Портрет игровых интересов мальчиков и девочек младшего возраста.
консультация (младшая группа)

Каширская Ирина Васильевна

Описание особенностей и интересов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портрет игровых интересов (мальчиков и девочек) младшего возраста.

«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному,  но обязательно очень любить!»  В.Д. Еремеева.

Ведущее место в становлении личности дошкольника  занимает игровая деятельность: в игре ребёнок тренирует свои социальные проявления будущей взрослой жизни;  учится взаимодействовать со сверстниками, быть активным и полезным в коллективной деятельности.  

  Важное значение игровой деятельности состоит в формировании гендерной идентичности, то есть осознание  ребёнком принадлежности к полу. Мужчина и женщина по своей природе выполняют разные функции  и разные социальные роли. В процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.  
В центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для  девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, с потребностью к преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальную, так и вертикальную перспективу. Он интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного  окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, а потому в бытовой жизни он  беспомощен. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.

Девочка больше склонна к попечительской деятельности – ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.

У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать, наставлять и  т.д. младших, а в особенности сестер и  вообще – девочек.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства" – кукол, тряпочки – играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на  дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное  им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной плоскости, то они  осваивают вертикальную:  лазают по  лестницам, забираются на деревья и др. предметы. Мальчики тоже играют в кукол, но они заставляют свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажают ее в качестве пассажира  в тележку или машину, верхом на игрушечных животных и т.д. – и вскоре  бросает ее. Лишь в исключительных  случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание.

Девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, ее потребительскую пользу, т.е. опять - таки выраженная направленность  ее интересов на человека. Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как непригодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки  по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию

У мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес у мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Мальчики могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.

В конструктивных играх девочки действуют чаще по образцу и подобию: строят не  города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. У девочек образец или план является в большинстве случаев весьма желательной путеводной нитью и ограничением  их творчества; подойти как можно ближе к  образцу кажется вполне удовлетворяющей целью.

В конструктивных играх мальчики  проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты.

В развитии ребенка 3–4 лет успешно используются разные игры. Они способствуют развитию памяти, логического мышления, координации, внимания и других полезных навыков.

Подбирая развивающие игры для мальчиков, нужно учитывать их физические особенности. В отличие от девочек многие малыши-мальчики отличаются высокой активностью, любознательностью и подвижностью.

Какие навыки нужно развивать у мальчика в 3–4 года:

внимание;

мышление, логику;

творческие способности;

грамотную и чистую речь (пополнение словарного запаса, улучшение дикции);

мелкую моторику рук;

память;

коммуникабельность, умение выражать эмоции;

координацию, двигательные навыки;

физическую выносливость.

Таким образом, взрослым стоит подбирать игры, которые будут способствовать развитию всех перечисленных навыков у малыша. Все маленькие дети, без исключения, любят играть в разные игры, которые доставят еще больше удовольствия, если в них будут принимать участие взрослые. А чтобы веселый досуг приносил большую пользу, нужно правильно выбирать игры для ребенка, которые действительно поспособствуют развитию разных навыков.

Если для девочек в игре главное - установить эмоциональный контакт, то для мальчика - добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников. Поэтому игры мальчиков более динамичны, в них требуется строго соблюдать правила. Если девочкам нравится уединиться на пару с задушевной подружкой, то мальчишкам подавай большую шумную компанию: ведь чем больше коллектив, тем ценнее заветное высшее место

Следовательно, нетрудно предположить, что мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протека­нии психофизиологических процес­сов, будут по-разному усваивать и при­сваивать социальный опыт, по-разно­му будут познавать мир человеческих взаимоотношений и по-разному в не­го входить.

ДЛЯ МАЛЬЧИКА МЫ ОБРАЩАЕМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА: развитие вербального интеллекта; на  достижение результата; введение игр, в которых гасится агрессивность и  развивается эмпатия,  появляется желание оказать помощь другим детям, уступчивость.

У ДЕВОЧЕК В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМО: развивать пространственную ориентацию - плоскостную и объемную;  подбирать игры, которые научат не бояться поражения, стимулируют  их активность.

Предметно-игровая среда, выстроенная с учетом поло-ролевых особенностей детей, способствует более гармоничному развитию, где мальчикам и девочкам приходится исполнять гораздо более сложные роли, чем те, которые отводились мужчине и женщине много веков подряд. Поэтому в процессе руководства детской игрой взрослые должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Существует еще много видов и классификаций игр: игры с правилами и без них, игры-имитации, режиссерские игры, пальчиковые игры и т.д. Все они несут в себе большую развивающую и эмоциональную ценность для детей.

Таблица игровых интересов

Девочки

Мальчики

В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления.

Девочек чаще привлекают домашние дела.

Сфера интереса мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности.

Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.

Девочка больше склонна к различной попечительской деятельности: она должна заботиться о ком-то, ухаживать, нянчить, учить, наставлять, зачастую утрачивая чувство меры.

У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собою кукол, украшения, они любят играть в ограниченном пространстве, в уголке. Играют в посуду, любят стирать, мыть, одевать и раздевать кукол, баюкать и учить их.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам.

Девочка интуитивно чувствует и понимает назначение вещи, ее пользу в быту, что подчеркивает направленность интересов на сферу человека.

У мальчиков отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес к различным инструментам, орудиям труда, различным устройствам и механизмам.

Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению.

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство ребенка с игрушкой часто начинается с того, что ребёнок лезет смотреть, как она устроена, ещё не испробовав ее в деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности мальчиков и девочек

Организация игровой деятельности мальчиков и девочек...

Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек).

Аннотация: в статье освещаются результаты исследования дошкольников ДОУ Санкт- Петербурга по вопросу различий игровых предпочтений у мальчиков и девочек. Приводятся описания авторских методик По...

Игровые предпочтения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Статья посвящена проблеме изучения особенностей игровых предпочтений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. В рамках данной работы произведен анализ научной и п...

Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек

Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...

Рекомендации для педагогов по преобразованию предметно - игровой среды группы с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек 5-7 лет и психофизиологических особенностей пола.

С учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек представлены рекомендации по преобразованию предметно- игровой среды в группе....

Особенности психологического пола у мальчиков и девочек младшего школьного возраста азербайджанской национальности в контексте психологического здоровья

В современном мире особую социальную значимость приобрела проблема психологического здоровья подрастающего поколения. Связывают это с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количе...