Дополнительная общеразвивающая программа творческая мастерская – «Нетрадиционные виды рисования»
рабочая программа

Ю.В.Васильева

Образовательная  программа предназначена для обучения и развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данная программа является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 3-х до 6-и лет.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также опыт работы с детьми,  можно седлать вывод, что применение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности благоприятно влияет на развитие воображения, творческого мышления и творческой активности детей. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_netr_vidy.docx70.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 «Заинька»

Принято

На педагогическом совете

№ 1 от 03.09.2020 года

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 60 «Заинька»

_______________Е.В. Черникова

Дополнительная

 общеразвивающая

 программа

творческая мастерская  –

«Нетрадиционные виды рисования»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.2.1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» средняя группа

1.2.2.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» старшая группа

1.2.3.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа

  1. Содержательный раздел

2.1. Возрастные особенности психофизического развития детей от 3 до 4 лет

2.2. Возрастные особенности психофизического развития детей от 4 до 5 лет

2.3. Возрастные особенности психофизического развития детей от 5 до 6 лет

2.4. Проектирование воспитательно – образовательного процесса

2.5.  Формы, способы, методы и средства реализации программы

  1. Организацонный раздел
  1.  Планирование образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет
  2.  Планирование образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет
  3.  Планирование образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет
  4.  Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе
  5.   Учебно-тематический план для рабочей программы
  6.  График работы АРТ - студии «Акварелька»
  7.  Работа с родителями
  8.  Целевые ориентиры
  9.  Материально – техническое обеспечение
  10. Методическая литература.

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Образовательная  программа предназначена для обучения и развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Данная программа является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 3-х до 6-и лет.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также опыт работы с детьми,  можно седлать вывод, что применение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности благоприятно влияет на развитие воображения, творческого мышления и творческой активности детей. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, который включает в себя три вида изобразительного творчества с использованием нетрадиционных материалов: рисование, аппликацию, лепку. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года.

Программа  является модифицированной и реализуется в соответствии с:

    1.   ФЗ РФ «Об образовании» от 01.09.2013 г. № 273-ФЗ;

    2.   СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  1. Уставом и нормативными документами образовательного учреждения;

За основу была взята программа Копцева Т.А. «Природа и художник» и методические разработки Давыдовой Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», так же программа была дополнена занятиями из других источников, представленных в таблице.

Авторы, название литературы

Образовательная область

Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1 - М.:» Издательство Скрипторий 2003»,2007.

Художественно – эстетическое развитие

 Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2 - М.:» Издательство Скрипторий 2003»,2007.

Давыдова Г. Н.  Пластилинография. Цветочные мотивы

Давыдова Г. Н. Детский дизайн пластилинография.

Давыдова Г. Н.  Пластилинография. Анималистическая живопись.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов М.:ТЦ Сфера, 2006.

Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду./Е.А. Короткова; худож. Е.А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2011.

В.А.Лобанова Лепим из глины: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

И.В. Новикова Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям./ И.В. Новикова; худож. Е.А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010.

Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства Программа для дошкольных образовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение» 2011.

Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики ребенка связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционального – образовательного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности.

Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. В данной программе одним из самых распространенных форм вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивное творчество используется сказочно – игровая форма преподнесения нового материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры – импровизации, элементы пантомимы, погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера или собеседника придают занятиям динамичность и интригующую загадочность

Так же особое место в данной программе занимают нетрадиционные техники изобразительного искусства, способствующие тому, что у детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия.

Особенности программы.

Система художественно - творческих заданий в данной программе имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Структурной особенностью программы является блочно – тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, в лепке, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, время занятий 15 – 30 минут, в группе 16-19 человек.

Обязательным элементом каждого занятия является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Образовательная нагрузка рассчитана на 9 месяцев, без учета новогодних каникул и трех летних месяцев.

Оценка эффективности образовательной деятельности         осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, тестирования и др. Такое сочетание низко формализованных и высоко формализованных методов обеспечивает объективность и точность получаемых данных.

  1. 2. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Цель программы: развитие творческих способностей детей через изучение нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. познакомить и вызвать  интерес  к изобразительным материалам, используемым в нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
  2. познакомить с нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности;
  3. учить создавать несложные сюжеты и выразительные образы, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;
  4. познакомить с техникой рисования нетрадиционными способами: руками (пальчиками, ладошками, ребром ладони, кулаком), зубной щеткой, ватными палочками, ватными дисками, мятой бумагой, печатью (поролоном, листьями, пробками), тычок жесткой полусухой кистью, оттиск печатями из картофеля, монотипия, набрызг, кляксография, граттаж, рисование по сырому, рисование солью, восковыми мелками + акварель; свечой + акварель, акварель + мыльные пузыри, ниткография;
  5. познакомить с техникой аппликации нетрадиционными способами: аппликация из растений, семенами, ватными дисками, ваты, салфетками;
  6. познакомить с техникой лепки из нетрадиционных материалов (теста и глины);
  7. познакомить с нетрадиционными способами лепки: пластилиновую живопись, объёмную многослойную лепку, пластилиновую аппликацию;
  8. учить передавать форму изображаемых объектов, и их характерные признаки, передавать не сложные движения;
  9.  учить получению новых оттенков путем смешивания основных цветов.

