Программа дополнительного образования
рабочая программа (старшая группа)

Брякотнина Елена Викторовна

Программа дополнительного образования детей

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений»

группы № 12 «Солнечные зайчики»

от 5 до 6 лет

на 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolniteonogo_obrazovaniya.docx73.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

развитию детей № 22 «Тополёк»

«Согласованно»                                                      «Утверждаю»

Ст. воспитатель МАДОУ №22                Заведующий МАДОУ №22      

 «______» __________ 2022 г.                 Демина И. М.

                                                                     Приказ № ___ от

                                                                      «___» __________ 2022 г.

                                     

 

                                   

       

Программа дополнительного образования детей

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений»

группы № 12 «Солнечные зайчики»

от 5 до 6 лет

на 2021-2022 учебный год

Составила:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Брякотнина Е.В.

г. Бердск 2021 г.


Содержание:

Целевой раздел

Пояснительная записка

Характеристика возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

Содержательный раздел:

Структура программы

Календарно – тематическое планирование

Методическое обеспечение программы


Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию логического мышления основана на Программе воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре! Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы.

На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.

Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операции ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразовательного характера.

Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок мыслит, действуя с предметами и воспринимая предметы.

В познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление — это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции.

Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. А на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений.

Именно этот вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества в целом. Благодаря этому виду мышления, ребенку удается наиболее абстрактно решать мыслительные задачи. Самой важной особенностью мышления ребенка в старшем дошкольном возрасте является способность видеть относительность той или иной логической системы и избегать противоречий, связанных с относительностью системы отсчета. Конечно, поведение ребенка логично в любом возрасте, но логические противоречия возникают на стыке разновозрастных систем логики.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Цель – создание условий для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений.

Задачи программы:

1. Развитие познавательных способностей у каждого ребенка: умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и предметном материале.

2.Развитие психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение, речь.

3. Развитие основных логических операций: анализ, синтез, сравнение, отрицание, классификация, систематизация, ограничение, обобщение, умозаключение.

4. Развитие умения высказывать собственные суждения и умозаключения на основе приобретенных знаний, умение отстаивать свою точку зрения, доказать правильность своего ответа.

5. Воспитание стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желания прийти на помощь сверстникам.

Основные принципы организации реализации программы:

  1. Содействие, сотрудничество и участие.

Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и «совместно-разделенной» деятельности в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса.

  1. Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов.

Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчивости в достижении учебных целей.

  1. Принцип эмоционального благополучия

Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс.

  1. Принцип признания права на ошибку.

При реализации Программы каждому ребенку предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям делать что-то «не так, как надо», пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки.

  1. Систематичность и последовательность

использование различных способов реализации программы: запланированный, косвенный, ситуативный;

решение поставленных задач не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

  1. Наглядность:
  2. использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует успешному усвоению программного материала;

создание предметно-развивающей среды с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов;

  1. Доступность:

учет возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны их ближайшего развития;

  1. Связь с жизнью:

эффективное, полноценное развитие личности ребенка – дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности – игровой, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении.

Характеристика возрастных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

Социально – коммуникативное развитие

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Художественно эстетическое развитие

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения (объединения) и умножения (пересечения) классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Речевое развитие

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Познавательное развитие

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Физическое развитие

Формируются умения и навыки правильного выполнения движений в разных формах двигательной активности. В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Развивается красота, грациозность, выразительность движений, самостоятельность и творчество. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей, возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения детей 5-6 лет с разным уровнем развития и обучаемости.

Общая продолжительность образовательного процесса – 32 занятий за год. НОД проводится с октября по май включительно. Работа с детьми ведётся во второй половине дня.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

 проявлять любознательность и активность;

 вступать в контакт со сверстниками и взрослыми в зависимости от коммуникативной цели;

 управлять своим поведением и планировать свои действия;

 решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, не отступать, находить варианты решения задачи;

 самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач;

 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

 работать индивидуально и в группе.

Личностные результаты освоения программы

 инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, подчинение нормам и правилам, принятым в обществе;

 готовность и способность ребенка к саморазвитию и личностному самоопределению;

 сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы

 овладение универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

 умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 самостоятельно планировать и осуществлять поиск решения задач (определить цель, планировать действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценить правильность выполнения задания, самоконтроль и самооценка).

При реализации программы с детьми с ОВЗ опираюсь на принципы структурированного обучения:

1. Непосредственно образовательная деятельность строиться исходя из индивидуальных особенностей и интересов ребенка.

2. Последовательность в своих действиях (все сказанное педагогом подтверждается последующими действиями)

3. Любое задание, просьба или игра нуждаются в завершении. Это помогает структурировать деятельность ребенка.

4. От простого к сложному. НОД начинается с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями

5. Многократное повторение способствует выработке и закреплению необходимого навыка или знания

6. В связи со склонностью детей с ОВЗ к конкретному типу мышления и восприятию окружающего мира, им сложно манипулировать абстрактными образами, в связи с чем в работе используется принцип наглядности в обучении с последующим переносом зрительного образа (восприятия) в словесную форму (слуховое восприятие)



Содержательный раздел:

Структура программы

 Свойства, признаки и составные части предметов

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  Действия предметов

Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

Элементы логики

 Высказывания.

Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция Сравнение Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

Комбинаторика

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

Развитие творческого воображения Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

Практический материал.

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры

Материально-техническое обеспечение программы

В ДОУ существуют необходимые условия для реализации Программы: групповые помещения, музыкальный зал, которые соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

В групповых помещениях создана необходимая предметно-развивающая среда, имеется разнообразная тематика материалов и оборудования для организации непосредственно образовательной деятельности.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Цель

Сентябрь

1

Методика Э.Ф. Замбацявичене и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой.

  1 Методика «нелепицы»

2 методика «времена года»

3 методика «найди отличия»

4 методика « что здесь лишнее?»

5 методика «раздели на группы»

Исследование уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста

2

3

Игра «Верю – не верю».

Развитие логического мышления.

4

«Назови одним словом»

Развитие способностей к обобщению и абстрактному мышлению.

5

ИГРА «Ассоциации».

Формирование ассоциативных представлений о предметах и явлениях (это своеобразный ключ к пониманию типа мышления); в этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета.

Октябрь

1

«Дорисуй фигуру»

Развитие репродуктивного и творческого воображения, фантазии, мелкую моторику пальцев рук.

2

Игра «Изобретатель»

Развитие умения проявлять способности изобретателя; использовать приемы запрещений; решать задачу, не используя типичные способы и средства.

3

Игра «Космический полет»

Расширение знаний детей из области «познание»; Развитие самостоятельности и познавательной активности; Активизация познавательных интересов; Формирование коммуникативных навыков.

4

Игра «Интеллектуал»

Знакомство с играми-соревнованиями интеллектуального характера; упражнять в решении задач.

Ноябрь

1

Игра «Интеллектуальная эстафета»

Стимулирование интереса к интеллектуальным играм; развивать познавательную активность.

2

«Отгадай задуманное число»

Расширение кругозора и повышение интеллектуальной активности; стимулирование стремления к творчеству. Развитие вычислительных навыков, логического мышления, способностей самостоятельного поиска путей решения задач, интереса к изучению математики.

3

«Удивительные часы»

Формирование выполнять игровые упражнения при помощи часов; закреплять умение использовать свои знания в игре; развивать наблюдательность.

4

Игра «Создание мультфильма про цифры»

Развитие умения переносить знания о числах в игру.

Декабрь

1

Игра «Двенадцать месяцев»

Формирование логического мышления

2

Игра «Карнавал года»

Формирование логического мышления

3

«Найди применение»

Развитие умения находить применение различным предметам; развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

4

Игра « Что будет, если…»

Развитие творческого мышления дошкольников; умение отвечать быстро и находить различные варианты ответов.

5

Игра «Образы»

Развитие у детей ассоциативной способности; умение использовать знания в различных ситуациях; развитие творческого и логического мышления.

Январь

1

Игра «Какого вкуса небо?»

Упражнять детей в использовании всех органов чувств при решении словесных и практических задач; умение мыслить масштабно, творчески, а не по шаблону.

2

Игровая ситуация «Полет на воздушном шаре»

Продолжать формировать умение через игру выполнять эксперименты, делать умозаключения, преодолевать логические препятствия.

3

Игра «Полезно - вредно».

Развивать мышление, воображение, умение анализировать.

4

«Какая игрушка лишняя?»

Развивать память, воображение, логическое мышление

Феврал

1

Игра «Волшебники».

Развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

2

«Логические концовки»

Развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

3

Игра «Орнамент».

Развивать логическое мышление, способность к анализу.

4

«Разложи предметы»

Формирование умений выполнять классификацию

Март

1

«Новоселье у матрешек»

Учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак

2

«Что тяжелее?»

Учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

3

«Разложи карточки»

Развитие логического мышления.

4

 Чей силуэт?"

Развитие зрительно- пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путём сравнения, предмета с его силуэтом и составления пары " предмет-силуэт"

5

«Придумай предложение».

Развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Апрель

1

«Путаница»

Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.

2

«Найди отличия и сходства»

Развитие внимания и логического мышления у ребенка.

3

«Составление предметов по картинка»

Азвитие внимания и логического мышления у ребенка.

4

«Моделирование»

Развитие воображения и логического мышления детей.

Май

1

«Роботы»

Развитие логического мышления детей.

2

«Меняясь местами»

Развитие памяти и логического мышления детей.

3

Методика Э.Ф. Замбацявичене и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой.

  1 Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

2 Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

3 Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

4 Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

5 Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Повторное сследование уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста

4

Принципы взаимодействия с родителями воспитанников

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы.

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2.Преемственность согласованных действий.

3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.

4.Открытость.

5. Индивидуальный подход к каждой семье.

6. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи.

7.Сотрудничество, а не наставничество.

8.Поэтапность реализации.

Взаимодействие с семьями воспитанников реализуется через:

  1. Информирование родителей об этапах реализации программы.
  2. Буклеты с математическими играми и упражнениями для закрепления пройденного материала.
  3. Индивидуальные консультации с родителями.
  4. Привлечение семей воспитанников в создании необходимых материалов для проведения игр.

Методическое обеспечение программы

Построение программы опирается на: 

  1. Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез. – 2014г.
  2. Галянт И. Г., Глушкова Г. В., Гризик Т. И. и др. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет. Методические рекомендации для воспитателей
  3. Гризик Т.И., Карабанова О.А., Соловьѐва Е.В., Якобсон С.Г. Как подготовить ребѐнка к школе. Методическое пособие для воспитателей
  4. Соловьѐва Е. В. Моя математика. Развивающая книга для детей 6—7 лет
  5. С. В. Пуховец, И. В. Осипова Волшебный мир чисел. Волшебный мир красок.
  6. . Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басов Развитие логического мышления детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...