ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» (СЕМЬЯ, ДОМ, ДЕТСКИЙ САД)
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) по теме
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше види м, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь большого переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_dom_v_kotoroya_ya_zhivu.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 89
«Бригантина»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
(СЕМЬЯ, ДОМ, ДЕТСКИЙ САД)
Составитель:
Воспитатель
высшей квалификационной
категории
Акимова С.В.
Санкт-Петербург
2016
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
“ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ”
(семья, дом, детский сад)
Вид проект:
Среднесрочный, групповой, детско-родительский, творческий для детей (4-5 лет)
Актуальность темы:
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к дальнему.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только, брать, но и отдавать: заботиться о родных с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи проекта:
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатель группы.
Предполагаемый результат:
Создание благополучной эмоциональной атмосферы в детском саду и семье. Формирование у детей понимания, что иметь свой дом большое благо. Воспитание у ребенка любви к родному дому, семье, детскому саду. Дети научаться выполнять общественно значимые задания, проявлять сострадание, заботу и внимание к родным и близким.
Прививать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Работа над проектом:
Первый этап – подготовительный:
Подбор справочной, познавательной, художественной литературы по теме проекта.
Цель: Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан план проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники средней группы, воспитатели и родители.
Проведение беседы:
Что ты знаешь о себе? | элементарные сведения – имя, фамилия, члены семьи, какие бывают части тела у человека, для чего они нужны |
Что такое семья? | история появления семьи |
Правила вежливого общения и организованного поведения в детском саду | культура общения с друзьями |
«…Здесь город будет заложен!» | игра - путешествие |
Второй этап – основной:
Цель:
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной позиции по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Мы помощники», «Наш город», «Наш район».
Непосредственно образовательная деятельность.
- «Я – человек!»
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.
- Осознание своей половой принадлежности;
- Осознание себя в процессе взросления «ребенок и взрослый», умение сравнивать и находить;
- Отличительные особенности людей – разный цвет глаз, волос, кожи, разное телосложение.
Образовательные области: художественное творчество.
Лепка | «Хоровод» - изображение фигуры человека |
Аппликация | «Мы - друзья природы» |
Рисование | «Украсим кукле платье» «Моя любимая кукла» |
Образовательные области: познание (конструктивная деятельность)
Конструирование (строитель) | «Разные дома» |
- «Я и моя семья!»
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация.
- Понятия о семье, роли каждого члена семьи
- Общие семейные дела в быту и на отдыхе
- Обобщенное понятие «родители», помощь взрослым в семейных делах
- Этикет в кругу семьи
- Любовь к близким людям, открытое выражение чувств по отношению к ним
- Семейные традиции, проведение праздников, отдыха, занятие любимым делом.
Образовательные области: художественное творчество
Лепка | «Чашка для мамы» «Цветы в подарок» |
Аппликация | Красивый цветок в подарок маме и бабушке (тюльпан) |
Рисование | «Тюльпаны в вазе» «Моя семья» |
Образовательные области: познание (конструктивная деятельность)
Конструирование (из бумаги) | «Цветок» |
Конструирование (строитель) | «Наш дом» |
- «Хорошо у нас в саду!»
Образовательные области: познание, социализация, коммуникация.
- Взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, чувства симпатии и дружелюбия
- Правила поведения в детском саду (знаки - символы)
- Умение хорошо ориентироваться в здании детского сада
- История детского сада
Образовательные области: художественное творчество
Лепка | «Любимый персонаж из сказки» |
Аппликация | «Вырежи и наклей красивый коврик» «Моя любимая игрушка» |
Рисование | «Нарисуй, что было интересного в детском саду» «Что за чудо эти сказки…!» |
Образовательная область: познание (конструктивная деятельность)
Конструирование (из бросового материала) | «Наш микрорайон» |
Конструирование (строитель) | «Дома на нашей улице» |
- «…Город, в котором я живу! »
Образовательные области: познание, социализация, коммуникация.