Развивающие:

  1. развивать интерес к различным техникам художественного творчества;
  2. развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами
  3. развивать интерес к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник;
  4. знакомить детей с произведениями разных жанров изобразительного искусства для обогащения зрительных впечатлений;
  5. поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства;
  6. обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития;
  7. развивать воображение, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;
  8. поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях;
  9. Развивать описательную, комментирующую функцию речи, научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию эстетического вкуса;
  2. способствовать формированию личностных качеств, творческое отношение к выполняемой работе;
  3. воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе;
  4. способствовать формированию бережного отношения  и любви к природе.

Для успешного овладения детьми художественно-творческой деятельностью и развития креативности необходимы следующие условия:

  • обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать;
  • разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов;
  • уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым;
  • побуждение детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
  • создание условий для коммуникативной деятельности детей, способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Одна из важнейших задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

1.2.1.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи художественно творческого развития детей 3-4 лет

Образовательные:

  1. знакомить с особенностями изобразительного материала;
  2. учить создавать несложные образы;
  3. познакомить с нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности: руками (пальчиками, ладошками, ребром ладони, кулаком), ватными палочками, ватными дисками, мятой бумагой, печатью (листьями), оттиск печатями из картофеля, рисование солью, свечой + акварель;
  4. познакомить с техникой аппликации нетрадиционными способами: семенами, ватными дисками, ватой, салфетками;
  5. познакомить с нетрадиционными способами лепки: пластилиновую живопись, пластилиновую аппликацию;
  6. учить передавать форму изображаемых объектов, и их характерные признаки;
  7.  учить получению новых оттенков путем смешивания основных цветов.

Развивающие:

  1. развивать интерес к различным техникам художественного творчества;
  2. развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами;
  3. развивать интерес к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник;
  4. знакомить детей с произведениями разных жанров изобразительного искусства для обогащения зрительных впечатлений;
  5. поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства;
  6. обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития;
  7. развивать воображение, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;
  8. поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию эстетического вкуса;
  2.  способствовать формированию личностных качеств, творческое отношение к выполняемой работе;
  3. воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе;
  4. способствовать формированию бережного отношения  и любви к природе;
  5. способствовать формированию экологической культуры ребенка, способствовать воспитанию духовно богатой личности.

Дети к концу учебного  года  должны знать:

  • Материалы и инструменты в рамках программы;
  • Основную цветовую гамму и основные приемы композиции;
  • Нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки в рамках программы;
  • Основные способы и приемы работы с пластилином;
  • Основные приемы работы с природным материалом.

Дети к концу учебного года должны уметь:

  • Изображать предметы, создавая отчетливые формы, подбирать цвета, аккуратно закрашивать, использовать разные материалы;
  • Выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;
  • Использовать  приемы  нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации согласно возрастным особенностям;
  • Правильно держать ножницы и работать ими;
  • Составляет узоры из растительных форм.

1.2.2.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи художественно творческого развития детей 4-5 лет

Образовательные:

  1. продолжать знакомить с особенностями изобразительного материала;
  2. учить создавать несложные сюжеты и образы;
  3. познакомить с нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности;
  4. познакомить с техникой рисования нетрадиционными способами: руками (пальчиками, ладошками, ребром ладони, кулаком), зубной щеткой, ватными палочками, ватными дисками, мятой бумагой, печать (поролоном, листьями, пенопластом), набрызг, рисование по сырому, рисование солью, восковыми мелками + акварель, свечой + акварель, тычок;
  5. познакомить с техникой аппликации нетрадиционными способами: семенами, ватными дисками, ваты, салфетками;
  6. познакомить с техникой лепки из нетрадиционных материалов (теста);
  7. познакомить с нетрадиционными способами лепки: пластилиновую живопись, пластилиновую аппликацию (рельеф);
  8. учить передавать форму изображаемых объектов, и их характерные признаки, передавать не сложные движения;
  9.  учить получению новых оттенков путем смешивания основных цветов.

Развивающие:

  1. развивать интерес к различным техникам художественного творчества;
  2. развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами;
  3. развивать интерес к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник;
  4. знакомить детей с произведениями разных жанров изобразительного искусства для обогащения зрительных впечатлений;
  5. поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства;
  6. обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития;
  7. развивать воображение, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;
  8. поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию эстетического вкуса;
  2.  способствовать формированию личностных качеств, творческое отношение к выполняемой работе;
  3. воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе;
  4. способствовать формированию бережного отношения  и любви к природе;
  5. способствовать формированию экологической культуры ребенка, способствовать воспитанию духовно богатой личности.

Дети к концу учебного  года  должны знать:

  • Материалы и инструменты в рамках программы;
  • Основную цветовую гамму и основные приемы композиции;
  • Нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки в рамках программы;
  • Основные способы и приемы работы с пластилином и соленым тестом;
  • Основные приемы работы с природным материалом.

Дети к концу учебного года должны уметь:

  • Изображать предметы, создавая отчетливые формы, подбирать цвета, аккуратно закрашивать, использовать разные материалы;
  • Передавать несложный сюжет, объединяя несколько предметов;
  • Выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;
  • Использовать  приемы  нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации согласно возрастным особенностям;
  • Правильно держать ножницы и работать ими;
  • Составляет узоры из растительных форм.

1.2.3.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи художественно творческого развития детей 5-6 лет

Образовательные:

  1. продолжать знакомить с особенностями изобразительного материала;
  2. учить создавать несложные сюжеты и образы, передавать изображение  предметов в движении;
  3. закрепить знания о нетрадиционных техниках в изобразительной деятельности;
  4. закрепить знания о техниках рисования нетрадиционными способами: руками (пальчиками, ладошками, ребром ладони, кулаком), зубной щеткой, монотипия, набрызг, кляксография, мятой бумагой, граттаж, рисование по сырому, рисование солью, восковыми мелками + акварель; свечой + акварель, акварель + мыльные пузыри, тычок жесткой полусухой , ниткография;  
  5. закрепить знания о техниках аппликации нетрадиционными способами: аппликация из растений, семян, ватных дисков, ваты, салфеток;
  6. познакомить с техникой лепки из нетрадиционных материалов (глины), закрепить знания и умения работы с тестом;
  7. закрепить знания о нетрадиционных способах  лепки: пластилиновая живопись, пластилиновая аппликация (рельеф, барельеф), познакомить с техникой объёмной многослойной лепки;
  8. учить передавать форму изображаемых объектов, и их характерные признаки, передавать не сложные движения;
  9.  учить получению новых оттенков путем смешивания основных цветов, показать приемы выбеливания и затемнения цвета.

Развивающие:

  1. развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;
  2. развивать интерес к различным техникам художественного творчества;
  3.  развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами;
  4. развивать интерес к изобразительной деятельности;
  5. знакомить детей с произведениями разных жанров изобразительного искусства для обогащения зрительных впечатлений;
  6. поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства;
  7. обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития;
  8. развивать воображение, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;
  9. поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию эстетического вкуса;
  2.  способствовать формированию личностных качеств, творческое отношение к выполняемой работе;
  3. воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе;
  4. способствовать формированию бережного отношения  и любви к природе;
  5. способствовать формированию экологической культуры ребенка, способствовать воспитанию духовно богатой личности;

Дети к концу учебного  года  должны знать:

  • Материалы и инструменты в рамках программы;
  • Основную цветовую гамму и основные приемы композиции;
  • Нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки в рамках программы;
  • Основные способы и приемы работы с пластилином и соленым тестом и глиной;
  • Основные приемы работы с природным материалом.

Дети к концу учебного года должны уметь:

  • Изображать предметы, создавая отчетливые формы, подбирать цвета, аккуратно закрашивать, использовать разные материалы;
  • Передавать несложный сюжет, объединяя несколько предметов, изображать предметы в движении;
  • Выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;
  • Использовать  приемы  нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации согласно возрастным особенностям;
  • Правильно держать ножницы, использовать разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги;
  • Составлять узоры из растительных форм;
  • Пользоваться разнообразными изобразительными материалами в рамках программы;
  • Применять основные способы и приемы работы с пластилином, соленым тестом и глиной;
  • Создавать небольшие сюжетные композиции из вылепленных фигур.


  1. Содержательный раздел

2.1. Возрастные особенности психофизического развития детей от 3 до 4 лет

        Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей.

Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети обдумывают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами.

Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.

2.2. Возрастные особенности психофизического развития детей от 4 до 5 лет

Ребенок этого возраста уже имеет представления об оттенках цвета (например: светло-красный, темно-красный). Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов (7-10). В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

2.3. Возрастные особенности психофизического развития детей от 5 до 6 лет

В изобразительной деятельности дети рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. При правильном подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.  Предметы,  которые  дети  лепят  и  вырезывают,  имеют  различную  форму,  цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. К семи годам дети могут передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

2.4. Проектирование воспитательно – образовательного процесса

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием  образовательной области  –  Художественно – эстетическое развитие.

   Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

2.5.  Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Формы и методы работы:

  • словесные (беседа, чтение и обсуждение художественных произведений, загадки, совет по мере необходимости);
  • наглядные (рассматривание картинок, иллюстраций, просмотр мультфильмов и презентаций на заданную тему, оформление выставок, публикация информации на сайте ДОУ);
  • игровые (пальчиковая гимнастика, физкультминутки,  дидактические игры, театрализация, драматизация)
  • практические (занятия, групповая и индивидуальная работа, коллективно-творческая работа, работа с родителями, мастер-классы)

Использование данных методов позволяет детям чувствовать себя более раскованно, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия  не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изобразительной деятельности. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала.

В своей работе я полагалась на следующие принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности
  • подача материала в игровой форме;
  • развитие творческих способностей детей, фантазии;
  • приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества;
  • выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Технология работы по овладению детьми нетрадиционными техниками рисования можно разделить на три этапа.

