат.
Высокий уровень — достаточно продолжительно (иногда от начала до конца исполнения) удерживают образ, двигаясь всем телом, ярко, в своеобразной манере, с очевидным внутренним «проживанием» образа; стремятся к более выразительному исполнению, в результате чего смысл передается более точно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Старший дошкольный возраст....
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это осо...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Работа с одаренными детьми...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка на 2021
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка на 2020/2021...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка 2-3 лет
Для индивидуализации образования по требованиям ФГОС необходимо оказывать содействие в развитии способностей каждого ребенка. Индивидуальный маршрут развития необходим не только для детей с ОВЗ, но и ...