Проект " Волшебница вода"
проект (старшая группа)
Цель проекта: Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности и расширение представлений детей о неживой природе - о воде.
Задачи:
- Систематизировать представления детей о свойствах воды.
- Расширять знания и умения детей в опытно - исследовательской деятельности.
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Активизировать словарь ребенка.
- Развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также аккуратность при проведении опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Волшебница вода". | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №107»
Познавательно - экспериментальный проект
« Экспериментируем вместе: Волшебница вода»
Воспитатель: Крюкова Е.И.
Курск – 2021 г.
Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.
А.И. Савенков.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Срок реализации проекта: краткосрочный ( в течение пяти недель)
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет;
- воспитатели;
- родители.
По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.
Выявление проблемы: Дети не имеют недостаточное представление о свойствах воды, о жизни живых существ.
ГИПОТЕЗА
Если дети научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы.
Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.
Итак, вода…Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.
Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес.
Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы могли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.
Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психологического развития детей.
Цель проекта: Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности и расширение представлений детей неживой природе - о воде.
Задачи:
- Систематизировать представления детей о свойствах воды.
- Расширять знания и умения детей в опытно - исследовательской деятельности.
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Активизировать словарь ребенка.
- Развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также аккуратность при проведении опыта.
Основные принципы реализации:
- Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Партнерство ребенка и взрослого в опытно - экспериментальной деятельности.
- Интегративность всех процессов, реализующих в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера, детская и взрослая субкультура).
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно - развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини- лаборатория), дневник наблюдения.
Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности:
- Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, где существует вода.
- Беседы по теме «Путешествие капельки»
- Целевая прогулка.
- Экскурсии.
- Опыты.
При планировании игр - экспериментов с водой следует учитывать (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта
Ожидаемые результаты:
- У детей появиться исследовательские умения, соответствующие возрасту ( будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения).
- Дети приобретут экологически ценный опыт в экспериментальной деятельности с водой.
- Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
- Дети сделают интересные открытия, изучив различные свойства воды.
Перед воспитателями была поставлена:
Цель: Разработать комплексно - тематический план «опытно - исследовательская деятельность»
Задачи:
- Обеспечить единство обучающих, развивающих, воспитательных задач, развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников.
- Изучить литературу «Эксперименты - творческий путь познания мира!»
- Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно - исследовательской деятельности дошкольников
- Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
- Создать в группе условия для развития познавательной деятельности.
Вся работа по решению поставленных задач была разбита на три этапа.
Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.
Первый - подготовительный:
Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребности детей, постановка детей в определенные условия о веществах которые окружают нас, могут обладать удивительными свойствами, даже обычная вода. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.
Накануне выбора темы воспитатели включаются в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой теме. Услышать сообщения свих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей, увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей.
Задачи | Форма работы | Сроки |
Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. | Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, энциклопедий, иллюстраций, картинок. | 3-ая неделя декабря |
Обогатить предметно - экологическую среду в группе для реализации проекта. | Создание мини - экспериментальной лаборатории в группе. Составление безопасных опытов и эксперементов с водой. Побор подвижных игр, словесных игр, дидактических. Разработка конспектов НОД по разным областям программы. | 4-ая неделя декабря |
Оповещение родителей о предстоящем проекте, о проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте. | Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта. | 1-ая неделя января |
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, рассказами о воде, загадками, потешками, усилиями педагога, детей и их родителей. | Беседы. Консультации. Индивидуальная работа. | На протяжении всего проекта |
В результате обсуждения вместе с детьми формируются цели и задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема последовательности и этапов работы. Но прежде, чем отправиться в мир увлекательных эксперементов и новых открытий, нужно запомнить правила которым необходимо следовать, которые помогут добиться потрясающего результата.
Второй этап проекта: Исследовательский (основной).
Исследовательский: поиск вопросов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.
Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей. Закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации труда. При работе с новым материалом и оборудованием воспитатели демонстрируют практические приемы выполнения опытов, оказывают дифференцированную помощь. Далее дети с педагогами вырабатывают разные гипотезы.
В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.
- Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал оводе?», «Что будет, если……?»
- Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды, минилаборотории, на прогулке, дома с родителями).
- Результаты экспериментирования фиксируются в рисунках, моделях и обязательно самостоятельно.
Способы мотивации детей к деятельности.
- Создание игровой проблемной ситуации.
- Сюрпризные моменты.
- Проблемные вопросы.
- Обращение к опыту детей.
- Использование электронных презентаций, созданных родителями.
