"Живые семена"
план-конспект занятия (старшая группа)

Артамонова Екатерина Николаевна

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельностьПотребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_semena.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

 «Живые семена»

Цель: формирование у детей знаний и представлений о семенах овощных культур через экспериментально – исследовательскую деятельность.

Задачи:

         познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании;

продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения;

довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет;

развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать;

воспитывать интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.

 

Предварительная работа: рассматривание семян овощных культур; создание коллекции семян;  труд в уголке природы; чтение стихотворений, загадок о семенах; создание дидактических игр: «Стадии развития растения», «Чья семечка».

Словарь: семена, росток, плоды, фильтр.

Оборудование: коробка для семян, поднос, стеклянные баночки с прозрачными крышками для проращивания семян, фильтр, вода, семена овощных и плодовых культур; серии карточек с изображением стадий роста овощных культур; карточки к дидактической игре «Чьё семечко».    

    

Ход занятия:

I часть: В каждом семени живет растение.

Воспитатель:  ребята, сегодня утром к нам на почту пришло электронное письмо. Хотите узнать от кого оно?

Здравствуйте дорогие дети! У нас случилась беда. Все семена рассыпались и перепутались. И мы не как не можем разобраться, где какое семечко и к какому растению оно принадлежит. Помогите, пожалуйста.

(на экране появляются Эколята).

Воспитатель: Кто это ребята? А кто такие Эколята?  Вы хотите быть Защитниками Природы? Давайте оденем пилотки и станем защитниками природы.

Дети одевают пилотки.

Давайте посмотрим коробку с живыми семенами

Воспитатель открывает коробку, а там коллекция семян.

Воспитатель: Ребята, посмотрите и правда колбочки все пустые, а семена  все перепутаны.

Воспитатель кладёт на ладонь несколько семян, показывает детям.

Воспитатель: Как вы думаете, почему семена не похожи?

Дети: Это семена разных растений.

Игра-Задание: «Найди каждому семечку свою колбочку», 

но сначала надо рассказать о семечке или косточке по алгоритму:

размер (большие, маленькие), форма (круглые, овальные), цвет, название растения.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все семена по колбочкам разобрали. Теперь все семена находятся в своих колбочках.

Вывод: Все семена разные! В каждом семени живет растение.

II часть: «Разбудим семена».

Воспитатель: К сожалению, дети, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает… какое, время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Хотите пойти в лабораторию? Но прежде чем мы пойдем с вами в лабораторию нужно вспомнить правила поведения в нашей лаборатории.

Дети: не кричать, не трогать без разрешения оборудования, работать только на своих местах, и нам нужно одеть фартуки.

Дети и воспитатель одевают фартуки

Воспитатель: приступим нам с вами нужно разбудить семена. Чтобы они «проснулись», поместим их в «волшебные баночки».

На дно каждой баночки положим круглый мягкий фильтр (выкладываем) и увлажним его (увлажняем).

Закроем баночки прозрачной крышечкой . Оно у нас безопасное.

А теперь мы с вами будем наблюдать за ними через прозрачную крышечку.

Дети выполняют задание, помещая семена в свои баночки, как это делает воспитатель.

Воспитатель: Молодцы! Закроем баночки и подождем. Пока семена обживаются в баночках.

Дидактическая игра «Из семени выросло растение»

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением разных фаз роста растений, дети делятся на подгруппы, они получают два растения овощной культуры, дети внимательно раскладывают их по порядку роста и развития.

Воспитатель: В каждом семени живет растение! Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго. Но если создать необходимые условия, то семечко может дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды.

Воспитатель: А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?

Дети: вода, тепло и свет (солнце), земля.

Воспитатель: ребята, сейчас нужно определить какому растению принадлежит это семечко. Возьмите фломастер и соедините между собой семечко и растение, которому оно принадлежит.

Дидактическая игра «Чьё семечко».    

Воспитатель: Сейчас проведём опыт с семенами , посмотрим как вода, свет и тепло влияет на рост растений.

Возьмите семечко, которое вы хотите посадить, подойдите к своему стаканчику. Ребята посмотрите, а что это насыпано в стаканчике? Давайте возьмем лупы и рассмотрим землю, что вы там увидели?

А теперь посадим в землю семечко. Что теперь нам нужно сделать? Конечно же полить. А потом  поставить на подоконник. Зачем?

Воспитатель: А вот каким будет растение и какие этапы в своем развитии оно пройдет, мы узнаем в ходе игры.

Давайте посмотрим, как же из простого маленького семени может вырасти растение. Дидактическая игра «Стадии развития растения»

Воспитатель раскладывает на столе вперемешку картинки с изображением разных фаз роста растений. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает одно семя какой-либо овощной культуры (огурец, кабачок). Дети внимательно рассматривают свои карточки и раскладывают их по порядку, т.е. по фазам роста растения, при этом рассказывают воспитателю о выполнении задания.

Воспитатель: ребята, семена иногда называют путешественниками, разве могут семена путешествовать?

Дети:

Воспитатель: а кто посадил все растения в природе, ведь их так много распространилось по всей нашей Земле.

Дети

Воспитатель: а в лесу кто сажает семена, чтобы выросли растения?

Дети

Воспитатель: а я вам сейчас покажу интересный фильм, про путешествие семян в природе. Хотите посмотреть?

Показ презентации

 «Семена проснулись»

Воспитатель: А сейчас, ребята, посмотрим на наши   «волшебные баночки». Что же с ними произошло?

Дети: Крышки баночек запотели.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что наши семена проснулись, они дышат, они живые!

Воспитатель: Конечно, семена живые! Значит, мы все сделали с вами правильно. Оставим семена в волшебных баночках и будем наблюдать за ними каждый день и отмечать их изменения.

Вот и подошло к концу наши исследования.  Молодцы сегодня все ребята. Все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания…  давайте снимем с себя фартуки и аккуратно сложим.

Воспитатель: Давайте вспомним, а чем же мы сегодня занимались?

Дети: будили семена.

Воспитатель: Что нового мы узнали?

Дети: семена живые, они дышат.

Я думаю эколята будут довольны, что мы им помогли. Нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об опытно - экспериментальной работе "Живые семена"

Наша группа №7 в этом 2009- 2100 учебном  году включилась в городской эксперимент по теме «Укрепление психологического здоровья детей с помощью окружающей природы»....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» (СЕМЬЯ, ДОМ, ДЕТСКИЙ САД)

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше...

Конспект открытого занятия по экологии "Живые семена" (старшая группа)

Данное занятие проводится с детьми старшей группы....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе ДОУ на тему "Живые семена"

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур; дать представление о подготовке семян к посеву, их проращивании....

План-конспект открытого занятия "Живые семена"

Целью данной образовательной ситуации является - познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Живые семена" (с использованием технологии исследовательской деятельности)

КОНСПЕКТ занятия по экологии «Живые семена» (старшая группа)(использование технологии исследовательской деятельности)Воспитатели: Денисова И.А., Ковалёва Е.Э. Учитель-логопед...

" Живые семена" - конспект занятия

Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании. Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных ку...