« Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов старших дошкольников»
методическая разработка
Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребѐнок был, как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.) От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_dlya_roditeley.docx | 52.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 6
г. Шебекино Белгородской области»
Мастер- класс по проведению семинара – практикума для родителей:
« Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов старших дошкольников»
Подготовила
педагог-психолог
МАДОУ «ЦРР - детский сад № 6
г. Шебекино Белгородской области»
Голобородько Т.В.
ЦЕЛИ:
- Формировать представления родителей о мотивационной готовности детей к школьному обучению;
- Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания и обучения будущих школьников;
- Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного образования.
ЗАДАЧИ:
- оказать просветительскую и практическую помощь семьям при подготовке ребёнка к школе;
- использовать практические формы работы с родителями для достижения задач семинара.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: подготовка практических заданий для родителей.
МАТЕРИАЛЫ: анкеты, листы газет, мяч, карточки с изображением цифр от 1 до 5.
Ход семинара- практикума:
I. Теоретическая часть.
1. Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим и поиграем на тему: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов старших дошкольников»
Педагог- психолог: Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребѐнок был, как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.) От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.
Однажды кто-то сказал, что школа – это как стихийное бедствие, которое неотвратимо и которое нужно пережить, по возможности с наименьшими потерями. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай, еще раз попробуешь, еще чуть-чуть постараешься, и будет немного лучше». Вот так, шаг за шагом, вместе преодолевая полный штиль безуспешности, выстаивая при сильном ветре неудач, все равно продвигаясь вперед. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
2. Разминка.
Приветствие участников «Разноцветные ладошки» ( показываем контуры ладони разного цвета, остальные участники выполняют приветствие в соответствии с цветом: зеленая «ладошка» - хлопают соседа по плечу», красная - кивают головой, желтая -рукопожатие»).
Вопросы-шутки:
-Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
-В какой земле сеют капусту? (капусту не сеют, сеют семена).
-Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (которые остановились).
-Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить).
-Без чего хлеба не испечешь? (без корочки).
3.Игра-ассоциация “Школа” Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т.д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу). После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.
4. Игра «Пирамидка»
Предлагаю поиграть в игру. Я даю набор карточек, где написаны разные показатели готовности к школе. На верхнюю строчку вам необходимо выложить тот показатель, который вы считаете наиболее главным, на вторую строчку 2 показателя, на третью3, на четвертую -4. Должна получится пирамидка. На это я вам даю 2-3 минутки.
Затем нужно будет представлять свою Пирамидку, объясняя почему именно в таком порядке Вы расставили эти показатели. (ответственность; умение считать, писать, читать; умение общаться со взрослыми и сверстниками; самостоятельность, настойчивость, состояние здоровья, умение логически мыслить, умение организовать рабочее место, развитие речи и памяти, работоспособность)
Психологи считают, что успешность зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника.
Сейчас мы с вами рассмотрим, что такое мотивационная готовность к школе.
Вопрос родителям для обсуждения: «Какова разница между понятиями «желание пойти в школу» и «желанием учиться» (родители высказываются вслух).
В ходе рассуждений педагог- психолог подводит к выводу, что если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит «в школе не надо спать», «там будут мои друзья из детского сада» и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: «Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…».
Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.
Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, является первым этапом развития мотивационной готовности.
Как поднять интерес и положительное отношение к школе? Прежде всего, выяснить, почему отсутствует интерес у детей к школе.
Во-первых система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
Во-вторых, у ребёнка возможна негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость.
В-третьих, у многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей “субботней” школой. На вопрос: “Ты хочешь учиться в школе?”, дети отвечают: “А я и так уже учусь в школе”. Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.
И самое главное ему трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя позиция школьника, которую следует рассматривать как одну из составляющей мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника, представляющая психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью, не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности: сюжетно-ролевой, дидактической, с правилами, режиссёрской, а также через традиционные виды дошкольной деятельности. Если ребёнок старшего дошкольного возраста играет меньше, чем ему требуется, а это часто происходит из-за элементарного недостатка времени, выделяемого на игру по остаточному принципу. В первую очередь, много времени затрачивается на репетиторов, на занятия по школьному типу, на всевозможные кружки и секции и т.д. Лишившись игры, дети не приобретают такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, не формируются социальные мотивы учения. В связи с этим, возникает проблема: поведение ребёнка остаётся ситуативным, непроизвольным.
И сегодня я предлагаю вам поиграть в игры, направленные на формирование мотивационной готовности к обучению в школе.
II.Практическая часть
Игра “Действуй по инструкции”
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”! - Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? - Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?
