Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности
материал

Ирина Дуракова

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

   Информация об опыте……………………………………………..……2

 

   Технология опыта…………….…………………………………………6

 

    Результативность опыта……………………………………….……...12

 

    Библиографический список…………….…………………………….14

 

    Приложение к опыту……………………………….………………….15

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_durakovoy_i.v.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дуракова Ирина Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

   Информация об опыте……………………………………………..……2

   Технология опыта…………….…………………………………………6

    Результативность опыта……………………………………….……...12

    Библиографический список…………….…………………………….14

    Приложение к опыту……………………………….………………….15

Тема опыта: Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

РАЗДЕЛ I

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Свою педагогическую деятельность Дуракова Ирина Владимировна осуществляет в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 41 «Семицветик» Старооскольского городского округа, который расположен в юго-западной черте города внутри жилого микрорайона по адресу: м-н Рудничный д. 4а. В нем функционирует 13 групп. Детский сад работает по основной общеобразовательной программе, составленной на основе примерной основной общеобразовательной программы «Детство» (авторы Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, Солнцева О.В), в соответствии с которой созданы необходимые условия для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития дошкольников.

Контингент родителей воспитанников представлен следующими социальными слоями: рабочие (39 %), служащие (50%), предприниматели (4%), не работают по различным причинам-7%. Социальный состав семей представлен различными категориями: 86,7% детей воспитываются в полных благополучных семьях; 3,5% детей из многодетных семей; 5% - дети разведенных

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностических исследований по определению уровня гендерной социализации дошкольников, которые выявили ярко выраженную половую консолидацию между детьми одного пола: мальчики играют с мальчиками, девочки играют с девочками. Доминирующее «феминное» воспитание дома и в детском саду наложило свой отрицательный отпечаток на формирование у мальчиков истинно мужских черт характера и соответствующего поведения. У дошкольников наблюдается отсутствие полоролевого опыта общения между мальчиками и девочками.

Анкетирование родителей показало, что семья, в которой воспитывается ребенок, не задумывается об учете гендерных особенностей при воспитании своего ребенка, действуя интуитивно, следуя социальным стереотипам. Было установлено, что 85 % взрослых не видят различий в воспитании мальчиков и девочек дошкольного возраста, 55% родителей считают, что в дошкольном возрасте слишком рано обсуждать с ребенком особенности поведения, внешние отличия между мальчиками и девочками, и только 15 % родителей убеждены в важности гендерного воспитания детей.

Актуальность опыта. Тема опыта педагога актуальна, так как практически в каждой группе детского сада разворачиваются сложный и порой драматический сценарий межличностных отношений детей Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, а иногда делают мелкие шалости. Все эти отношения остро переживаются ребёнком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели не всегда знают о той богатейшей гамме чувств и отношений,  которую переживающих дети и не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что формирование доброжелательных отношений между сверстниками не возможно без продуманной организации коммуникативного воспитания. Таким образом, обнаруживаются противоречия:

  • между необходимостью  формирование доброжелательных отношений между сверстниками и недостаточными возможностями взаимодействия между субъектами образовательного процесса (в частности между родителями и ДОУ)
  • между потребностью детей в игровом обучении коммуникативным навыкам и неразработанностью в современных программах и методиках данного вопроса
  • между необходимостью  формирование доброжелательных отношений между сверстниками и недостаточными возможностями традиционного подхода к воспитанию дошкольников.

Ведущая педагогическая идея опыта в создании условий для формирования у дошкольников коммуникативных навыков, опыта адекватного поведения в среде сверстников, способствующих наилучшему развитию личности каждого ребёнка в соответствии с его половой принадлежностью.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с сентября 2014 года по май 2017 года.

Свою работу педагог строила в три этапа:

С сентября по октябрь 2014 года – Аналитико-диагностический. Проведение диагностики по выявлению знаний и практических умений, сбор информации и анализ методической  и художественной литературы по теме, изготовление дидактических игр, пособий.

С ноября 2014 года по апрель 2017 года  - Практический. Составление перспективного плана работы, апробация методик, проведение в единой системе игровых ситуации, занятий, работы с родителями.

С апреля 2017 года по май 2017 года – Обобщающий. Проведена диагностика уровня сформированности доброжелательных отношений между сверстниками, подведение итога работы.

Диапазон опыта Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы воспитателя по формированию доброжелательных отношений между сверстниками в детском саду по средством игровой деятельности, через систему “ Педагог – дети – родители”.

     Теоретическая база опыта.

