Примерные упражнения по развитию компонентов психологической готовности к обучению в школе
консультация
подготовка к школе начинается с раннего возраста. Ребенок готов к обучению в школе если:.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernye_uprazhneniya_po_razvitiyu_komponentov_psihologicheskoy.docx | 263.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерные упражнения по развитию компонентов психологической
готовности к обучению в школе
Ребенок готов к обучению в школе если: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие памяти
Игра «Большие перемены»
На столе раскладываются предметы. Ребенок одну минуту смотрит на стол и пытается запомнить все, что видит. Потом отворачивается. Вы убираете один предмет. Ребенок снова смотрит на стол и пытается вспомнить, чего же не хватает. Также можно добавлять предметы или менять их местами. Эта игра тренирует зрительную память.
Развитие мышления
Упражнение «Накорми меня»
Для этого упражнения потребуются карточки с изображением животных и того, что они едят. Например, курица, кошка, собака, заяц, коза, пшено, морковка, кость, молоко, капуста. Задача — соединить карточки. Курочку с пшеном, кота с молоком и так далее.
Упражнение «Найди лишнее».
В игру на определение лишнего можно играть с помощью карточек или устно. Задача — исключить лишний предмет из увиденных на карточках или перечисленных взрослым.
Упражнение «Противоположности»
Вы называете слово, например, «большой». Ребенку нужно подобрать слово противоположное по значению — «маленький». И так далее. Широкий-узкий, светлый – темный, сильный – слабый.
Развитие внимания
Упражнение «Корректурная проба»
Корректурная проба — это набор символов, в произвольном порядке напечатанных на листе бумаги. Это могут быть буквы, цифры или какие-то значки. Можно даже старые ненужные книги использовать или журналы. Вы даете ребенку лист с корректурной пробой и карандаш. Еще потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер. Ставите задачу, например, вычеркнуть все буквы «А». Засекаете 2 минуты. Через две минуты смотрите, что получилось. Сколько ошибок? Как далеко продвинулись? В следующий раз посмотрите есть ли прогресс.
Лабиринты.
Хорошим упражнением для развития концентрации внимания являются разные лабиринты. Множество лабиринтов можно найти в детских журналах.
Еще одно хорошее упражнение. Вы произносите в разнобой названия домашних животных, диких животных и птиц. Корова, аист, медведь, заяц, сорока, кот, лиса и т.д. Задача ребенка, когда он слышит название домашнего животного топнуть, дикого — хлопнуть, птицы — кукарекнуть.
Развитие речи
Следует обратить внимание на три компонента:
- Правильное произношение звуков.
- Богатый словарный запас.
- Умение выражать свои мысли.
Если ребенок неправильно произносит звуки, то обратитесь к логопеду. Самая лучшая пора для начала занятий с логопедом 4 — 5 лет. А если ребенку уже 7? То начинать логопедические занятия нужно прямо сейчас. Словарный запас и умение выражать свои мысли. С этим проще, можно обойтись своими силами. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы, обсуждайте с ним прочитанное или увиденное. Говорите на определенные темы. Например, сегодня рассмотрите подробнее тему «Зимующие птицы». Посмотрите картинки, произнесите названия птиц, расскажите, почему им нужно зимой помогать и как. А завтра побеседуйте о временах года. Речь развивать нужно постоянно. Дома, на прогулке, перед сном, в транспорте.
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику нужно не только для того, чтобы ребенку было легче держать в руках ручку и выводить красивые крючочки и петельки. Мелкая моторика влияет и на мышление, и на речь. Не даром ведь говорят, что ум лежит на кончиках наших пальцев. Так что необходимо уделить ее развитию особое внимание.
Развитию моторики способствуют:
- рисование;
- лепка из пластилина;
- складывание пазлов, мозаики;
- игры с конструктором;
- наматывание ниточек на клубок;
- нанизывание бусинок на нитку;
- вырезание ножницами;
- разрывание бумаги;
- аппликация;
- прописи.
