ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» (СЕМЬЯ, ДОМ, ДЕТСКИЙ САД)
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) по теме

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше види м, над большим задумываемся.  Возможно, именно в этом заключается главная причина столь большого переосмысления содержания, целей и задач  патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_dom_v_kotoroya_ya_zhivu.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 89

«Бригантина»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

(СЕМЬЯ, ДОМ, ДЕТСКИЙ САД)

Составитель:

Воспитатель

высшей квалификационной

категории

Акимова С.В.

Санкт-Петербург

2016


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

“ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ”

(семья, дом, детский сад)

Вид проект: 

Среднесрочный, групповой, детско-родительский, творческий для детей (4-5 лет)

Актуальность темы:

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к дальнему.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только, брать, но и отдавать: заботиться о родных с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.


Задачи проекта: 

  1. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  4. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  6. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатель группы.

Предполагаемый результат:

Создание благополучной эмоциональной атмосферы в детском саду и семье. Формирование у детей понимания, что иметь свой дом большое благо. Воспитание  у ребенка любви к родному дому, семье, детскому саду. Дети научаться выполнять общественно значимые задания, проявлять сострадание, заботу и внимание к родным  и близким.

Прививать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.


Работа над проектом:

Первый этап – подготовительный:

Подбор справочной, познавательной, художественной литературы по теме проекта.

Цель: Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

        На первом этапе был разработан план проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники средней группы, воспитатели и родители.

        Проведение беседы:

Что ты знаешь о себе?

элементарные сведения – имя, фамилия, члены семьи, какие бывают части тела у человека, для чего они нужны

Что такое семья?

история появления семьи

Правила вежливого общения и организованного поведения в детском саду

культура общения с друзьями

«…Здесь город будет заложен!»

игра - путешествие

Второй этап – основной:

Цель:

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.  Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной позиции по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. С детьми  проводили занятия  по проекту, была организована совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых  было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Мы помощники», «Наш город», «Наш район».

Непосредственно образовательная деятельность.

  1. «Я – человек!»

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.

  • Осознание своей половой принадлежности;
  • Осознание себя в процессе взросления «ребенок и взрослый», умение сравнивать и находить;
  • Отличительные особенности людей – разный цвет глаз, волос, кожи, разное телосложение.

Образовательные области: художественное творчество.

Лепка

«Хоровод» - изображение фигуры человека

Аппликация

«Мы - друзья природы»

Рисование

«Украсим кукле платье»

«Моя любимая кукла»

Образовательные области: познание (конструктивная деятельность)

Конструирование

(строитель)

«Разные дома»

  1.  «Я и моя семья!»

Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация.

  • Понятия о семье, роли каждого члена семьи
  • Общие семейные дела в быту и на отдыхе
  • Обобщенное понятие «родители», помощь взрослым в семейных делах
  • Этикет в кругу семьи
  • Любовь к близким людям, открытое выражение чувств по отношению к ним
  • Семейные традиции, проведение праздников, отдыха, занятие любимым делом.

Образовательные области: художественное творчество

Лепка

«Чашка для мамы»

«Цветы в подарок»

Аппликация

Красивый цветок в подарок маме и бабушке (тюльпан)

Рисование

«Тюльпаны в вазе»

«Моя семья»

Образовательные области: познание (конструктивная деятельность)

Конструирование

(из бумаги)

«Цветок»

Конструирование

(строитель)

«Наш дом»

  1. «Хорошо у нас в саду!»

Образовательные области: познание, социализация, коммуникация.

  • Взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, чувства симпатии и дружелюбия
  • Правила поведения в детском саду (знаки - символы)
  • Умение хорошо ориентироваться в здании детского сада
  • История детского сада

Образовательные области: художественное творчество

Лепка

«Любимый персонаж из сказки»

Аппликация

«Вырежи и наклей красивый коврик»

«Моя любимая игрушка»

Рисование

«Нарисуй, что было интересного в детском саду»

«Что за чудо эти сказки…!»


Образовательная область: познание (конструктивная деятельность)

Конструирование

(из бросового материала)

«Наш микрорайон»

Конструирование

(строитель)

«Дома на нашей улице»

  1. «…Город, в котором я живу! »

Образовательные области: познание, социализация, коммуникация.

