Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии.
статья
Дошкольное детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.В данной статье рассматривается задержка психического развития у детей.ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korshunova-statya.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Коршунова Н.П.
Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии
ГБДОУ № 83 (г. Санкт-Петербург)
Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка [2].
Изучением детей c ЗПР с конца 50-х годов нашего века занимались Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и другие. Среди неуспевающих младших школьников ими были выявлены учащиеся, неуспеваемость которых давала основание считать их умственно отсталыми. В ходе дальнейших исследований ученые выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем, многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи. Диагностика нарушений речевого развития на этом возрастном этапе представляет большие сложности, так как индивидуальные сроки начального развития речи широко варьируют. Следует также учесть, что любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в сензитивный для формирования речи период приводит к речевому недоразвитию [1]. Поэтому любой ребенок с отставанием в речи требует комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также оценки состояния слуха. Отставание в развитии речи на этом возрастном этапе может иметь обратимый, функционально-динамический характер. Его следует отличать от системных стойких речевых расстройств у детей с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе и с легкой мозговой дисфункцией. Кроме того, отставание в развитии речи может быть одним из начальных проявлений различных нервно-психических заболеваний.
Особенно важно обратить внимание на наличие регрессивных расстройств, психомоторики и речи, которые могут наблюдаться при различных наследственных синдромальных формах нервно-психических заболеваний. Они характерны, прежде всего, для синдрома раннего детского аутизма: отгороженность ребенка от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким людям, однообразное, стереотипное поведение, непереносимость взгляда в глаза, своеобразные расстройства речи, игры с предметами неигрового назначения, страхи и т.п. [3].
Для того, чтобы правильно подобрать методы коррекции при задержке психического развития только выявления причины, вызвавшей нарушения, не достаточно. Необходимо поставить клинико-психологический диагноз, который отразит причину и механизм нарушения развития ребенка, что позволит определить пути и методы коррекционной работы в образовательном процессе.
Литература
- Аксаринa Н. М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста. – М.: ЦОЛИУВ, 2009.
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2011.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция - М.: Просвещение, 2009. – С. 26-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели матем...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии.
В статье рассказывается об особенностях когнетивного развития детей с проблемами в развитии....
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ.
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ....
игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.
Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...
Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...