Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям»
учебно-методический материал (старшая группа)
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему русских народных подвижных игр для детей. В семинаре представлены три игры по данной тематике, в которые очень нравится играть детям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №113»
Семинар - практикум на тему:
«Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям»
Выполнила: инструктор по физической культуре Козлова Татьяна Сергеевна
2022 г.
Весёлые подвижные народные игры – это народные традиции. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! А когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любим играть в русские народные подвижные игры.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, хороводы, подвижные забавы и есть естественная форма поведения человека, развивающая не только творчество и мышление, но и физические качества: ловкость, быстроту реакции, выносливость, меткость.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем устную речь, слух и детскую память, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.
Народные подвижные игры включают в себя образовательные задачи:
-совершенствование техники выполнения движений,
-формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях,
-целенаправленное развитие физических качеств,
- побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств,
-развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности,
-поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.
Русские народные подвижные игры условно, их можно поделить на четыре раздела:
1. Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Бои на бревне", а также различные их варианты.
2. Русские народные подвижные игры, отражающие отношение человека к природе "Аисты и лягушки", " Пчелы.", " Жаворонок.", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса« и их различные варианты.
3. Русские народные подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков "Огородник", " Капуста.", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись, рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.
4. Русские народные подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", " Чурилки.", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Лапта", "Котлы", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.
Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.
- Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
- При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили.
- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
- В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.
- Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности.
- Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
ВЫВОД: Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников.
Ну и для того, чтобы немного развеять вашу скуку предлагаю поиграть в несколько народных игр. Может быть кто – то их уже знает, а для кого - то приятным открытием. И, возможно, они станут неотъемлемой частью подвижной жизни детей в ваших группах.
Итак, приглашаю педагогов поиграть в подвижную русскую народную игру «Капуста». Чем больше будет участников, тем интереснее будет игра. Поэтому не стесняемся и выходим к нам немного подвигаться.
- Русская народная игра «Капуста»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Оборудование: маска – шапочка «хозяина», платочки (капуста) по количеству участников, шнуры спортивные для ограждения огорода.
Ход игры: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».
- Русская народная игра «Дедушка Рожок»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Оборудование: маска – шапочка для дедушки, спортивные шнуры для определения домиков дедушки и участников игры.
Ход игры: Дети по считалке выбирают Дедушку.
Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».
Играющие делятся на две группы и занимают места на противоположных сторонах площадки.
Дедушка-Рожок по середине, между двумя домами находится в "домике" и из него же спрашивает: «Кто боится меня?»
Дети отвечают: «Никто».
Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! »
и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.
Кого он осалил, вместе, от выбывает из игры. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий займет свое место, игра возобновляется.
Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
- Башкирская народная игра «Липкие пеньки» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развивать ловкость, и быстроту движения.
Ход игры: Дети делятся на 2 равные группы. Первая группа изображают липкие пеньки. Остальные дети бегают по площадке, стараясь не подходить к ним близко. Пеньки должны коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, отходят в сторону, как усложнение становятся «пеньками».
Правила игры: пеньки не должны вставать с места.
Спасибо всем за внимание и участие! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народные подвижные игры включают в себя образовательные задачи: - совершенствование техники выполнения движений, -формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях, - целенаправленное развитие физических качеств, - побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств, - развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности, -поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.
Русские народные подвижные игры условно, их можно поделить на четыре раздела : 1 . Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", " Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Бои на бревне", а также различные их варианты. 2. Русские народные подвижные игры, отражающие отношение человека к природе "Аисты и лягушки", " Пчелы.", " Жаворонок.", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса« и их различные варианты. 3. Русские народные подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков "Огородник", " Капуста.", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", " Ловись , рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты . 4. Русские народные подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", " Чурилки .", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Лапта", "Котлы", "Платочек- летуночек ", "Считалки", "Третий - лишний", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др .
Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др. В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.
- Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. - При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили. - При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. - В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка. - Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности. - Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
ВЫВОД: Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников .
ПОИГРАЕМ...
Предварительный просмотр:
Заклички, зазывалки.
***
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
***
Тай-тай, налетай!
В интересную игру,
А в какую - не скажу.
Поиграйте с нами, догадайтесь сами!
***
1,2,3,4,5 -
Выходи со мной играть!
***
1,2,3,4,5-
Кто пойдет со мной играть?
Будем прыгать и скакать,
И друг друга развлекать!
***
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
***
Чижик-пыжик воробушек,
По улочке скачет,
Ребят собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать….
***
Жили-были Я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
***
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Ребята собираются -
Игра начинается!
***
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех в игру мы позовем!
Никого не подведем!
***
Эй! Ребят! Подходи!
И игру заводи!
А ПОТОМ НЕ ПРИМЕМ!
за нос и уши поднимем!
***
Спешите все! Спешите все!
На игру во всей красе.
Ждем сегодня вас,
Приходите к нам сейчас!
***
Бегал по двору щенок
Видит пирога кусок,
Под крыльцо залез и съел,
Задремал и засопел.
А вот мы не будем спать,
Всем нам хочется играть.
***
Раз, два, три , четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Собирайтесь все сюда,
У нас новая игра.
***
Собирайся, народ,
Кто со мной играть идет?
***
1,2,3,4-
Руки выше, ноги шире!
1,2,3,4,5-
Будем мы сейчас играть!
Веселиться до обеда и друг друга забавлять!
***
Эй, ребята, все вниманье!
Есть веселое заданье:
Будем прыгать и скакать,
И друг друга развлекать!
***
Эй, девчонки и мальчишки,
Молчуны и шалунишки,
Подбегайте все скорей
Вместе будет веселей!
***
Эй, народ, веселей!
Поиграть беги скорей:
В прятки, салки и футбол,
Подбегай ко мне гурьбой!
***
1,2,3,4,5-
Все бегите в круг вставать!
Поиграем, порезвимся
И со скукой простимся!
Считалки
***
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем - водишь ты.
***
На большом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? Выходи поскорей не задерживай добрых и честных людей.
***
Плыл по морю чемодан, в чемодане был диван, на диване сидел слон, кто не верит выйди вон.
****
Наша Маша
Рано встала,
Кукол всех
Пересчитала:
Две матрешки
На окошке,
Две Аринки
На перинке,
Две танюшки
На подушке,
А Петрушка
В колпачке
На дубовом
Сундучке!
***
Два цыплёнка,
Три гусёнка
Вышли на реку гулять.
Сосчитала их девчонка:
Раз, два, три, четыре, пять!
И поплыли три гусёнка -
Их гусыне не догнать!
Лишь остались два цыплёнка,
На песочке загорать.
Возвратились три гусёнка,
Стала девочка считать:
Три гусёнка,
Два цыплёнка -
Вот теперь их снова пять!
***
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь - стой и жди,
А не веришь - выходи!
***
Я - зверёк,
И ты - зверёк,
Я - мышонок,
Ты - хорёк,
Ты хитёр,
А я умён.
Кто умён -
Тот вышел вон!
***
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто-куда
***
Родились у нас котятя
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!
***
Ушки, глазки, носик, хвостик,
Получился добрый котик,
Он считает до пяти,
Тот, кто пятый выходи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям – путь к нравственному воспитанию дошкольников»
«Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям – путь к нравственному воспитанию дошкольников» доклад музыкального руководителя на родительяскои собрании в ДОУ...
Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...
Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»...
Русские народные игры и и значение в преобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям
народные игры как средство соранения народных традиций в семье...
Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. ...
Консультация для воспитателей. "Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности....
"Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...