Куклы из бабушкиного сундучка
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Артамонова Екатерина Николаевна

Актуальность данной методической разработки в том, что педагог может использовать предложенный материал в учебном процессе, при изучении традиционной народной культуры.

Работа по изучению и изготовлению рукотворной куклы – неиссякаемый источник для творчества, именно через куклу можно определить индивидуальность этноса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_iz_babushkinogo_sunduchka.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Коченёвская  средняя общеобразовательная школа № 2

Региональный профессиональный конкурс методических материалов

«Мой край родной»

Номинация:

«История родного края»

Участник: воспитатель

групп дошкольного образования

МКОУ Коченёвская  СОШ№2

Екатерина Николаевна Артамонова

2020

Сценарий реализации культурной практики

Название культурной практики

Творческая гостиная

Возраст детей

6-7 лет

Тема (с указанием культурного(-ых) объекта (-ов))

«Куклы из бабушкиного сундучка»

Задачи реализации

Образовательные:

вызвать интерес к жизни на Руси, к народному быту, крестьянской избе;

расширять представления детей об истории русского народного;

 привлечь внимание детей к народной игрушке –кукле;

закреплять знания детей о куклах: обрядовых, игровых, обереговых (Полешко, Бессоница, Кормилица, Колокольчик);

познакомить детей с куклой – оберегом Зернушкой;

закреплять навыки речевой и продуктивной деятельности, умения сравнивать, описывать, делать выводы;

закреплять умение угадывать пословицу, подбирать нужное слово;

учить делать из ткани русскую народную куклу  бесшовным способом;

совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание;

совершенствовать умение обобщать и систематизировать полученные знания, умение слушать друг друга.

Развивающие:

развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству;

развивать у детей  любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного;

развивать умение взаимодействовать со сверстниками, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

воспитывать уважение к истокам русского народа, его прошлому, сохраняя память о жизни наших предков через познавательную, речевую, музыкальную, продуктивную деятельность;

способствовать становлению у детей положительных эмоций.

Материалы и оборудование

Сундук с русскими народными костюмами, куклами: Полешко, Бессоница, Кормилица, Зернушка, Колокольчик (Приложение № 1);

блюдце и яблоко;

ткань и нитки;

мультимедийная установка, ноутбук, презентации «Как жили наши предки» (Приложение № 2), «Кукла Колокольчик» (Приложение № 4);

русская народная мелодия к песне «Кукла – Колокольчик» (Приложение№ 3);

фонограмма песни «Хоровод – оберег» (Приложение № 5).

Предварительная работа

Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок;

рассматривание картин и иллюстраций о русском народном быте;

беседы о России, о поселке Коченево;

 рассматривание кукол в русских народных костюмах;

рисование русского народного костюма;

рассматривание одежды на иллюстрациях к русским  народным сказкам; 

знакомство с игровыми, обрядовыми, обереговыми  куклами (Полешко, Бессоница, Кормилица, Колокольчик);

рассматривание иллюстраций «Куклы наших бабушек»;

изготовление книги «Куклы из бабушкиного сундучка»;

рисование «Куклы наших предков»;

творческая гостиная «Куклы обереги», «День –Ночь»;

создание мини – музея «Куклы из бабушкиного сундучка»;

разучивание песни «Кукла – Колокольчик»,хороводов – Оберег,

игра «Идём мы все по кругу…».

Место проведения

Русская изба

Ход реализации культурной практики

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап):

Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в русскую избу, встают в полукруг.

Хозяюшка: ребята, давайте подарим  частичку своего настроения и доброты, улыбнёмся друг другу.

Хозяюшка: как мы можем поприветствовать гостей по старым обычаям?

Дети прикладывают руку к груди и делают поклон. 

Хозяюшка: ребята, наверное, вам очень хочется узнать, почему на мне такая одежда? На мне русский  костюм: сарафан и рубашка. А кто так одевался?

Высказывание детей. Дети отвечают, опираясь на свой опыт.

Хозяюшка: так одевались люди много – много лет тому назад. Такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки.

Ребята, давайте посмотрим, может в нашем сундуке еще, что – то есть? Но сначала ответьте мне на вопрос: «Для чего служил сундук?

Высказывание детей о том, что раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке.

Хозяюшка: хотите посмотреть, что находится внутри сундука? Но его не просто открыть, потому, что этот сундук необыкновенный. Чтобы его открыть, надо сказать:

«Сундучок – сундучок, открывай-ка свой бочок!»

Давайте вместе с вами скажем эти слова.

Дети произносят  слова, Хозяюшка открывает сундук (Приложение № 1).

Хозяюшка: пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.

Хозяюшка  открывает сундук. Дети достают сарафаны и рубахи.

Хозяюшка: ребята, а вы хотите примерить эти  сарафаны? Мне так хочется что бы вы стали тоже хранителями культуры наших предков.

Дети надевают сарафаны и рубашки.

Хозяюшка: ребята вам так идёт этот наряд, вы такие красивые, да и у вас, я чувствую, настроение улучшилось.

Дети садятся на лавочку.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап):

Хозяюшка: посидим рядком поговорим ладком.

Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Высказывание детей.

Хозяюшка: наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.

Хозяюшка: а хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси?

Высказывание детей.

Хозяюшка: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.  «Катись, катись яблочко по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку”

Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ (Приложение № 2).

Хозяюшка: столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.  Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде, занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками! Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой, Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины, плели кружева, вышивали на полотенцах и, конечно же,мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».

Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.

Хозяюшка и дети подходят к сундуку, проговаривая слова.

Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

Достаёт тряпичные куклы и показывает детям.

Хозяюшка: в этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. Какие куклы бывают? Какие куклы вы знаете?

