Консультация для педагогов "Особенности когнитивной деятельности детей с речевой патологией"
консультация (подготовительная группа) по теме

Щеколдина Татьяна Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности когнитивной деятельности детей с речевой патологией

Когнитивная деятельность составляет психологическое ядро личности. Интеллектуальное развитие непосредственно определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность планировать и оценивать свои действия, прогнозировать их промежуточные и конечные результаты, организовывать в системы прошлый опыт.

Процесс психического развития ребенка представляет собой определенную последовательность стадий. В результате изменений ребенок переходит от целостного синкретического восприятия к четкой дифференциации отдельных объектов и их свойств. Расчленение целостных по своей природе чувственных образов на составляющие их элементы рассматривается как важнейший шаг на пути перехода от восприятия к мышлению. В развитии мышления можно выделить две стороны:

- умственное развитие как обогащение содержания интеллекта ребенка, как возникновение новых средств и способов мыслительной деятельности;

- умственное развитие как смена планов мышления ребенка, как переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и, затем, к словесно-логическому.

На каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа.

Психолого-педагогическое изучение детей 7-летнего возраста с недоразвитием речи, проведенное Г.С.Гуменной, позволило ей выявить качественно-различные типы по уровню когнитивного развития.

Первый уровень характеризует детей с интеллектуальной недостаточностью. У них значительно снижен познавательный интерес. Операции абстрактного мышления не сформированы: отсутствует способность самостоятельного выделения в окружающей действительности признаков количества. Операция количественного анализа характеризуется осознанием чисел 1,2,3, которые воспринимаются непосредственно. Объединение множеств затруднено. Невозможно обобщение и обозначение количества в виде итогового числа. Сравнительная деятельность характеризуется выделением свойств каждой группы предметов, но невозможностью осуществить сопоставление по количественному признаку. Стимулирующее воздействие в виде уточнения задания не помогает его выполнению. Возможно выполнение на подражательном уровне в процессе действий с конкретными предметами. Перенос умений, сформированных в ходе такого обучения, значительно затруднен.

Второй уровень характеризует детей с нарушениями мотивационно-регуляторной сферы. У них при наличии интереса к игровым и манипулятивным действиям отмечается низкая психическая активность при выполнении познавательных заданий. Обнаруживаются потенциальные возможности выполнения абстрактных счетных операций. Выявляется необходимость направляющего педагогического воздействия в виде привлечения наглядных образов, словесных правил, регулирующих действия, и положительных эмоциональных реакций со стороны педагога. В процессе выполнения операций с абстрактными числами отмечается стремление «вернуться» на генетически более ранние этапы, что выражается в поиске наглядной опоры. Количественный анализ характеризуется умением расчленить множество на составные элементы, объединить в единое целое 2 группы предметов, осуществить сравнение 2 множеств посредством числа. Сравнение 2 множеств и выделение количественной разницы осуществляется в результате обучения. Возможно воспроизведение способа решения задачи в аналогичных условиях, т.е. данное умение находится в «зоне ближайшего развития».

Третий уровень характеризует детей с нормальным интеллектуальным развитием. У них выражен познавательный интерес. Сформированы умственные операции количественного сравнения, анализа и синтеза. Доступно расчленение абстрактных чисел и конкретных множеств на составляющие элементы, объединение двух множеств в единое целое. Нахождение суммы чисел осуществляется путем присчитывания 1, 2. Умственные действия характеризуются достаточной степенью интериоризации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование кинестетических ощущений и мелкой моторики в художественно – творческой деятельности у детей с речевой патологией (онр)

В данной презентации представлены итоги работы по формированию мелкой моторики детей с ОНР средствами художественного творчества....

Проектная деятельность «Кухня самодельной мультипликации» как способ интеграции разных видов деятельности детей с речевой патологией. Чугунова Т.И., Майсак Т.А., Майсак А.Б.

Проектная деятельность «Кухня самодельной мультипликации» как способ интеграции разных видов деятельности детей с речевой патологией....

Применение театрализованной деятельности в рамках логопедических занятий по развитию связной речи детей с речевой патологией.

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, "основанная на действии",совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает худож...

Консультация для педагогов «Особенности развития у детей с речевой патологией грамматического строя речи».

В консультации описаны особенности развития грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями....

Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.

В своей работе я использую имаготерапию как  средство развития интонационной выразительности речи.Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие ин...