- Историческое прошлое Санкт-Петербурга
- Визитная карточка нашего города – герб, флаг, скипетр, Медный всадник
- Праздники нашего города
- Мой родной – Красносельский район (40-летие района)
Образовательная область: художественное творчество
Лепка | Символ Санкт-Петербурга – «Кораблик» «Медный всадник» |
Аппликация | «Мой город» «Парад кораблей на Неве» |
Рисование | «С днем рождения, Санкт-Петербург» «Мы помним подвиг Ленинграда» |
Образовательная область: познание (конструктивная деятельность)
Конструирование (строитель) | «Кораблик» |
Конструирование (из бросового материала) | «Символ города» |
Мероприятия по реализации проекта
Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей.
- Проведение праздников
- «Наши бабушки и дедушки» (ко Дню Пожилого человека)
- «День защитников Отечества»
- «Моя, милая мама…! »
- «Мой район» (40-летние района)
- «Блистательный Санкт-Петербург!» (День Города)
- «В гостях в Весны на цветочной поляне» (Праздник цветов)
- Выставка детского творчества и сотворчества детей и родителей
- «Как я провел лето!»
- «Бабушка рядышком с дедушкой…»
- «Я и моя мама»
- «Праздник начинается, елка зажигается…»
- «Папин праздник»
- «Любимый уголок района»
- «Мой город»
- Оснащение предметно - развивающей среды
- Изготовление атрибутов для игр: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Моряки», «Пожарные», «Пешеходы», «Службы спасения 01, 02, 03»
- Изготовление атрибутики государственных символов города
- Оформление фотовыставке «Моя семья», «Где мы любим отдыхать?», «Герб семьи», «Наш Красносельский район»
- Создание газет «Любимый уголок в Красносельском районе», «Моя спортивная семья», изготовление карты микрорайона «Где я живу?», оформление книжки – самоделки «Наш город»
- Работа с родителями:
Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов
- Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»
- Родительское собрание на тему:
- «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»
- «В каждом доме свои традиции»
- Консультации (индивидуальные) на тему:
- «Растем играя!»
- Чаепития ко Дню Пожилого человека
- «Наши бабушки и дедушки»
- Круглый стол
- «Нашему району 40 лет!»
- День открытых дверей на тему:
- «Нравственно-патриотическое воспитание, его место и роль в общественной жизни»
- Совместная деятельность детей и родителей:
- «Мы любим свой город!»
- «Наш район»
- Семейная гостиная «Цветок семейного счастья»
- Подборка литературы по данному проекту:
- Вераксы Н.Е. Комплексные занятия (средняя группа). – М.: Учитель, 2012.
- Алешина Н.В. Знакомства дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: Москва, 2011.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду (методические разработки). – М.: Мозаика – синтез, 2011.
- Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина… (практическое пособие). – М.: Аркти, 2008.
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам (планирование и конспекты). – М.: Творческие центр, 2011.
- Глебанова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – М.: Учитель, 2011.
- Панова Е.Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ. – М.: Учитель, 2011.
- Махинько Л. Я – Петербуржец. – Санкт-Петербург, 2010.
- Шиф Л. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. – Санкт-Петербург, 1996.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект предоставляет условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, фотовыставки, семейные альбомы и т.д.)
Данный проект содействует в оказании помощи в создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Район, в котором я живу" старшая группа.
Подготовлена проектная деятельность о знаниях детьми своего города, района, микорайона....
«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»
В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....
Проектная деятельность "Район, в котором Я живу"
Дошкольное детство –важнейший период становления личности ребёнка, когда закладываются нравственные основы, формируются первые представления об окружающем мире, культуре и обществе.В дошкольном ...
Проектная деятельность "Город, в котором я живу!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19974347","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]В конце мая 2020 г нашему любимому городу исполняется 90 лет, этой юбилейной дате посвящен ...
Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Детский проект «Почему падают листочки» в 1 младшей группе (2-3 года).
Организация проектной деятельности в ДОУ связана с идеей о направленности познавательной работы ребенка на результат, достигаемый в ходе сотрудничества с педагогом, родителями. Педагогический процесс ...
Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников
Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...
«Проектная деятельность в ДОУ, как форма организации образовательного процесса. Детско-родительские проекты и способы их реализации»
Воплощая различные проекты совместно с детьми в детском саду, привлекая родительскую общественность, в совместную деятельность позволяет воспитать ребенка творческой самостоятельной личностью, умеющей...