Высказывание детей о том, что куклы бывают: игровые, обрядовые, обереговые. Дети перечисляют кукол, с которыми знакомились ранее: день-ночь, пеленашка, полешко, травница, колокольчик, бессоница.

Хозяюшка: мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот эта куколка, какая?

Хозяюшка достаёт из сундучка куклу игровую – Полешко.

Высказывание детей о кукле полешко.

Хозяюшка:

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте,

С куклой «полешко» поиграйте.

Все дети встают в круг, в центре водящий-хозяюшка с куклой в руках.Все двигаются по кругу и поют.

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

С куклой ты попрыгаешь?

Попрыгаю, попрыгаю!

А ты ножками подрыгаешь?

Подрыгаю, подрыгаю!

А ты ручками похлопаешь?

Похлопаю, похлопаю!

А ты ножками потопаешь?

Потопаю, потопаю!

Ручками помашем?

Помашем, помашем!

А потом попляшем?

Попляшем, попляшем!

После игры дети рассаживаются на свои места, Хозяюшка достает из сундука куклу бессоницу.

Хозяюшка: а это, что за кукла? Кто знает, ребята, что такое оберег? Почему ее так назвали?

Высказывание детей о том, что кукла  оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом, встарину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег. «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бесонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Хозяюшка достаёт следующую куколку – Кормилицу.

Хозяюшка: А это что за кукла? Для чего ее изготавливали?

Высказывание детей о куколке – Кормилице:  матери делали куклу своему ребенку. Кукла согревала и отводила порчу. Кормилица хороший талисман как для взрослых и детей.

Хозяюшка: сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной обереговой куколкой «Зернушкой».

Хозяюшка достаёт куклу «Зернушку».

Хозяюшка: ребята, как вы думаете, почему её так назвали?

Высказывание детей о кукле Зернушка

Хозяюшка: делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье. Ребята, Зернушка, хочет с вами поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.

2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.

3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.

4. Хочешь, есть калачи – не сиди на … печи.

5. Что в поле родится, все в доме … пригодится

6. В гостях хорошо, а дома … лучше.

Хозяюшка: какая кукла считалась оберегом хорошего настроения?

Высказывание детей.

Хозяюшка достают из сундучка куклу «Колокольчик».

Хозяюшка:

Пусть куколка эта и нас повеселит.

Ну, ребята, все вставайте,

Песню дружно начинайте.

Дети исполняют песню «Кукла – колокольчик» на мотив русской народной мелодии.

(Приложение № 3)

«Кукла – Колокольчик»

1.У кого в руках игрушка

Кукла – милая подружка.

В хоровод скорей вставайте

Песню дружно начинайте.

Припев.

Вот она, вот она

Кукла милая моя.

Я подружку смастерила,

Душу я в неё вложила.

2. Колокольчиком зову я

Куклу милую мою.

Она радость в дом приносит,

Оберегая всю семью.

Припев.

3. Есть особенность у куклы

На ней юбок ровно три.

Это счастье человека,

Символ веры, доброты.

Припев.

4. Для того, чтоб настроенье

Было поднятым всегда,

Нужно чтобы в каждом доме

Эта куколка была.

Припев.

Хозяюшка показывает куколки и ставит их на выставку.

Хозяюшка: играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок пяти лет. А вам, сколько сейчас лет?  

Высказывание детей.

Хозяюшка: ребята, значит, мы тоже сможем сделать такую куклу?    

Высказывание детей.

Хозяюшка: из чего же мы будем ее делать?

Высказывание детей, о том, что куклу можно сделать из ткани и ниток.

Хозяюшка: ребята, давайте посмотрим, может  бабушкин сундук нам в этом поможет? Что же лежит в сундуке?

Дети перечисляют, что лежит в сундуке: разнылоскуты ткани, нитки, тесьма.

Хозяюшка:  присаживаемся на стульчики за  стол и сейчас мы с вами  попробуем тоже  сделаем куклу Колокольчик.  В народе  говорят « Одной рукой узла не завяжешь».  Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Для изготовления куклы нам понадобится белая ткань – для туловища и головы. Лоскуты для платочка и сарафана, нитки (Приложение № 4).

Презентация поэтапного выполнения куклы Колокольчик.Дети под русскую народную мелодию делают куклу Колокольчи.

Хозяюшка: кукла  получилась такой  красивой, потому что вы вложили в неё  тепло своих рук, доброту, внимание.

Хозяюшка:

Люди добрые!

Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу  покажем свою!

(Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег»).

(Приложение № 5)

Рефлексия деятельности

Хозяюшка: ребята, давайте кукол, которых вы сделали своими руками,  подарим своим родным, и научим их делать таких замечательных кукол, но сначала  пожелаете что-нибудь хорошее и доброе. Подумайте, чтобы бы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Хозяюшка: я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

После того как все выскажут свои пожелания – возводят «Пирамиду добра», раскачивают ее со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!

Воспитатель подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Вечером дети дарят куклу Колокольчик родителям с пожеланиями добра и счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"

Изготовление тряпичных кукол...

Куклы из бабушкиного сундучка

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней ста...

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"

знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматическиз категорий "Куклы из бабушкиного сундучка"

Формирование навыков словобразования и словоизменения, уточнение и расширение словарного запаса...

Презентация к занятию "Куклы из бабушкиного сундучка"

В презентации представлены изображения разных  кукол - закруток...

Презентация к РМО "Куклы из бабушкиного сундучка"

Презентация была подготовлена и проведена к РМО. Предоставлена информация о русских традиционных куклах и о тряпичной кукле отдельно. Проведён мастер-класс с воспитателями....

Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"

Данный мастер-класс разработан  с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития творческих способностей дошкольников и их родителей пр...