Важность формирования доброжелательных отношений между сверстниками подчёркивали в своих работах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский. В современной отечественной педагогике отношение между сверстниками рассматривается как процесс превращения социально значемых требований общества во внутренние стимулы личности (Т.В. Сенько, Ю.А. Афонькина.). Особенности развития доброжелательных отношений рассматривается в культуре общения в работах Н.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

В основу деятельности педагога по гендерному воспитанию дошкольников легли педагогические изыскания гендерной психологии и педагогики «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.) [3].Перспективное планирование игровой деятельности составлено на основании двух инновационных технологий: «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» (автор Т.Н. Доронова) [4], «Полоролевое развитие детей 5-7 лет»(авторы А.М. Щетинина, О.И. Иванова) [5].

Технология Дороновой Т.Н. позволила создать необходимые условия для формирования у дошкольников младшей группы гендерного самосознания, то есть заложить фундамент воспитательной системы в группе. Второе пособие определило ориентиры гендерного воспитания дошкольников 5-7 лет. Именно из технологии А.М. Щетининой, О.И. Ивановой[5] было позаимствована методика проведения диагностики полоролевого развития ребенка, а также игровые занятия-тренинги с детьми 5-7 лет.

При обобщении опыта были использованы методические разработки и программа Л.И. Шипициной. Таким образом, изучив психолого -  педагогическую литературу и опираясь на труды современных авторов, взяв за основу свою педагогическую деятельность с детьми дошкольного возраста, воспитатель пришел к выводу о необходимости формировании доброжелательных отношений между мальчиками и девочками посредствам игровой деятельности.

Новизна опыта. Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик по формировании доброжелательных отношений между сверстниками и внедрении инновационных игр, игровых ситуаций для индивидуального подхода воспитания ребёнка.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта 

Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам дошкольного образования.

РАЗДЕЛ II

Технология опыта

Целью опыта является последовательная организация игровой деятельности, способствующая формированию культуры взаимоотношений мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Для реализации основной цели воспитатель наметила следующие задачи:

  1. Развитие гибкого ролевого поведения при развёртывании сюжетов игр в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.
  2. Повышение культуры общения между сверстниками, доброжелательного отношения, побуждения к добрым поступкам.
  3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

Педагогом были определенны основные принципы, которые легли в основу опыта:

  • Принцип  природосообразности – использование закономерностей полоролевой идентичности и естественных механизмов становления психологического пола ребенка с целью выявления и предупреждения возможных проблем в гендерном воспитании.
  • Принцип культуросообразности предполагает воспитание в мальчиках и девочках маскулинных или феминных качеств, которые адекватны культуре данного общества, его традициям и ценностям.
  • принцип эмоциональности дает ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия (В.А. Петровский);
  • принцип свободы и самостоятельности позволяет самостоятельно определять отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать ее по своему усмотрению;
  • Принцип интеграции ориентирует воспитателя на использование полоспецефических форм и методов в сочетании  с общепедагогическими способами взаимодействия с детьми при организации различных видов детской деятельности и общения в процессе решения задач полоролевого воспитания.
  • Принцип учета психологически особенностей мальчиков и девочек определяет адекватность выбора форм и способов взаимодействия с ребенком того или иного пола при оказании ему помощи и поддержки в процессе полоролевого развития

Воспитатель осуществляет свою работу в определённой системе, которая представляет собой использование различных методов и приёмов.

  • Проведение игровых ситуаций
  • Использование дидактических игр
  • Организация сюжетно-ролевых игр
  • Проведение подвижных игр гендерной направленности
  • Индивидуальная работа
  • Использование художественного слова.
  • Беседы, консультации, советы, памятки для родителей.

         На первом этапе своей работы педагог проанализировала состояние взаимоотношений ребёнка со сверстниками по методике О. М. Ельцовой. Оценка состояния взаимоотношений ребёнка со сверстниками производилась по следующим критериям: доброжелательные взаимоотношения, разрешение проблемных ситуаций, оказание помощи сверстнику, совместная игровая деятельность(Приложение № 1).

         Опираясь на результаты диагностики, учитывая уровни и индивидуальные особенности детей, педагог составила перспективный план. Воспитатель подобрала игры, занятия, игровые ситуации и упражнения. Весь собранный материал использовался в различных видах деятельности  и применялся в зависимости от конкретных условий и уровня развития детей.

         Второй этап работы над опытом заключался в воспитании у детей:

- доброжелательных отношений;

- культура общения с игрушками.

        Для того чтобы у детей воспитать доброжелательные отношения друг к другу, педагог уже с младшего возраста приучала к совместному изготовлению атрибутов нужных к той или иной игре. Довольно часто, какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей; их внимание сразу переключается на него. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствии отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны – дети в этом возрасте могут уделить внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке.

Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнёра. Поэтому педагог руководила выбором  игры. Различными приёмами она вызывала в памяти ребят то, что видели,  о чём им читала. В этом возрасте воспитатель организовывала игру, становясь её участником, чтобы своим примером прививать детям навыки совместной игры, навыки общения с игрушками.

Содержание гендерного сознания детей в возрасте 3-4 лет весьма ограничено, происходит процесс первичной половой идентификации и он ассоциируется с одеждой, прической. Вместе с тем представления о собственной принадлежности к женскому и мужскому полу еще не стойкие и дети часто полагают можно еще изменить [4]. Поэтому педагог создавала у малышей привлекательные образы для мальчиков и девочек. Так к игре «Оденем Катю на прогулку» добавляется игра «Оденем Сашу на прогулку», к сюжетной игре «Уложим Таню спать» добавляется «Уложим Мишу спать» и так далее. Рядом с куклой-девочкой одетой по сезону в приемной появляется кукла – мальчик. Дидактические и сюжетные игры знакомят детей с женской и мужской одеждой. В игровых зонах появились уголки для мальчиков и для девочек. Игра «Семья» объединила детей и давала первые знания о социальных ролях. Педагог советовала «маме» отправить гулять свою дочку – куклу со старшей дочкой или с бабушкой (девочками), с папой(мальчиком), а самой в это время сварить обед, постирать. В этом возрасте в игру «Семья» привлекаются и мальчики. Педагог принимала участие в игре, взяв на себя одну из ролей, дети в последующих играх будут подражать ее действиям.

Предлагает так же организовывать такие игры, в которых можно включать всех детей и каждого сделать активным участником. Это игры: «День рождения куклы», где все дети могут петь, танцевать; «Поезд», где на остановках пассажиры могут что – то рассматривать,  собирать; «Магазин игрушек» , в котором все, купившие игрушки, затем играют с ними; «Волк и козлята», в которой все дети могут быть козлятами, многие другие.                

           Рождаясь как личность, овладевая фразовой речью, ребёнок стремиться к общению с другими детьми. Он совершает первые попытки оценить себя в сравнении с другими. В ходе общения со сверстниками он вступает в сюжетно ролевую игру. Только при осознании своей индивидуальности он способен играть роль другого. Дети не сразу и не вдруг вступают в общение друг с другом. Формирование коммуникативных навыков происходит поэтапно, в соответствии с возрастом.

             Решительный перелом в отношении к сверстникам  происходит у ребёнка в среднем дошкольном возрасте. Главным содержанием общения  детей в середине дошкольного возраста становиться общее – игра. На пятом году жизни однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают всё большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребёнком, а не с взрослым или в одиночку. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнёра и достигать общий результат. Такого рода взаимодействия называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей.

 В среднем возрасте у дошкольников формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов. Дети объединяются в небольшие группы для совместных игр, чаще всего это группы мальчик-мальчик или девочка-девочка. Увеличивается потребность в отдельных уголках, оборудованных соответствующим игровым материалом. А так как «девчоночьих» игрушек достаточно, дополняются игрушки для мальчиков. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится менее зависимым от матери. При организации  совместных играх воспитатель уделяет большое внимание на четкую дифференциацию ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу. Это поможет закрепить определенные половые стереотипы в поведении детей.

Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность.

Следуя знаниям о желании мальчика докопаться до содержимого игрушки, подбираются конструктивные (разборные) игрушки. Уголки мальчиков наполняются различной техникой, конструкторами, строительными наборами и инструментами.

         Педагог умело использовала игру как средство для воспитания чувств ребёнка, не допуская детских конфликтов, открытого проявления завести, ревности, обиды на ровесника. Воспитатель в игре проводила работу по формированию нравственных качеств воспитанников, которые влияют на поведение ребёнка в жизни.

Играя с детьми, воспитатель выделила для себя ряд основных правил, которые помогают добиться регулирования детских взаимоотношений:

- Договариваясь об игре и во время игры, быть добрыми, вежливыми и справедливыми.

- Предлагая какую – ни будь, а игру, постараться доказать что она интересна. Выслушать предложения других детей не перебивая их.

- Всякая роль в игре хороша, интересна, если ты знаешь, что делать, как играть.

- Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие ребята тоже хотят быть ведущими.

- Не мешай товарищу, если он занят игрой. Хочешь играть вместе, попроси разрешения.

- Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.

- Старайся хорошо, чётко выполнять свою роль и правила в игре.

- Если начал игру с товарищами не бросай её без согласия. 

Эти правила не заучиваются специально, но создаются условия для их лучшего усвоения

При организации игровой деятельности педагог стремилась наполнить игры детей разнообразным содержанием, при этом воспроизводя не только действия людей, но и их доброе, заботливое отношение друг к другу, товарищескую взаимопомощь. Хорошо зная индивидуальные особенности, игровые возможности и интересы каждого ребёнка, воспитатель устанавливала тесный внутренний контакт с детьми, завоевывала их доверие, привязанность. Эти сложившиеся нравственные качества стали базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками.  

Дети старшего дошкольного возраста способны уже понять сущность наблюдаемых явлений, у них повышается  интерес к различным профессиям и к  взаимоотношениям людей. Они умеют оценивать поступки литературных героев, у них имеются представление о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что – то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехом, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлечённость действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники не только средством самоутверждения и сравнение с собой, не только предпочитаемыми партнёрами. На первый план выходит интерес к сверстнику как самоценной личности, важной и интересной независимо от её достижений и предметов, которыми они обладают, поддерживает у детей такое отношение к однолеткам, личным примером учить заботе о других и с уважением относится к детским превязоностям. Поэтому воспитатель после игры проводила короткие беседы о прошедшей игре, задавала вопросы: «Подумайте, все ли правильно выполнили свои роли?», «Что было сделано правильно? Как можно в следующий раз сделать лучше? Что ещё интересное можно придумать для игры в следующий раз? ». Разговоры с детьми после игры развивали способность мыслить не только самостоятельно, но и перспективно.

В этом возрасте появляется восприятие своего пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов ее представителей, возникновение ориентации на образ «Я» мальчика или девочки. К семи годам дети должны знать об основных отличиях полов, роли матери и отца, о своем появлении на свет. Правильно организованный процесс гендерного воспитания способствовал выработке установки сотрудничества мальчиков и девочек как равноправных, но не одинаковых партнеров.

Особое внимание педагог уделяла созданию игровой среды гендерной направленности. К привычному набору игрушек добавились куклы-мальчики (от младенцев до мужчин). В уголках девочек появились игрушечные дома с мебелью, одеждой для женщин (куклы Барби и домик для куклы Барби), (режиссерские игры). Пополнилась игра «Семья» атрибутами, как в кухонном блоке, так и в гостиной, где дети могли упражняться в выполнении правил хорошего тона. Сюда же помещались схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения мужчин и женщин. В туалетной комнате появился ванный блок с тазиками для стирки белья, утюгом, гладильной доской, стиральной машиной. Для мальчиков оборудовалась мастерская по ремонту игрушек. Уголок ряжения, который был только в младших группах, в старшем возрасте имел другое содержание: девочки наряжались, учились конструировать наряды, проявляя творчество и фантазию. Для мальчиков подобраны соответствующие костюмы рыцарей, пажей, принцев, богатырей.

 Был оформлен стенд «Мужская доблесть», куда помещены портреты или картины с изображением рыцарей, богатырей, подобраны снаряжение (доспехи, кольчуга, шлемы, мечи, щиты, палица), и, конечно, современное военное обмундирование и оружие (китель, фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, автомат), картинки с изображением военной техники. Ко дню Великой Победы оформлялся стенд о героях, прадедах-ветеранах, о памятниках, увековечивших подвиг народа в годы Великой Отечественной войны.

В группе появился центр ручного труда, который разделен  на мастерскую для мальчиков и центр рукоделия для девочек. Рукодельные предпочтения детей позволили создать в группе кружки отдельно для мальчиков «Самоделкин»,  для девочек - «Волшебная игла». В рамках работы кружков изготавливались подарки к праздникам не только родителям, но и сверстникам. Это важно для мальчиков, ведь они приобщались к мужской работе, особенно, если папы привлекались в качестве наставников.

Раздел III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

        Результативность формирования доброжелательных отношений между мальчиками и девочками дошкольного возраста отслеживается в процессе проведения ежегодной диагностики 2 раза в год.

Проведение диагностики осуществлялось по методике, предложенной в пособии А.М.Щетининой, О.И. Ивановой «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» [6].

В начале и в конце учебного года с каждым ребенком проводилась беседы «Я - мальчик, я – девочка», «Продолжи историю», тесты «Нарисуй человека» (автор А.М.Прихожан), цветной тест М.Люшера, а также  на протяжении всего учебного года  за поведением ребенка ведется наблюдение. Результате диагностирования обрабатывались и составлялся отчет на начало и конец учебного года.

 1 В  беседе на тему «Я - девочка, Я - мальчик» было выявлено, что дети понимают, что половые признаки необратимы и положительно относятся к себе, к своему полу и к выполнению своих полоролевых функций в семье. Большинство детей знают, кем они хотят стать, когда вырастут. Приводят положительные черты и качества хороших детей (самих себя), как внуков (внучек), сына (дочки).

