Приобщение дошкольников с ОНР к национальным традициям.
статья

Кулешова Анна Николаевна

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть  детям мир прекрасного , развивать у них художественный вкус.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников с ОНР к национальным традициям.

   Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть  детям мир прекрасного , развивать у них художественный вкус.

  • ЦЕЛЬ

  Развитие художественно-творческие способности детей  с ОНР  через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством на основе дымковской росписи.

  • ЗАДАЧИ
  • образовательные
  1. различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве (Дымка);
  2. украшать изделия по мотивам дымковской росписи, знать и изображать элементы росписи, технику использования дымковских элементов;
  3. выполнять узор в определенной последовательности;
  4. пользоваться тычком и печаткой;
  5. выделять и называть отдельные элементы узора, их цвета;
  6. ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков;
  • РАЗВИВАЮЩИЕ
  1. развивать чувство композиции в связи с построением узора;
  2. развивать чувство цвета;
  3. развивать мелкую моторику;
  4. Рисовать умение пользоваться концом кисти, рисовать плавными движениями;
  5. развивать творческое воображение;
  6. развивать  и обогащать словарный запас детей.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
  1. воспитать в детях любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту;
  2. вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  3. формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  4. развитие художественно-творческих способностей у детей с ОНР, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Принципы построения методической разработки

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки детских работ по декоративно-прикладному  искусству в детском саду;  

Просмотр презентаций;

Экскурсии в музей;

Дидактические игры;

Использование силуэтного моделирования

Заучивание считалок, закличек, прибауток,  небылиц, потешек, стихов;

Использование физминуток;

Пальчиковые гимнастики;

  • Этапы работы

1 этап – подготовительный

  • Анкета-знакомство
  • Подготовка предметно развивающей среды
  • Подбор диагностического материала
  • 2 этап – формирующий
    Занятия

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

- Родительские собрания

- Беседы, консультации

- «Школа молодой семьи»

- Семинары-практикумы

- Опыты семейного воспитания

- Выпуск папок-раскладок

- Групповые консультации

- Вовлечение в образовательный процесс

3 этап – контрольный

  • Проведение итоговой диагностики детей

Результаты диагностики

  • Ожидаемые результаты.
  • Перспектива
  • Продолжить обогащение предметно-развивающей среды
  • Приобрести дидактические игры по декоративно-прикладному искусству.
  • Разнообразить набор штампов, тычков.
  • Создать рубрику для родителей «Поговорим о старине далёкой».
  • Вывод

    Познавая красоту народного творчества, ребенок с ОНР испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Развивается образное представление, мышление, воображение. Все это вызывает у детей с ОНР стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка предметов русского декоративно-прикладного искусства.

      Данная работа носит практический характер. Ее можно использовать как методическое пособие по ознакомлению дошкольников 4-5 лет с ОНР с декоративно-прикладным искусством на основе дымковской росписи.

  • Список используемой литературы:
  1. Гаврилова В.В.,  Л.А.Артемьева «Декоративное рисование» Волгоград: Учитель, 2010
  2. Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста»  - Изд-во Просвещение. М., 2001.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – В 2 ч. – Москва, 2007.
  4. Князева О.Л., М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие» СПб.: Детство - Пресс, 2004
  5. Пантелеев Г.Н. – «Декоративное рисование - детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1996г.
  6. Швайко Г.С.: Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа: Программа, конспекты.-М.:ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры

Материал для воспитателя по духовно-нравственному воспитанию  младшего дошкольного возраста...

«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям – путь к нравственному воспитанию дошкольников»

«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям – путь к нравственному воспитанию дошкольников» доклад музыкального руководителя на родительяскои собрании в ДОУ...

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям»

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему русских народных подвижных игр для детей. В семинаре представлены три игры по данной тематике, в которые очень нравится играть детям....