Куклы из бабушкиного сундучка
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Актуальность данной методической разработки в том, что педагог может использовать предложенный материал в учебном процессе, при изучении традиционной народной культуры.
Работа по изучению и изготовлению рукотворной куклы – неиссякаемый источник для творчества, именно через куклу можно определить индивидуальность этноса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukly_iz_babushkinogo_sunduchka.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2
Региональный профессиональный конкурс методических материалов
«Мой край родной»
Номинация:
«История родного края»
Участник: воспитатель
групп дошкольного образования
МКОУ Коченёвская СОШ№2
Екатерина Николаевна Артамонова
2020
Сценарий реализации культурной практики
Название культурной практики | Творческая гостиная |
Возраст детей | 6-7 лет |
Тема (с указанием культурного(-ых) объекта (-ов)) | «Куклы из бабушкиного сундучка» |
Задачи реализации | Образовательные: вызвать интерес к жизни на Руси, к народному быту, крестьянской избе; расширять представления детей об истории русского народного; привлечь внимание детей к народной игрушке –кукле; закреплять знания детей о куклах: обрядовых, игровых, обереговых (Полешко, Бессоница, Кормилица, Колокольчик); познакомить детей с куклой – оберегом Зернушкой; закреплять навыки речевой и продуктивной деятельности, умения сравнивать, описывать, делать выводы; закреплять умение угадывать пословицу, подбирать нужное слово; учить делать из ткани русскую народную куклу бесшовным способом; совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание; совершенствовать умение обобщать и систематизировать полученные знания, умение слушать друг друга. Развивающие: развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству; развивать у детей любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного; развивать умение взаимодействовать со сверстниками, эмоциональную отзывчивость. Воспитательные: воспитывать уважение к истокам русского народа, его прошлому, сохраняя память о жизни наших предков через познавательную, речевую, музыкальную, продуктивную деятельность; способствовать становлению у детей положительных эмоций. |
Материалы и оборудование | Сундук с русскими народными костюмами, куклами: Полешко, Бессоница, Кормилица, Зернушка, Колокольчик (Приложение № 1); блюдце и яблоко; ткань и нитки; мультимедийная установка, ноутбук, презентации «Как жили наши предки» (Приложение № 2), «Кукла Колокольчик» (Приложение № 4); русская народная мелодия к песне «Кукла – Колокольчик» (Приложение№ 3); фонограмма песни «Хоровод – оберег» (Приложение № 5). |
Предварительная работа | Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок; рассматривание картин и иллюстраций о русском народном быте; беседы о России, о поселке Коченево; рассматривание кукол в русских народных костюмах; рисование русского народного костюма; рассматривание одежды на иллюстрациях к русским народным сказкам; знакомство с игровыми, обрядовыми, обереговыми куклами (Полешко, Бессоница, Кормилица, Колокольчик); рассматривание иллюстраций «Куклы наших бабушек»; изготовление книги «Куклы из бабушкиного сундучка»; рисование «Куклы наших предков»; творческая гостиная «Куклы обереги», «День –Ночь»; создание мини – музея «Куклы из бабушкиного сундучка»; разучивание песни «Кукла – Колокольчик»,хороводов – Оберег, игра «Идём мы все по кругу…». |
Место проведения | Русская изба |
Ход реализации культурной практики | Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап): Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в русскую избу, встают в полукруг. Хозяюшка: ребята, давайте подарим частичку своего настроения и доброты, улыбнёмся друг другу. Хозяюшка: как мы можем поприветствовать гостей по старым обычаям? Дети прикладывают руку к груди и делают поклон. Хозяюшка: ребята, наверное, вам очень хочется узнать, почему на мне такая одежда? На мне русский костюм: сарафан и рубашка. А кто так одевался? Высказывание детей. Дети отвечают, опираясь на свой опыт. Хозяюшка: так одевались люди много – много лет тому назад. Такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки. Ребята, давайте посмотрим, может в нашем сундуке еще, что – то есть? Но сначала ответьте мне на вопрос: «Для чего служил сундук? Высказывание детей о том, что раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хозяюшка: хотите посмотреть, что находится внутри сундука? Но его не просто открыть, потому, что этот сундук необыкновенный. Чтобы его открыть, надо сказать: «Сундучок – сундучок, открывай-ка свой бочок!» Давайте вместе с вами скажем эти слова. Дети произносят слова, Хозяюшка открывает сундук (Приложение № 1). Хозяюшка: пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем. Хозяюшка открывает сундук. Дети достают сарафаны и рубахи. Хозяюшка: ребята, а вы хотите примерить эти сарафаны? Мне так хочется что бы вы стали тоже хранителями культуры наших предков. Дети надевают сарафаны и рубашки. Хозяюшка: ребята вам так идёт этот наряд, вы такие красивые, да и у вас, я чувствую, настроение улучшилось. Дети садятся на лавочку. Основная часть (содержательный, деятельностный этап): Хозяюшка: посидим рядком поговорим ладком. Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется? Высказывание детей. Хозяюшка: наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки. Хозяюшка: а хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси? Высказывание детей. Хозяюшка: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. «Катись, катись яблочко по блюдечку, Покажи нам Русь-матушку” Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ (Приложение № 2). Хозяюшка: столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами. Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде, занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками! Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой, Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины, плели кружева, вышивали на полотенцах и, конечно же,мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение». Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука. Хозяюшка и дети подходят к сундуку, проговаривая слова. Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит Я уверена, много тайн он хранит К сундуку я сейчас пойду Может, что-нибудь в нём найду. Достаёт тряпичные куклы и показывает детям. Хозяюшка: в этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. Какие куклы бывают? Какие куклы вы знаете? Высказывание детей о том, что куклы бывают: игровые, обрядовые, обереговые. Дети перечисляют кукол, с которыми знакомились ранее: день-ночь, пеленашка, полешко, травница, колокольчик, бессоница. Хозяюшка: мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот эта куколка, какая? Хозяюшка достаёт из сундучка куклу игровую – Полешко. Высказывание детей о кукле полешко. Хозяюшка: Засиделись наши ножки, Надо их размять немножко. В круг скорее вы вставайте, С куклой «полешко» поиграйте. Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках.Все двигаются по кругу и поют. Идём мы все по кругу по кругу, по кругу, Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга С куклой ты попрыгаешь? Попрыгаю, попрыгаю! А ты ножками подрыгаешь? Подрыгаю, подрыгаю! А ты ручками похлопаешь? Похлопаю, похлопаю! А ты ножками потопаешь? Потопаю, потопаю! Ручками помашем? Помашем, помашем! А потом попляшем? Попляшем, попляшем! После игры дети рассаживаются на свои места, Хозяюшка достает из сундука куклу бессоницу. Хозяюшка: а это, что за кукла? Кто знает, ребята, что такое оберег? Почему ее так назвали? Высказывание детей о том, что кукла оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом, встарину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег. «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая: Сонница-бесонница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой. Хозяюшка достаёт следующую куколку – Кормилицу. Хозяюшка: А это что за кукла? Для чего ее изготавливали? Высказывание детей о куколке – Кормилице: матери делали куклу своему ребенку. Кукла согревала и отводила порчу. Кормилица хороший талисман как для взрослых и детей. Хозяюшка: сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной обереговой куколкой «Зернушкой». Хозяюшка достаёт куклу «Зернушку». Хозяюшка: ребята, как вы думаете, почему её так назвали? Высказывание детей о кукле Зернушка Хозяюшка: делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье. Ребята, Зернушка, хочет с вами поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу». Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу». 1. Не красна изба углами, а красна … пирогами. 2. Вся семья вместе, так и душа … на месте. 3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой. 4. Хочешь, есть калачи – не сиди на … печи. 5. Что в поле родится, все в доме … пригодится 6. В гостях хорошо, а дома … лучше. Хозяюшка: какая кукла считалась оберегом хорошего настроения? Высказывание детей. Хозяюшка достают из сундучка куклу «Колокольчик». Хозяюшка: Пусть куколка эта и нас повеселит. Ну, ребята, все вставайте, Песню дружно начинайте. Дети исполняют песню «Кукла – колокольчик» на мотив русской народной мелодии. (Приложение № 3) «Кукла – Колокольчик» 1.У кого в руках игрушка Кукла – милая подружка. В хоровод скорей вставайте Песню дружно начинайте. Припев. Вот она, вот она Кукла милая моя. Я подружку смастерила, Душу я в неё вложила. 2. Колокольчиком зову я Куклу милую мою. Она радость в дом приносит, Оберегая всю семью. Припев. 3. Есть особенность у куклы На ней юбок ровно три. Это счастье человека, Символ веры, доброты. Припев. 4. Для того, чтоб настроенье Было поднятым всегда, Нужно чтобы в каждом доме Эта куколка была. Припев. Хозяюшка показывает куколки и ставит их на выставку. Хозяюшка: играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок пяти лет. А вам, сколько сейчас лет? Высказывание детей. Хозяюшка: ребята, значит, мы тоже сможем сделать такую куклу? Высказывание детей. Хозяюшка: из чего же мы будем ее делать? Высказывание детей, о том, что куклу можно сделать из ткани и ниток. Хозяюшка: ребята, давайте посмотрим, может бабушкин сундук нам в этом поможет? Что же лежит в сундуке? Дети перечисляют, что лежит в сундуке: разнылоскуты ткани, нитки, тесьма. Хозяюшка: присаживаемся на стульчики за стол и сейчас мы с вами попробуем тоже сделаем куклу Колокольчик. В народе говорят « Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Для изготовления куклы нам понадобится белая ткань – для туловища и головы. Лоскуты для платочка и сарафана, нитки (Приложение № 4). Презентация поэтапного выполнения куклы Колокольчик.Дети под русскую народную мелодию делают куклу Колокольчи. Хозяюшка: кукла получилась такой красивой, потому что вы вложили в неё тепло своих рук, доброту, внимание. Хозяюшка: Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод! И чтоб было нам веселей, Не забудем таких мы корней! Заведём хоровод, как в старину, Куклу покажем свою! (Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег»). (Приложение № 5) |
Рефлексия деятельности | Хозяюшка: ребята, давайте кукол, которых вы сделали своими руками, подарим своим родным, и научим их делать таких замечательных кукол, но сначала пожелаете что-нибудь хорошее и доброе. Подумайте, чтобы бы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Хозяюшка: я хочу вам всем пожелать мира и добра!» После того как все выскажут свои пожелания – возводят «Пирамиду добра», раскачивают ее со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! Воспитатель подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду. Вечером дети дарят куклу Колокольчик родителям с пожеланиями добра и счастья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"
Изготовление тряпичных кукол...
Куклы из бабушкиного сундучка
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней ста...
Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"
знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматическиз категорий "Куклы из бабушкиного сундучка"
Формирование навыков словобразования и словоизменения, уточнение и расширение словарного запаса...
Презентация к занятию "Куклы из бабушкиного сундучка"
В презентации представлены изображения разных кукол - закруток...
Презентация к РМО "Куклы из бабушкиного сундучка"
Презентация была подготовлена и проведена к РМО. Предоставлена информация о русских традиционных куклах и о тряпичной кукле отдельно. Проведён мастер-класс с воспитателями....
Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"
Данный мастер-класс разработан с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников и их родителей пр...