1 этап – Знакомство с художественной техникой

Показ воспитателя

Прием сравнения

Экспериментирование с материалами

Музыка и художественное слово

Рассматривание иллюстраций, выполненных в нетрадиционной технике

2 этап – Упражнение в художественной технике

3 этап – Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность, возникновение потребностей, интереса к творчеству и самостоятельность в их применении.

Опыт работы с детьми в детском саду показал, что использование нетрадиционных техник позволяет разнообразить возможности ребенка в рисовании, пробудить интерес к исследованию возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

  1. Организация предметно-развивающей среды

3.1.  Планирование образовательной деятельности детей 3-4 лет

Изобразительная деятельность: Рисование, лепка, аппликация

Содержание

Сентябрь

Рисование воском и акварелью «Об одном и том же явлении природы можно рассказать по разному»  Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.104

Рисование гуашь «Краски рассказывают о многоцветии природы» Н.А.  Горячева Первые шаги в мире искусства ст.105

Рисование гуашь «Любуемся нежными цветами в природе» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.105

Рисование мятой бумагой «Голоса радужных цветов» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.105

Рисование гуашь. Образы неба. «Какое бывает небо? Краски неба» Копцева Т.А. Природа и художник  ст. 24

Рисование гуашь. Образы неба. «Облака» Копцева Т.А. Природа и художник  ст.25

Рисование гуашь. Образы неба «Красное солнышко» Копцева Т.А. Природа и художник  ст. 26

Рисование гуашь. Образы деревьев. «Дерево разговаривает с солнышком» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 28

Октябрь

Рисование гуашь. Образы деревьев. «Ель умывается дождем». Копцева Т.А. Природа и художник ст. 29

Аппликация из пластилина и природного материала «Золотая осень»  Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.23

Аппликация из пластилина и природного материала «Золотая осень» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.24

Пластилиновая живопись. Расписная тарелочка «Во поле береза стояла»И.В. Новикова Аппликация из природных материалов в детском саду ст.12

Аппликация из природного материала «Узор на поляне»И.В. Новикова Аппликация из природных материалов в детском саду ст.15

Рисование гуашь. Образы цветов. «Цветок наклонил голову. Гордый цветок» Копцева Т.А. Природа и художник ст.30

Рисование гуашь. Дары природы «Аппетитные ароматные, сладкие…» Копцева Т.А. Природа и художник ст.31

Образы растений «Дары природы. Веточка рябины» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 33

Образы растений «Колосок и колючка» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 32

Лепка из пластилина с элементами природного материала «В царстве грибов» Горячева Первые шаги в мире искусства ст.78

Ноябрь

Рисование гуашь. Дары природы. «Съедобные и несъедобные грибы» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 33

Рисование гуашь. Образы птиц. «Птицы большие и маленькие» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 35

Аппликация из кругов и полукругов (составление мозаики) «Сарафан для куклы Тани» А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст.28

Рисование гуашь. Образы птиц. «Лебёдушка» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 36

Рисование гуашь Образы птиц. «Любопытные цыплята» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 36

Рисование гуашь. Образы птиц. «Сорока – белобока» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 37

Аппликация с элементами рисования «Синичка солнышка сестричка» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.72

Рисование с элементами аппликации «Расписная рукавичка» А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст.30

Декабрь

Аппликация гофрированной бумагой «Снежинки резные да расписные» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.74

Рисование восковыми мелками и акварелью по сырому +соль. «Елочка в лесу» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.78

Лепка из соленого теста «Игрушки для елки» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.76

Аппликация с элементами конструирования «Шарики для елочки» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.77

Пластилиновая живопись «Елочка нарядная» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.76

Аппликация из ваты с элементами рисования. «Зайка беленький» » Н.А. А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст.42

Аппликация из ваты с элементами рисования. «Зайка беленький» » Н.А. А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст.42

Рисование в технике акварель + восковые мелки Образы подводного мира. «Подводный мир» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 38

Январь

Рисование гуашь. Образы подводного мира. «Рыбки» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 38

Лепка с элементами конструирования. Образы подводного мира «Кто на себе дом носит» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 38

Рисование гуашь (техника «тычок») Образ диких животных. «Мишка косолапый» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 39

Рисование гуашевыми красками. Образ диких животных. (техника тычком) «Серенький зайка» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 40

Рисование гуашь (техника «тычок») Образ домашних животных.  «Поросенок Пяточек» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 41

Аппликация «Идет бычок качается» » Н.А. А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст. 45

Февраль

Рисунок фломастерами. Образы животных. «Любимое животное» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 42

Рисунок фломастерами. Автопортрет «Я веселый улыбчивый человек» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 43

Рисование гуашь «Портрет папы» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 47

Аппликация Открытка для папочки «Плывет, плывет кораблик» А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст. 34

Я люблю лепить снеговика (восковые мелки + акварель) Копцева Т.А. Природа и художник ст. 44

Аппликация с элементами рисования гуашь «Снеговик» А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст. 41