В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
Игра "Собери портфель в школу"
Цель: закрепление названий и назначений школьных принадлежностей.
Первый человек говорит: "Я положу себе в портфель...." и называет необходимый в школе предмет. Следующий повторяет название предмета, который называл предыдущий человек и добавляет свой предмет и т.д. последний человек повторяет все названные предметы.
Игра "Логические пары"
Цель: учить устанавливать связь между предметами.
Раздаются картинки с изображением различных предметов, находящихся в школе и предлагается подобрать из них пары, логически связанные между собой. Объяснить свой выбор:
- дневник - оценки,
- доска - мел,
- тетрадь - ручка,
- карандаш - резинка,
- альбом - краски,
- парта - класс,
- учитель- ученик
Игра "Закончи предложение"
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Я начну предложение, а вы закончите его нужным по смыслу словом.
Если пенал большой, то ластик .
Если ножницы тяжёлые, то скрепки .
Если книга толстая, то тетрадь. .
Если ранец высокий, то портфель .
Если желтый карандаш острый, то синий .
Если тетрадь широкая, то линейка .
Если ручка толстая, то кисточка .
Если синий карандаш короткий, то красный .
Если книг много, то карандашей .
Если зеленая тетрадь чистая, то голубая .
Если ранец открытый, то портфель .
Если ранец полный, то портфель .
Если тетрадь открытая, то книга .
Игра "Собери школьные предметы"
Цель: закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе;
формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Психолог предлагает картинки с изображением различных предметов. Среди них есть школьные принадлежности, школьная одежда, школьная мебель, школьные учебники. Необходимо школьные предметы сложить в портфель, все лишнее закрасить. Объяснить свой выбор.
Загадки для детей про школьные принадлежности.
Цель: развитие мышление, формировать умение сосредотачивать внимание, продолжать психологическую подготовку детей к школе.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
(Книга)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)
Пишут им ученики,
Отвечая у доски.
(Мел)
Игра "Пятерки"
Цель: воспитать решительность, выдержку, умение соблюдать правила игры.
Дети делятся на группы: одна треть - "ученики", взявшись за руки образуют круг, остальные дети - "пятерки", находятся вне круга. Изображающие учеников ходят по кругу со словами:
Скоро в школу мы пойдем
Все пятерки соберем!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. "Пятерки" вбегают в круг и выбегают из него. По сигналу "Хлоп!" стоящие в кругу дети опускают руки, приседают. Пойманные "пятерки" становятся учениками, т.е. круг увеличивается.
Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не будет поймано.
Игра "Собери хорошие оценки"
Цель: развитие концентрации внимания и произвольности поведения.
Из рассыпанных карточек с изображением цифр от 1 до 5 по сигналу дети выбирают только хорошие оценки - 4 и 5.
Игра "Я знаю пять названий..."
Цель: обогащение словаря детей, развитие внимания и концентрации на предмете.
На каждый удар мяча нужно называть предметы одежды, школьные принадлежности, цвета, геометрические фигуры, названия уроков и т.д. Например: "Я знаю три урока: математика - раз, чтение - два, письмо - три..." Кто не сможет назвать предметы или уронит мяч, тот передает его другому участнику. Побеждает тот, кто справится со всеми заданиями.
Упражнение « Корректурная проба»
Цель: развитие и тренировка произвольной регуляции деятельности ( удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Перед вами листы обыкновенной газеты. По команде « Начали!» вы будите подчеркивать букву А и зачеркивать букву У.
Работа выполняется в течении 2 минут.
III. Рефлексия “Все у меня в руках”
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал(а) нового…
- Мое настроение…..
- Мои предложения, пожелания….
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь, забота, нужны ребенку больше всего.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!
Желаю успехов вам и вашим детям!
Данный мастер-класс, и его конспект проведения составлены с использованием интернет – источников:
2. http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-detskogo-alboma-nashi-razmyshljalki-o-shkole.html
3. http:infourok.ru›metodicheskoe-posobie-poznavatelnoy-моtivacii - doshkolnika. html
2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль подвижных игр в развитии познавательных процессов старших дошкольников.
Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми и играми на бумажных носителях. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих способностей детей, но...
Развитие познавательных процессов старшего дошкольника при подготовке к обучению в школе.
Психические познавательные процессы -последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В данной презентации схематически представлен по развитию позн...
«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.
Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....
Тема: «Развитие познавательных процессов старших дошкольников» (с использованием здоровьесберегающих технологий)
«Развитие познавательных процессов старших дошкольников»(с использованием здоровьесберегающих технологий)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников...
Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников....