Особенности когнитивного развития
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_kognitivnogo_razvitiya_.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Особенности когнитивного развития .»
Немного теории:
Дошкольный возраст – это период с 3 лет до 6–7 лет. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии. Первая стадия: от 3-х лет до 5-ти лет – младший дошкольный возраст. Вторая стадия: от возраста 5 лет до 6–7 лет – старший дошкольный возраст. Некоторые исследователи выделяют также и средний дошкольный возраст: 4 лет до 5-ти лет.
Ранний детский возраст – это важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика
Первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», так как контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается собственно речь. Речь взрослого играет важную роль в развитии ребенка, ведь она развивает положительные эмоции и речь самого ребенка.
Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка . В рассматриваемый ранний период ребенок в связи с произошедшими в его жизни важнейшими переменами: прямохождением, овладением предметными действиями и речью – проделывает очень большой путь в собственном психическом развитии. В этом возрасте происходит развитие нового отношения к миру предметов: они становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и определенный способ употребления. Взрослый развивает у ребенка соотносящие и орудийные действия, с помощью которых можно оказывать влияние на окружающие предметы, изменять их. Овладение этими действиями создает условия для освоения новых видов деятельности: игровой и предметной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Для ребенка в раннем возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению .
Если рассматривать когнитивное развитие детей дошкольного возраста, то необходимо рассмотреть следующие познавательные процессы. Так, восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.
В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно следующее:
значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;
внимание становится опосредованным;
внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);
появляются элементы после произвольного внимания .
Дошкольное детство – это возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией
У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.
В среднем дошкольном возрасте (между 4-мя и 5-тью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании. В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти .
Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания .
Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к вербально-логическому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение дошкольного периода является наглядно-образное мышление .
На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребенка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.
В дошкольном возрасте развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т. д.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
ребенок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности;
ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
речь превращается в особую деятельность ,имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли .
В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребенок-дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К шести-семи годам речь, язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.
Таким образом, исходя из вышеизложенного нами материала, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это важный период физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
А теперь несколько игр по возрастам :
3-4 года:
Предлагаем Вам несколько игр для развития этого важного компонента психики.
Игра 1: “Съедобное-несъедобное” – эта игра знакома многим из нас с детства. Правила просты, а пользу сложно переоценить. Взрослый предлагает ребёнку любой предмет, а ребёнок должен определить его в категорию съедобности или несъедобности (можно сочетать с перекидыванием мяча, тем самым преодолевая гиподинамию);
Игра 2: “Новоселье у матрешек” (развивает навыки систематизации).
Матрёшки поселились в новом доме, каждая получила свою квартиру: самая маленькая на первом этаже, на втором -немного побольше, на третьем -ещё больше, на четвёртом – ещё больше, а на пятом самая большая. Они порадовалась и пошли гулять в парк. Вечером пришли и забыли, кто где живёт. Помоги матрёшка найти свои квартиры, расскажи, кто где живёт?
Игра 3: “Подбери пару к слову”.
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет категорию (например, игрушка). Задача ребёнка подобрать пару к этой категории, (например, игрушка – машинка). Затем играющие меняются ролями.
Игра 4: “4й лишний”.
В эту игра также можно играть без использования каких-либо специальных пособий. Взрослый называет четыре предмета, один из который лишний. Ребёнку необходимо определить лишний предмет и объяснить свой выбор. Логика детей бывает невероятной!
Игра 5: “Придумай загадку”
Водящий придумывает загадку о каком-либо предмете, описывая словами загаданное. Остальным участникам нужно отгадать.
Игр на мышление существует великое множество и ограничены они только Вашей фантазией
5-6 лет:
Игра 1: “Снежный ком” – развитие слуховой механической памяти. Участвовать может любое количество домочадцев. Первый называет слово, следующий повторяет его и называет своё и т.д. Для облегчения задачи можно взять какую-либо отдельную тему и/или называть каждое следующее слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего.
Игра 2: “Запахи и звуки” – развиваем осязательную память.
Представьте, что идет дождь. Вы стоите у окна и смотрите на улицу. Что вы видите? Расскажите. Представьте капли дождя, ударяющиеся в стекло. Вспомните, как шумит дождь. Дождь закончился, вы вышли на улицу. Вспомните запах земли, травы после дождя. Как вы думаете, с чем можно сравнить запах травы после дождя?
Игра 3: “Загадки” – развитие слуховой памяти
Взрослый загадывает загадку, а отгадку ребенок рисует (например):
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы?
Взрослый просит ребенка повторить загадку.
Игра 4: “Экран” – развитие зрительной памяти.
Перед ребенком раскладываются предметы (не более 7; чем младше ребенок, тем меньшее количество предметов нужно использовать). Ребенку предлагается запомнить, что и где лежит. Далее малыш отворачивается или закрывает глаза, взрослый вносит изменения, а ребенок старается вернуть всё как было.
Игра 5: “Пары картинок” – развитие смысловой памяти.
Подготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно: (например)картинка с изображением дерева кладется рядом с картинкой, на которой изображен лес. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть все картинки и запомнить. Через 1-2 минуты уберите картинки из первого ряда. Попросите ребенка, глядя на картинки из второго ряда вспомнить те, которые были убраны.
6-7лет:
1.«Найди игрушку».
Цель: развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы.
Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.
- «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Задание: ребенок рисует любую не
сложную картинку (дом, человечек и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
- «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания.
Задание: перед ребенком раскладывается несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.)
и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало.
Тренировка когнитивных способностей залог продуктивного долголетия и ясного ума . Мозгу нужна такая же зарядка как для тела, важно уделять 15 – 20 минут в день на несложные, но очень полезные для мозговой активности упражнения:
- Синхронное рисование . Потребуется лист бумаги и 2 карандаша. Одновременно двумя руками рисовать геометрические фигуры. Можно начать с одинаковых фигур для каждой руки, затем усложнить упражнение, например, левой рукой рисовать квадрат, а правой треугольник. Упражнение балансирует работу обоих полушарий мозга, развивает когнитивные способности, моторику.
- Слова наоборот . Несколько раз в течение дня, пробовать услышанные от других людей слова произносить про себя наоборот.
- Вычисление . Все что подлежит подсчету важно выполнить путем устных умственных вычислений. Калькулятор убрать подальше.
- Автобиография . Существует 2 варианта упражнения. В первом человек начинает вспоминать и писать, отталкиваясь от настоящего момента, и углубляется год за годом к своему раннему детству. Во втором варианте – вначале описываются детские годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмпирическое исследование особенностей когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте у детей с разным социальным статусом
Результаты исследования особенностей когнитивной сферы у детей с разным социальным статусом. Приведены сравнительные характеристики, обощенные выводы....
Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии.
В статье рассказывается об особенностях когнетивного развития детей с проблемами в развитии....
Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии.
Дошкольное детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результат...
Таблица "Возрастные особенности когнитивных способностей детей дошкольного возраста".
Таблица "Возрастные особенности когнитивных способностей детей дошкольного возраста"....
«Особенности влияния двигательной активности ребенка на когнитивное развитие»
Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка....
Консультация для педагогов «Особенности когнитивного развития ."
В материале собраны немного теории разные упражнения по возрастам....