Рисование гуашь (понятие теплые и холодные цвета) «Мои любимые платочки» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 45

Рисование с элементами аппликации «Веточка мимозы для бабушки любимой» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.30

Март

Аппликация из салфеток «Корзина с цветами» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.91

Моя любимая игрушка «Веселая пирамидка» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 46. Дополнения А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст. 43

Мамина любимая ваза «Сказочная ваза» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 48

Я люблю слушать сказки. Рисование гуашь, натюрморт «Золотые яблочки» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 49

Я люблю слушать сказки. Рисование гуашь (получение цветов из трех основных) «Чудо-цветок» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 49

Рисование акварельными красками «Пасхальное яичко, украсим твое личико» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.90

Аппликация из цветной бумаги с элементами пластилиновой живописи «Корзинка с пасхальными  яйцами» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.90

Аппликация из салфеток «Желтые цыплята» А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст. 46

Лепка из соленого теста.  Я люблю смотреть кукольные спектакли «Колобок» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 50

Апрель

Рисование фантазийное, гуашь. Я люблю рассматривать книги «Избушка для Солнышка»

Копцева Т.А. Природа и художник ст. 51

Рисование фантазийное, гуашь. Я люблю рассматривать книги «Избушка для Бабы-Яги»

Копцева Т.А. Природа и художник ст. 51

Я люблю смотреть цирковые представления. Рисование с элементами аппликации «Веселый клоун» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 53

Рисование фантазийное, гуашь. Я люблю рассматривать книги «Портрет Пончика» (полный - худой)

Копцева Т.А. Природа и художник ст. 53

Рисование фантазийное, гуашь. Я люблю рассматривать книги «Портрет Кощея Бессмертного» (полный - худой)

Копцева Т.А. Природа и художник ст. 54

Лепка с элементами конструирования «Синий виноград» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.28

Рисование акварель + восковые мелки. «Ночной салют» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.84

Я люблю любоваться цветами. Цветы весны Пластилиновая живопись «Подснежники (ландыши)» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст. 91

Май

Я люблю любоваться цветами. Цветы весны. Аппликация смешанная «Одуванчики» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст. 93

Я люблю любоваться цветами. Цветы весны. Пластилиновая живопись «Одуванчики на полянке» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.15

Я люблю любоваться цветами. Цветы весны. Пластилиновая живопись «Декоративный цветок» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.16

Я люблю любоваться цветами. Цветы весны. Рисование гуашь «Сирень» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 54

Рисование гуашь «Зеленая сказка леса» Н.А.  Горячева Первые шаги в мире искусства ст.101

Рисование гуашь «Идет по тропинке веселое лето» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст. 101

Рисование гуашь. Диагностический рисунок «Нарисуй и расскажи» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст. 102

3.2.  Планирование образовательной деятельности детей 4-5 лет

Изобразительная деятельность: Рисование, лепка, аппликация

Содержание

Сентябрь

Рисование  Вводное занятие. «Рисунок на свободную тему» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 56

Лепка в сочетании с природным материалом «Волшебные превращения пластилинового комочка» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.164

Рисование абстрактное «Краски танцуют» Рисование гуашь «О красоте цветов расскажут краски» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.165Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.165

Рисование гуашь «О красоте цветов расскажет бумага» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.165

Рисование акварель + восковые мелки. Образы неба «Яркое солнышко» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 58

Рисование гуашь. Образы неба «Светлые краски неба» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 58

Рисование гуашь. Образы неба «Яркое солнышко»  Копцева Т.А. Природа и художник ст. 57

Рисование гуашь. Образы неба «Темные  краски неба» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 58

Октябрь

Рисование гуашь. Образы деревьев «В багрец и золото одеты леса…» (выполняется на работе «Темные краски неба») Копцева Т.А. Природа и художник ст. 62

Рисование абстрактное восковыми мелками. «Краски осени» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 62

Рисование гуашь по воску. Образы земли «Осенняя трава» Краски осенней земли» (выполняется на работе «Краски осени») Копцева Т.А. Природа и художник ст. 59

Рисование в технике граттаж Образы земли «Осенние листья в траве» (выполняется на работе «Осенняя трава») Копцева Т.А. Природа и художник ст. 62

Рисование углем и гуашью пальчиками. Образы деревьев «Маленькие и большие деревья» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 60

Рисование гуашь. Образы деревьев «Семья хвойных деревьев» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 62

Рисование гуашь. Образы деревьев. «Дерево разговаривает с солнышком» (выполняется на работе «Светлые краски неба»  Копцева Т.А. Природа и художник ст. 28

Аппликация из природного материала. Образы деревьев «Деревья осенью в парке» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.39

Рисование восковые мелки + акварель. Дары природы «Аппетитные ароматные сладкие…» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 65

Аппликация из природного материала Дары природы «Овощи» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.40

Ноябрь

Рисование гуашь (техника мозаичный мазок) Дары природы «Грибной дождь» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 67

Аппликация из природ материала «Мухоморы в лесу» Е.А. Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 7

Рельефная лепка Образы цветов  «Цветик многоцветик» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 61