Ориентация на листе бумаги
Положите перед ребенком лист бумаги и карандаши. Объясните ему, какая сторона считается верхней, какая нижней, правой, левой. Где верхний правый угол, нижний правый, верхний левый и нижний левый. Где центр. И по очереди давайте задания, например:
- Нарисуй в верхнем левом углу квадрат.
- Нарисуй в правом нижнем углу прямоугольник.
- Под квадратом нарисуй елочку.
- В центре нарисуй большой круг.
- Справа от большого круга нарисуй еще один маленький кружочек.
- В верхнем правом углу нарисуй треугольник.
- В нижнем левом углу напиши букву «А».
- Рядом с ней напиши букву «Б» и т.д.
Если получится выполнить эти задания, то с ориентацией все в порядке. Если были ошибки, то нужно тренироваться еще.
Познания об окружающем мире
Ребенок должен ориентироваться в том, что его окружает. Существует список тем и вопросов, в которых ребенок должен ориентироваться к началу школьной жизни. В этом списке:
- ФИО родителей,места их работы и профессии;
- свои собственные ФИО;
- адрес;
- основные цвета;
- времена года и названия месяцев;
- дни недели;
- явления природы;
- перелетные и зимующие птицы;
- дикие и домашние животные;
- деревья;
- цветы;
- грибы;
- овощи и фрукты;
- мебель;
- посуда;
Список можно продолжать и дальше. Со всем эти ребенок знакомится ежедневно в течение жизни или из ваших специальных бесед на определенные темы.
Что такое коммуникабельность?
Коммуникабельность – это умение общаться и вести себя в коллективе. Задача родителей - научить ребенка общаться.
Для развития коммуникабельности ребенка психологи рекомендуют:
- приглашать гостей к себе и самим ходить в гости;
- рассказать ребенку, как именно нужно начинать разговор, чтобы с кем-либо познакомиться;
- позаботиться о том, чтобы ребенок был знаком с «волшебными» словами и использовал их в своей речи;
- чаще бывать вместе с ребенком в общественных местах;
- давать ребенку поручения, например, спросить у продавца сколько стоит товар или узнать, кто последний в очереди.
- играть в игры, где нужно работать в паре или группе с кем-то, отличный пример те же «казаки-разбойники».
Реакция ребенка на замечания и критику
Для формирования адекватного отношения к критике необходимо объяснять ребёнку:
- что если тебя критикуют – это не значит, что хотят обидеть;
- что если ты действительно ошибся, то нужно это признать и постараться исправить;
- что если тебя просто не так поняли, то нужно спокойно отстоять свою точку зрения.
А зачем идти в школу?
Ребенок должен знать ответ на этот вопрос еще до начала обучения. То есть ребёнка нужно замотивировать. Почаще разговаривайте с ребенком о школе. Рассказывайте о том, как вы в школу ходили и сколько интересного там узнали. И если бы вам предложили снова в школу пойти учиться, то вы были бы просто счастливы! О том, что в школе каждый день случается что-нибудь интересное, а на уроках можно много всего узнать. Вашими мотивирующими союзниками могут стать мечты вашего ребенка. Например, мальчик хочет стать космонавтом. Отлично! Нужно ему объяснить, что профессия это сложная и ответственная, и в космонавты не берут тех, кто в школе не учился. Нужно донести до ребенка, что учиться это не только очень интересно, но еще и очень важно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
Обобщение опыта работы...
Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
Интонационная сторона речи, является составной частью звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры и упражнения способствуют поддержанию интер...
Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи
В помощь педагогам и родителям...
"Понятия и и компоненты готовности к обучению в школе"
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «пасп...
« Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов старших дошкольников»
Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребѐнок был, как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже, безусловн...
Характеристика компонентов готовности к обучению в школе
В данной презентации дается характеристика компонентов готовности ребенка к школьному обучению....