2.  При  тестирование «Продолжи историю»  дети рассказывали более эмоционально и заинтересованно.

В играх мальчики выбирали все спортивную комнату, в сюжетно-ролевых играх выбирали роль отца-папы и  дедушки уверенно. Девочки в играх предпочитали кукол, выбирали роль мамы, дочки, бабушки, более уверенно отвечали и описывали соответствующие действия хозяек. Предпочитали сказки о принцессах,  украшения и красивый дом.

3. Тест «Нарисуй человека», проводился фронтально. Рисунки детей изменились: появились дополнительные деталями, например, на голове у девочек появились короны, как у принцесс, в руках сумочки; мальчики рисовали себя уже не в шортах, а в брюках, использовались карандаши для «хороших детей» в основном красный, синий.

4.Наблюдения за поведением детей в разных видах деятельности показали следующие особенности: чаще всего мальчики играют с мальчиками и выбирают игры и игрушки в соответствии со своим полом; в трудовой деятельности оказывают помощь как воспитателю, так и девочкам и детям младше себя (82%),выбирают книги и любят смотреть мультфильмы: рассказы о защитниках Отечества, С.Я.Маршака «Пожар», Михалков «Дядя Стёпа», А.М.Митяев «Первый полёт» (Ю.Гагарин) «Снежная Королева», «Бой на калиновом мосту(Иван-крестьянский сын», «Кот в сапогах», «Кот Леопольд», «Мешок яблок» ;девочки играют с девочками, но Вероника, Диана, Катя любят играть с мальчиками , но при этом выбирают роль сестры, мамы, воспитателя или дочки. Любят слушать и смотреть сказки «Золушка», «Белоснежка», «Царевна - лягушка», «Красная шапочка». В трудовой деятельности с желанием выполняли поручения воспитателя, доводили начатое до конца, помогали сверстникам и детям младше себя.                                                                              И у мальчиков и у девочек доброжелательные отношения друг к другу. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях. У  мальчиков стало правилом  уступать девочкам  игрушки,  место, пропускать  их вперёд.

5.Цветовой  тест М Люшера показал что, к концу года дети (95%)старшей группы стали более эмоционально-позитивными. Дети хорошо знают свой пол, подробно описывают поведения в соответствии с полом мужское (женское), рассказывают об атрибутах для игр девочек (мальчиков). Чётко осознают необратимость своего пола.

Дети имеют представления о социальных и полоролевых функциях в настоящем и будущем, выражают своё позитивное отношения как к мальчику  так и к девочке: в своём поведении демонстрируют мужские(женские)способы поведения.

 Вывод: на основании диагностики следует, что все дети 5-7 лет воспринимают себя как представителя определённого пола мальчика (девочки), но  есть дети, у которых  нестабильность в  проявлении мускулинных и феминных  способов поведения.

       В своей работе педагог находила рациональные формы организации жизни детей в группе, обеспечивающие мальчикам и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Учёт половых особенностей дошкольников позволил добиться хороших результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Гендерная социализация дошкольников – это не эпизодический, от случая к случаю осуществляемый процесс, а интегрировано реализуемый комплекс созданных условий и педагогических воздействий на детей дошкольного возраста.

Библиографический список:

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Детство[Текст]:Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе.- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2014.

- 528 с.

  1. Инструктивно-методическое письмо департамента образования по науке и молодежной политике Белгородской области «Актуальные направления развития дошкольного образования в Белгородской области. 2009-2010 учебный год»
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира[Текст]: Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/ В.Д.Еремеева, Т.П. Хризман.- М., Линка-Пресс, 1998.-184 с.
  3. Доронова Т.Н. Мальчики и девочки 3-4 лет в семье и детском саду лет [Текст]: Пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова. - М., Линка - Пресс, 2009. - 224 с.
  4. Щетинина А.М.  Полоролевое развитие детей 5-7 лет [Текст]:  методическое пособие/ А.М. Щетинина. – М.,  ТЦ Сфера, 2010. -  128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...

Методическая разработка «Формирование уважительного отношения к семье у детей дошкольного возраста посредством этических бесед»

Материал поможет воспитателям в организации этических бесед с детьми дошкольного возраста с целью формирования уважительного отношения к семье....

"Формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя ребёнка к миру в процессе игровой деятельности с детьми ЗПР"

Проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной на сегодняшний день. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относится эмо...

Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством словесно-игровой деятельности.

В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи....

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик

Звуковая культура речи -это устное оформление слов.Звуковая культура речи включает в себя сообственно произносительные качества характерезующие звучащую речь....