Рисование гуашь. Образы цветов  «Грустный и веселый цветок» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 61

Рисование гуашь Образы природы «Природа-художница» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 67

Рисование восковые мелки + акварель «Елочка в лесу» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 26

Рисование на свободную тему «Настроение животных» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 69,70

Аппликация с элементами конструирования «Елочка нарядная» Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 34

Декабрь

Аппликация с элементами конструирования «Елочка нарядная» Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 35

Лепка из соленого теста «Шарики на Елку» Агнешка Бойраковска-Пшенёсло Лепим из соленого теста ст.12

Рисование восковыми мелками и акварелью по сырому +соль «Морозное окошко» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.116

Лепка из белой глины с элементами конструирования «Снегири в кормушке Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.78

Лепка из белой глины с элементами конструирования «Снегири в кормушке» Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.78

Пластилиновая живопись с элементами аппликации из природного материала Образы птиц «Цыплята» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.33

Пластилиновая живопись с элементами аппликации из природного материала Образы птиц «Ворона» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.32

Рисование гуашь. Образы птиц. «Сорока – белобока» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 37

Январь

Рисование гуашь. Образы птиц. «Снегирь на ветке» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 72

Рисование гуашь. Образы птиц. «Мудрая сова» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 73

Рисование по трафарету «Лунная ночь» Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 36

Рисование в технике граттаж «Зимний вечер» (№1занятие) Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 41

Рисование в технике граттаж «Зимний вечер» (№2 занятие) Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 42

Рисование гуашь (техника мозаичного мазка) Образы домашних животных «Кот усатый полосатый» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 73

Февраль

Пластилиновая живопись с элементами аппликации из природного материала Образы диких животных «Зайка у елочки» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.46

Аппликация с элементами конструирования Образы диких животных «Дикие животные в зимнем лесу» Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 30

Аппликация с элементами конструирования Открытка для папочки «Ракета» (занятие №1) Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 43

Аппликация с элементами конструирования Открытка для папочки «Ракета» (занятие №2) Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 44

Аппликация с элементами конструирования Открытка для мамы «Сказочный сад» (занятие №1) Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.78

Аппликация с элементами конструирования Открытка для мамы «Сказочный сад» (занятие №2) Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства ст.78

Лепка из соленого теста «Бусы мамочке моей» (занятие №1) Агнешка Бойраковска-Пшенёсло Лепим из соленого теста ст.47

Лепка из соленого теста «Бусы мамочке моей» (занятие №2) Агнешка Бойраковска-Пшенёсло Лепим из соленого теста ст.47

Март

Рисование акварель+восковые мелки Образы подводного мира «Медуза. Морская звезда» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 75

Образы подводного мира Рисование в технике граттаж «Подводный мир ночью» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 76 (№1 занятие)

Образы подводного мира Рисование в технике граттаж «Подводный мир ночью» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 76(№2 занятие)

Образы подводного мира Пластилиновая живопись с элементами аппликации из природного материала «Рыбки в аквариуме» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.42

Лепка из глины «Морская черепаха» (№1 занятие) В.А. Лобанова Лепим из глины ст.18

Лепка из глины «Морская черепаха» (№1 занятие) В.А. Лобанова Лепим из глины ст.18

Рисование гуашь Образ человека «Я веселый художник автопортрет» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 77

Рисование акварель + восковые мелки Образ человека «Мама, папа, я – дружная семья» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 78

Рисование гуашь Образ человека (портрет) «Мама, папа, я – дружная семья» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 78

Апрель

Лепка из глины «Пасхальные цыплята (занятие №1) В.А. Лобанова Лепим из глины ст.20

Роспись глиняной фигуры «Цыплята в лукошках» (занятие №2) В.А. Лобанова Лепим из глины ст.21

Рисование в технике граттаж  (занятие №1) «Ночной салют» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 79ст

Рисование в технике граттаж  (занятие №2) «Ночной салют» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 79ст

Рисование в технике монотипия «Весна пришла» Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 58

Рисование мятой бумагой «Весенние цветы» (выполняется на работе «Весна пришла») Короткова Рисование, аппликация, конструирование в детском саду ст. 58

Рисование в технике граттаж  (занятие №1) Весенний луг Копцева Т.А. Природа и художник ст. 85

Рисование в технике граттаж  (занятие №2) «Цветы на лугу» Копцева Т.А. Природа и художник ст. 86

Май

Аппликация с элементами конструирования «Белая лилия» А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст. 84

Аппликация с элементами конструирования «Нарцыс» А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст. 91

Пластилиновая живопись с элементами аппликации из природного материала «Бабочка» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.38

Аппликация с элементами конструирования «Уж верба вся душистая» А.Н.Малышева Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду ст. 94

Рисование техника мозаичный мазок Художник живописец и график «Цветы весны» Копцева Т.А. Природа и художник ст.87

Пластилиновая живопись с элементами аппликации из природного материала «Веточка мимозы» Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет ст.43

Абстрактное изображение (материал по выбору)«Мое настроение» Н.А. Горячева. Первые шаги в мире искусства