Перспективное планирование поисково – экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»
Вид деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей |
Познавательно - исследовательская | 1.«Вода бывает теплой, холодной, горячей» 2.Вода жидкая, может течь» 3.Всреча с ручейком» 4.»Капельки сосульки» 5. «Лед легче воды» 6. «Превращение льда в воду» 1.«Чем пахнет вода?» 2.Естьли у воды вкус» 3. «Играем с красками» 4. «Что вода размочит быстрее?» 5. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» 1.«Тонет - не тонет» 2. «Опыты соленой водой» 3. «Растворить соль, сахар, марганцовку». 4. «Сравнить вязкость воды и масла» 5. «Предложить найти воду в разных предметах и состояниях» 6. «Иней» 1.Наблюдение за снегом: «Где выше сугробы? 2. «Измерение температуры в сугробе» 3. «Наблюдение за сосульками» 4. «Делаем ёлку! 5.«Можно ли превратить снежные шарики в разноцветные украшения». 1.«Кристалл» 2. «Делам медузу» 3. «Эффект лотоса» 4. «Конвекционные узоры» 5. «Магнитный порядок» 6. «Огонь и вода» 7. «Готовим мороженое» 1.«Надуваем резиновую перчатку» 2.«Волшебные узоры» 3.» Цветные дорожки» 4. «Море в стакане» 5. «Повелитель мыльных пузырей» 1.»Освобождение бусинок из ледяного плена» 2. «В какую бутылку быстрее нальется вода?» 3. «Друзья» |
Игровая | Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому , нужна вода?» «Разрезные картинки», «На что похоже облако?», «найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару» Игровые упр. « «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри», Игры имитации: «Вода в стакане», «Зеркало» Игры со снегом: «Сделай, как я», «Попади в цель» |
Коммуникативная | Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес» , «Зимние забавы», «водоемы», Беседы: « Для чего нужна вода?», «Куда спряталась вода» «Что такое облака?» «Водное зазеркалье» Словесная игра «Подскажи словечко». |
Двигательная | Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «На болоте», «Веселые снежинки», «Море волнуется раз», Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки». Комплекс утренней гимнастики «Снежки» Физкультминутки «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз». Пальчиковая гимнастика» «Дождик капнул на ладошку» |
Трудовая | Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега». «Изготовление цветных льдинок». |
Продуктивная | Рисование: «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», « Веселые снежинки». Аппликация: «Водоемы» «Какие бывают облака», «Морковки изо льда», «Снеговик», «Капли воды». Создание панно: «»Ходит капелька по кругу». |
Чтение (восприятия художественной литературы) | Б.В. Заходера «Кот и кит», К.И. Чуковский «Федорино горе»,М.Д. Перина «Живая шляпа», Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», Л. Воронина «»Снег идет»,Д. Тихомиров «»Снежные узоры», Н. Абрамцев «Сказка о тумане» Н. Болтачеве «Сказка о круговороте |
Музыкальная | Использование музыки (диски). Прослушивание шума водопада |
Третий этап проекта:
Заключительный – обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты, выяснить причины успехов и возможности неудач и главное сформулировать общий вывод по эксперименту. Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменить форму?» были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму воды, потому что она не предмет».
В ходе беседы могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?».
Показатели результативности проекта:
- дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно- исследовательской деятельности;
- дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов;
- самостоятельно устанавливают взаимосвязи снег- вода-лед, лед-вода лед, вода-пар.
- В результате познавательно- исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды:
вода не имеет запаха, вкус;
вода прозрачная;
вода является растворителем.
- У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и сохранять.
Литература
1.Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель- 159 с.
2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор - составитель: Зубкова Н.М. – С-Пб : Речь, 2006 г. -64 с.
3. Т. Гризик Познаю мир – М: Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2004г. -128 с.
4. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и эксперементов в детском саду – М: ТЦ «Сфера, 2003г. – 56 с.
5.Л. Ковинько Секреты природы – это так интересно! – М: «Линка – Пресс», 2004г. 72 с.
6. Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под общей редакцией М. АРТИ, 2005Гг. – 64 с.
7.В. Г. Зарапин Научные опыты М: Эксмо, 2014. – 96 с: ил –( Опыты детей).
8.Н. А. Рыжова Волшебная вода.
9. А.И. Савенков Методика исследовательскойдкятельности в старшем дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волшебница вода"
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой) 2019 год
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ПРОЕКТ «Волшебница - вода» проект по окружающему миру (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)...