  • Историческое прошлое Санкт-Петербурга
  • Визитная карточка нашего города – герб, флаг, скипетр, Медный всадник
  • Праздники нашего города
  • Мой родной – Красносельский район (40-летие района)

Образовательная область: художественное творчество

Лепка

Символ Санкт-Петербурга – «Кораблик»

«Медный всадник»

Аппликация

«Мой город»

«Парад кораблей на Неве»

Рисование

«С днем рождения, Санкт-Петербург»

«Мы помним подвиг Ленинграда»

Образовательная область: познание (конструктивная деятельность)

Конструирование

(строитель)

«Кораблик»

Конструирование

(из бросового материала)

«Символ города»


Мероприятия по реализации проекта

Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей.

  1. Проведение праздников
  • «Наши бабушки и дедушки» (ко Дню Пожилого человека)
  • «День защитников Отечества»
  • «Моя, милая мама…! »
  • «Мой район» (40-летние района)
  • «Блистательный Санкт-Петербург!» (День Города)
  • «В гостях в Весны на цветочной поляне» (Праздник цветов)
  1. Выставка детского творчества и сотворчества детей и родителей
  • «Как я провел лето!»
  • «Бабушка рядышком с дедушкой…»
  • «Я и моя мама»
  • «Праздник начинается, елка зажигается…»
  • «Папин праздник»
  • «Любимый уголок района»
  • «Мой город»
  1. Оснащение предметно - развивающей среды
  • Изготовление атрибутов для игр: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Моряки», «Пожарные», «Пешеходы», «Службы спасения 01, 02, 03»
  • Изготовление атрибутики государственных символов города
  • Оформление фотовыставке «Моя семья», «Где мы любим отдыхать?», «Герб семьи», «Наш Красносельский район»
  • Создание газет «Любимый уголок в Красносельском районе», «Моя спортивная семья», изготовление карты микрорайона «Где я живу?», оформление книжки – самоделки «Наш город»
  1. Работа с родителями:

Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов

  • Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»
  • Родительское собрание на тему:
  • «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»
  • «В каждом доме свои традиции»
  • Консультации (индивидуальные) на тему:
  • «Растем играя!»
  • Чаепития  ко Дню Пожилого человека
  • «Наши бабушки и дедушки»
  • Круглый стол
  • «Нашему району 40 лет!»
  • День открытых дверей на тему:
  • «Нравственно-патриотическое воспитание, его место и роль в общественной жизни»
  • Совместная деятельность детей и родителей:
  • «Мы любим свой город!»
  • «Наш район»
  • Семейная гостиная «Цветок семейного счастья»
  1. Подборка литературы по данному проекту:
  1. Вераксы Н.Е. Комплексные занятия (средняя группа). – М.: Учитель, 2012.
  2. Алешина Н.В. Знакомства дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: Москва, 2011.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду (методические разработки). – М.: Мозаика – синтез, 2011.
  4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина… (практическое пособие). – М.: Аркти, 2008.
  5. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам (планирование и конспекты). – М.: Творческие центр, 2011.
  6. Глебанова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – М.: Учитель, 2011.
  7. Панова Е.Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ. – М.: Учитель, 2011.
  8. Махинько Л. Я – Петербуржец. – Санкт-Петербург, 2010.
  9. Шиф Л. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. – Санкт-Петербург, 1996.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект предоставляет условия  для  изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах,  поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, фотовыставки, семейные альбомы и т.д.)

        Данный проект содействует в оказании помощи в создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Район, в котором я живу" старшая группа.

Подготовлена проектная деятельность о знаниях детьми своего города, района, микорайона....

«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....

Проектная деятельность "Район, в котором Я живу"

Дошкольное детство –важнейший период становления личности ребёнка, когда закладываются нравственные основы, формируются первые представления об окружающем мире, культуре и обществе.В дошкольном ...

Проектная деятельность "Город, в котором я живу!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19974347","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]В конце мая 2020 г нашему любимому городу исполняется 90 лет, этой юбилейной дате посвящен ...

Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Детский проект «Почему падают листочки» в 1 младшей группе (2-3 года).

Организация проектной деятельности в ДОУ связана с идеей о направленности познавательной работы ребенка на результат, достигаемый в ходе сотрудничества с педагогом, родителями. Педагогический процесс ...

Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников

Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...

«Проектная деятельность в ДОУ, как форма организации образовательного процесса. Детско-родительские проекты и способы их реализации»

Воплощая различные проекты совместно с детьми в детском саду, привлекая родительскую общественность, в совместную деятельность позволяет воспитать ребенка творческой самостоятельной личностью, умеющей...