3.3.  Планирование образовательной деятельности детей 5-6 лет

Изобразительная деятельность: Рисование, лепка, аппликация

Содержание

Сентябрь

Печатание листьев. «Осень на опушке краски разводила». Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду. ст.5

Аппликация из сухих листьев «Осень. Птицы улетают» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.67

Рисунки из ладошки. «Грибы в корзине» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.25

Бумагопластка «Подсолнушек». Н.Б. Рябко занятия по изобразительной деятельности дошкольника Бумажная пластика. ст.23

Пластилиновая живопись и аппликация Е.В. Кашникова Оригинальные техники зобразительной деятельности ст.81

Печать по трафарету «Зачем человеку зонт». (явления осени). А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.27

Пластилинография «Путешествие в Пластилинию». «Винни-пух и пчелы». Е.В. Кашникова Оригинальные техники зобразительной деятельности ст.85

Рисование пальчиками «Ветка рябины» Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду. ст.11

Октябрь

Пластилиновая живопись «Осенние деревья» Г. Н. Давыдова Пластилинография ст.7

Лепка (плоскостное изображение) «Фрукты – овощи» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.84

Кляксография с элементами аппликации «Мое любимое дерево осенью» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.37

Монотопия «Осенний пруд» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.11

Мозаика из салфеток «Овощи на тарелке» А.Н. Малышева Аппликация в детском саду ст.48

Пластилинография «Упрямый слоненок» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.83

Тычок жесткой полусухой кистью «Ёжик» (подготовка животных к зиме) А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.33

Акварель и свеча. «Дождь» (явления осени) Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.12

Восковые мелки и акварель «Перелетные птицы» (улетаем на юг) А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.29

Аппликация из круп «Золотая рыбка» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.58

Ноябрь

Лепка и пластилиновая живопись «Где обедал воробей?» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.77

Шаблонография (рисуем по шаблону) Рисуем по шаблону Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду. ст.68

Оттиск печатками из картофеля «Мой любимый свитер» (одежда) А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.31

Кляксография и восковые мелки «Осенний город» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст. 22

Аппликация и коллаж «Царство диких зверей» А.Н. Малышева Аппликация в детском саду ст.66

Рисование пластилином «Заюшка» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.15

Гуашь на цветном фоне «Зимние избушки» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.15

Монотопия «Первый снег» (зима) А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.39

Декабрь

Восковые мелки, акварель и аппликация «Щенок и снег» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.24

Витраж. «Витражи для окошек избушки зимушки-зимы» Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду. ст.53

Аппликация и коллаж «Новогодние игрушки «Барашек» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст. 50

Лепка декоративная «Снежинки» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.41

Бумагопластика «Елочка нарядная в гости к нам пришла» Н.Б. Рябко занятия по изобразительной деятельности дошкольника Бумажная пластика. ст.25

Рисование пальчиками» «Новый год» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.47

Бумажная пластика «Снеговик» Н.Б. Рябко занятия по изобразительной деятельности дошкольника Бумажная пластика. ст.24

Рисунок из ладошки «Зимний лес» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.49

Январь

Восковые мелки и акварель «Рождественские ангелы» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.31

Пластилиновая живопись «Кашалотик-кашалот» Г. Н. Давыдова Пластилинография Анималистическая живопись ст.37

Пластилинография «Ворона и сыр» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.86

Рисование свечой «Морозные узоры» Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду. ст.43

Набрызги «Зимние напевы» Г. Н. Давыдова   Нетрадиционная техника рисования в детском саду. часть 2 ст.5

Аппликация и коллаж «Маскарад» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.63

Февраль

Печать по трафарету «Пингвины» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.59

Рисование нитками «Красивые картинки» Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть2 ст.38

Пластилинография «Матрешка» Г. Н. Давыдова Пластилинография (детский дизайн 2) ст.69

Аппликация и конструирование «Папин праздник» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.64

Оттиск печатками и поролоном «Обои в папиной комнате» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.51

Акварель «Наши солдаты, летчики и моряки» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.27

Бумагопластика «Жил -был ёжик» Н.Б. Рябко занятия по изобразительной деятельности дошкольника Бумажная пластика. ст.32

Обрывная аппликация «Пингвины на льдинах» Н.Б. Рябко занятия по изобразительной деятельности дошкольника Бумажная пластика. ст.44

Март

«Открытка для мамы» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.63

«Букет для мамы» Г. Н. Давыдова Детский дизайн пластилинография ст.26

«Городецкая роспись» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.55

Весенние голоса» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст.53

«Ромашки на лужайке» Н.Б. Рябко занятия по изобразительной деятельности дошкольника Бумажная пластика. ст.15

«Витражи для терема лета» Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. ст. 58

«Перелетные птицы» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст. 79

Бумагопластика «Божьи коровки на ромашке» Г. Н. Давыдова Детский дизайн пластилинография ст55

Монотопия «Ранняя весна» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст. 69

Апрель

Пластилинография «Душистый снег» Г. Н. Давыдова Детский дизайн пластилинография ст.33

Свеча, акварель «День космонавтики» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.73

Пластилинография «Бабочка» Г. Н. Давыдова Детский дизайн пластилинография ст.63

Рисунки из ладошки Аквариум «Рыбки» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст. 75

Акварель и пластилин «Сказка про голодную гусеницу» Е.В. Кашникова Оригинальные техники изобразительной деятельности ст. 87

Оттиск поролоном «Домашние цветы» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.77

Пластилинография «Ландыш» Г. Н. Давыдова Пластилинография Цветочные мотивы ст.22

Рисование веревочкой «Весенние цветы» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.83

Май

Граттаж «Салют ко дню победы» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.81

Пластилинография «Осьминог» Г. Н. Давыдова Пластилинография Анималистическая живопись 4. ст. 68

Рисование манкой Красивый пейзаж» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.87

Монотопия предметная «Бабочки на лугу» А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.85

Пластилинография «Одуванчики-цветы, словно солнышки желтые» Г. Н. Давыдова Детский дизайн пластилинография ст.39

Различные материалы Рисование по замыслу А.В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду ст.60

Бумагопластика «Летняя картинка» Н.Б. Рябко занятия по изобразительной деятельности дошкольника Бумажная пластика. ст.17

3.4. Планирование образовательной деятельности

Программа является интегрированным курсом, который включает в себя три вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация с использованием нетрадиционных техник). В течение учебного года соотношение видов изобразительной деятельности  примерно одинаковые, системы в их очередности программой не предусмотрено.

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Интеграция образовательных областей

«Художественно – эстетическое развитие»

  • Рисование
  • Лепка
  • Аппликация

2 раза в неделю

1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по предупреждению нарушения осанки.

3.5. Целевые ориентиры

  • ● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • ● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и
  • видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
  • ● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
  • ● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
  • Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
  • ● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

3.6. Материально – техническое обеспечение

  1. Белая глина
  2.  Бумага для акварели
  3. Вата
  4. Ватные диски
  5. Ватные палочки
  6. Восковые мелки и свечи
  7. Доски для лепки
  8. Доски магнитные маленькие
  9. Зубные щетки
  10. Карандаши простые, цветные
  11. Кисточки №2, №4, №6
  12. Клей карандаш, ПВА
  13. Краски гуашь, акварель
  14. Крупы
  15. Непроливайки
  16. Ножницы
  17. Палитры
  18.  Печатки из различных материалов (пробки, крышки, пенопласт)
  19. Пластилин
  20.  Природный материал
  21. Соленое тесто
  22.  Соль
  23. Стаканы под  карандаши
  24. Точилки для карандашей
  25. Фломастеры
  26. Цветная бумага
  27. Цветной картон  
  28.  Цветные салфетки, гофрированная бумага

Электронный носитель:

  1. Серия мультипликационных фильмов «Лунтик»
  2.  Серия мультипликационных фильмов «Уроки тетушки Совы»
  3.  Обучающие мультфильмы по изобразительной деятельности и об изменении природы в разное время года
  4. Жанры искусства: Пейзажи: Ван Гога, А.И. Куинджи, В.М. Васнецова, И. Левитана; натюрморты: В.А. Серова, И.И. Левитана, А.К. Саврасова; портреты: В.А. Серова, И.И. Левитана

3.10. Методическая литература.

1.  Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов М.:ТЦ Сфера, 2006.

2. И.В. Новикова Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям./ И.В. Новикова; худож. Е.А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010.

 3. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду./Е.А. Короткова; худож. Е.А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2011.

4. В.А.Лобанова Лепим из глины: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

5. Кузин М. Развивающие игры для малышейотрождения до 6 лет

8. Е.В. Краснушкин Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет.-  М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.

9. Н.А. Горячева Первые шаги в мире искусства Программа для дошкольных образовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение» 2011.

10. Коваленко З.Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

11. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1 - М.:» Издательство Скрипторий 2003»,2007.

 12. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2 - М.:» Издательство Скрипторий 2003»,2007.

 Никитина А. В. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей. -СПб.:     КАРО,2014.

13.  Давыдова Г. Н.  Пластилинография. Цветочные мотивы

14.  Давыдова Г. Н. Детский дизайн пластилинография.

15.  Давыдова Г. Н.  Пластилинография. Анималистическая живопись.

 16. Кашникова Е. В. Оригинальные техники изобрзительной деятельности — Спб.: КАРО, 2013.

17.  Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника- бумажная пластика. Учебно-практическое пособие -М.: Педагогическое общество России 2009.

18.  Малышева А.Н.  Аппликация в детском саду -Ярославль: Академия развития, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в творческой мастерской. Нетрадиционные техники рисования

Выступление на пленарном заседании августовского совещания работников образования Рыбно-Слободского муниципального района...

Чем рисование полезно для развития ребёнка? Виды рисования.

Для ребёка рисование - это своего рода игра, и они сами того не зная, готовят себя к письму, чтению, а так - же развивают творческие способности....

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционных видов рисования на тему «Букет для любимой мамы»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционных видов рисования на тему «Букет для любимой мамы»...

Презентация" Творческая Мастерская"Нетрадиционное рисование

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие...