Конспект «Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации»
консультация

Хлупнова Джульетта Робертовна

Особенности развития детей дошкольного возраста исследованы большим количеством российских и зарубежных учёных-психологов. Они отмечают, что в этот возрастной период начинается быстрое развитие речи, совершенствуются механизмы высшей нервной деятельности, что сказывается на повышении работоспособности детей, быстро формируются условные нервные связи, совершенствуется сенсорика. Вместе с тем, ученые отмечают такую отличительную особенность детей раннего возраста, как ранимость, поэтому переход в детский сад может протекать достаточно бурно. Для того чтобы адаптация к детскому саду прошла успешно и безболезненно, необходимо заранее проектировать процесс привыкания малыша к новой обстановке, режиму дня, к новым взаимоотношениям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

проведения консультации воспитателей на тему:

«Новые музыкальные формы и методы общения с детьми
раннего возраста в период адаптации»

Особенности развития детей дошкольного возраста исследованы большим количеством российских и зарубежных учёных-психологов. Они отмечают, что в этот возрастной период начинается быстрое развитие речи, совершенствуются механизмы высшей нервной деятельности, что сказывается на повышении работоспособности детей, быстро формируются условные нервные связи, совершенствуется сенсорика. Вместе с тем, ученые отмечают такую отличительную особенность детей раннего возраста, как ранимость, поэтому переход в детский сад может протекать достаточно бурно. Для того чтобы адаптация к детскому саду прошла успешно и безболезненно, необходимо заранее проектировать процесс привыкания малыша к новой обстановке, режиму дня, к новым взаимоотношениям.

В наш детский сад дети обычно приходят в 2-летнем возрасте. Важной задачей детского сада в этот период является успешная их адаптация. Важно не просто наладить контакт с детьми в адаптационный период, но и помочь ребёнку войти в новый, непривычный для него мир детского сада.

Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками создают для ребенка стрессовую ситуацию. Не все дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад.

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть.

Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и не всегда (или с большим трудом) выполняют предложенные им действия.

Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.

Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Эффективным средством решения проблемы адаптации выступает музыка и момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ в своей работе использую музыку во всех видах детской деятельности. Особое внимание уделяется музыкально-игровой деятельности. Применительно к музыкальной деятельности ведущей целью педагогической работы является содействие положительному эмоциональному отклику ребенка через его погружение в мир музыки. Для достижения данной цели широко используется образовательный потенциал игр-забав и игрушек. Так, например, для привлечения внимания детей можно использовать игрушки-забавы, вместе с которыми они поют понравившиеся песенки: «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой; «Кошка», муз. Ан. Александрова; «Птичка», «Собачка», муз. М. Раухвергера; «Цыплята», муз. А. Филиппенко…

Маленькому ребенку свойственна потребность в движениях. Окружающие его взрослые должны всеми доступными средствами удовлетворять данную потребность, помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от самого процесса движений. Удовлетворение потребности в движениях малыши получают на музыкальных занятиях в процессе участиях в танцах и плясках, которые проходят в игровой форме. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием выполняют разнообразные движения: хлопки, фонарики, притопы, кружение вокруг себя: «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Погремушка, попляши», муз. И. Арсеева; «Гопачок», укр. нар. мел, обр. М. Раухвергера…

Можно привлечь внимание малышей музыкальными играми, которые помогают в работе с детьми для успешной адаптации: например, игра «Солнышко и дождик». По ходу звучания музыки можно рассказать детям о том, что когда светит солнышко, все люди радуются ему, на улице тепло и можно пойти погулять. Но вдруг тучка спрятала наше солнышко, и пошел дождик, весело запев песенку. Все торопятся открыть зонтики, чтобы не промокнуть. После этого детям можно предложить спеть песенку, рассказать правила игры и предложить им поиграть. Малыши с удовольствием откликаются на образные игры: «Птички», муз. Г. Фрида; «Воробушки» муз. И. Арсеева; «Зайка», рус. нар. мел, обр. Ан. Александрова и др…

Для того чтобы вызвать у детей интерес к играм желательно использовать различные атрибуты: шапочки, маски, эмблемы, создавать для них различные игровые ситуации, чтобы подвести к той или иной игре.

Эффективность и качество адаптации детей повышается благодаря совместной работе с родителями и педагогами. Одной из доступных форм работы являются консультации, семинары-практикумы, на которых взрослые обогащают свои знания о развитии детей раннего возраста, как самом поддающемся педагогическим воздействиям периоде. Все осваивается ребенком и познается им впервые. Нет еще закрепленных навыков, отсутствуют системные представления, знания, но зато ярко проявляется предрасположенность к усвоению нового, служащая основой психического развития. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий проявления заботы со стороны взрослых.

Таким образом, совместные усилия детского сада и семьи обеспечивают овладение ребенком первым опытом взаимодействия с окружающими людьми, но его результативность во многом обусловлена педагогической способностью воздействия на эмоциональную сферу малыша и в этом играет большую роль использование музыкальных игр.

ПРИМЕРЫ  ЗАНЯТИЙ  ДЛЯ  ПЕРИОДА  АДАПТАЦИИ

1

В помощь себе беру игрушку (собачку или кошку). Сообщаю, что к ним пришли гости. Усаживаю детей вокруг себя, даю возможность пообщаться с игрушкой и предлагаю послушать меня: «Я сейчас буду петь». И исполняю песню. Как правило, это песня «Жучка» муз. Клоковой, или «Кошка» муз. А. Н. Александрова. Первое знакомство с музыкой не должно быть затянуто. Чаще это всего 4-5 минут, пока детям интересно. Далее могу зайти в группу в течение дня и предложить детям меня послушать. Каждый раз заостряю внимание на фразе: «Я пою». Некоторые дети, чаще из семей, связанных с музыкальным миром, сразу начинают подпевать. Но в основном слушают, наблюдают, а иногда и пытаются прервать процесс пения, привлекая внимание на себя. Но для меня главное – не отвлекаться, продолжаю петь песенку до конца, а ребенка можно погладить в этот момент по головке, осторожно прижать к себе, посадить на колени и прочее. Моя задача в этот период – научить детей слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я. Януш Кóрчак на эту тему говорил так: «Ребенок еще не заговорил, он все еще слушает».

Далее прошу детей помочь спеть для кошки или собачки. Активизирую процесс подпевания: «Как кошка молочка просила?» «Мяу» «А как спасибо говорила?» «Мур» «А как Жучка лаяла?»…

Но если ребенок еще не готов это выполнить – не настаиваю. Наблюдая за детьми, часто вижу, как дети сначала не решительно «двигают губами», как бы пробуя: «Смогу ли я?» Следующая установка: «я пою, я широко открываю рот». Открыть рот – это же так знакомо детям. И они делают это с удовольствием – просто открывают рот, без звука. Не стоит смеяться, они уже целенаправленно запоминают это ощущение открытого рта. А затем соединяют эти два действия – открыть рот и извлечь звук. Вот так дети поняли смысл слова петь. На первом этапе поощряю любые «упражнения со звуком» – пение, подпевание, допевание, запаздывающее пение и любой набор звуков. Главное, чтобы ребенок включился в этот процесс, а не замолчал.

Но вот на занятие Жучка «приносит» погремушку. И опять знакомая тема. Я пою и манипулирую погремушкой, предлагаю наиболее активным детям повторить – рукой с погремушкой управляю сама. Даю далее возможность попробовать каждому ребенку в отдельности, помогая ему, если нужно (песенка звучит многократно). И, наконец, приношу погремушки для всех детей. Как правило, к этому времени большая часть детей справляется с заданием самостоятельно и с удовольствием. Под сопровождение погремушки теперь уже можно выполнить несложные танцевальные движения. И опять же, сначала откликаются наиболее активные дети, часть детей предпочитает быть наблюдателями. Если не спешить их заставлять, то получаем «приз» – через 3–4 занятия они сами это выполнят и с удовольствием.

2

Дети располагаются свободно вокруг меня. Игрушки усаживаю на фортепиано и говорю: «Сейчас я буду исполнять музыку. Хотите послушать? Жучка и Кошка тоже любят слушать музыку. А какую вам сыграть музыку – веселую или грустную?». Чаще дети выбирают веселую. После исполнения некоторые дети нажимают на клавиши. Разрешаю всем желающим осторожно коснуться пальчиком клавиш. И предлагаю помочь мне «Вы будете хлопать, а я играть». На этом занятии впервые звучат песни с сопровождением. Дети увлечены наблюдением за игрой на фортепиано. Не следует им мешать. Это новая ступенька знакомства с музыкой. Как правило, повышенный интерес к наблюдению за процессом исполнения на инструменте через 2–3 занятия угасает, и они вновь активно подпевают, а некоторые уже и поют, пляшут, играют и сопровождают мое исполнение игрой на шумовых инструментах.

3

Игровая форма проведения занятий становится основной. Занятия превращаются в маленький спектакль. Мы «гуляем» и пляшем, превращаемся в цветочки и листочки, ищем любимые игрушки и для них поем, приглашаем в гости игрушки из группы или из дома и учим их тому, чему уже сами научились, катаемся на лошадке, на поезде, на самолете. «Игры не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым». Так говорил Януш Кóрчак, выдающийся польский педагог.

И я рада, когда в конце занятия дети говорят мне: «Мы еще прилетим (или приедем)», в зависимости от ситуации.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, творчества. Без этого он – засушенный цветок» – утверждает Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель.

4

Часто повторяю детям, что в музыкальном зале живут песни, пляски и музыкальные сказки.

На одном из занятий встречаемся со сказкой «Теремок». В литературном изложении сказка уже знакома детям. И вдруг слова обернулись песней. Но это не просто сказка, эта сказка решает задачу формирования звуковысотного слуха. Несколько занятий – и малыши безошибочно по звучанию определяют, где поет Мышка, а где Мишка. Добавляю имитацию движений Мышки и Мишки – получилась увлекательная развивающая игра. Далее Мишка из сказки «Теремок» захочет поиграть в игру «У медведя во бору», а в следующий раз он не захочет играть: «Надоело мне играть, лучше лягу я спать» – и дети исполнят ему колыбельную, каждый свою. Это будут первые попытки музыкального творчества. В следующую встречу споют Мишке песенку: «Мишка мы пришли». И опять робкие попытки спеть по-своему. С каждым занятием эти попытки смелее и смелее.

Колыбельную мы поем тихим голосом, а при встрече Мишки песенка будет громкая. Идет развитие динамического восприятия.

5

Наряду с решением проблем музыкального развития решаем и проблемы нравственные.

Однажды, в дождливый день, войдя в зал, дети видят около скамейки брошенного зайца. Цикл стихов Áгнии Бартó «Игрушки» хорошо знаком детям и опять они неожиданно для себя открывают, что это можно спеть, и не только спеть, а и услышать, как плачет зайка, как капают его слезы. Анализируя характер музыки, дети делают однозначный вывод: «Жалко зайку. Музыка грустная». И самостоятельный вывод: «А я не бросаю свою игрушку». И поверьте, это заменит многократные повторения окружающих о том, что к игрушкам следует относиться бережно. Эта песенка обычно глубоко западает детям в душу, они с первых звуков вступления узнают ее, объясняют, что капают слезки – это зайка плачет. И почти с первой строчки, еще не зная мелодии, начинают подпевать. А в дальнейшем, довольно часто просят ее исполнить.

Благодаря таким коммуникационным музыкальным играм создаются доброжелательные отношения между ребятишками и педагогами, т.к. и педагог выступает в роли играющего и принимающего все правила игры, удовлетворяя детскую потребность в подражании и успокаивая его неокрепшую психику.

В процессе музыкальных коммуникативных игр происходит сближение детей, налаживается контакт между всеми участниками процесса. Всё это в адаптационный период является важным фактором обеспечения снижения эмоционального дискомфорта.

По ходу звучания музыкальных игр дети с радостью выполняют движения и, что самое важное, перестают плакать.

Включая музыку в игровую образовательную деятельность различных областей, можно ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия ее детьми.

При активном восприятии намеренно обращается внимание на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.).

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане (степень активности восприятия музыки на конкретной деятельности определяется воспитателем).

Музыкальное воспитание детей осуществляется во время совместных игр, прогулок, утренней гимнастики, на праздниках и развлечениях. Использование музыки обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями.

Еще одной особенностью работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста в адаптационный период является необходимость личной обращенности к ребенку. И это имеет решающее значение, так как маленький ребенок может воспринимать только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Дети раннего возраста остро нуждаются в тактильных впечатлениях: чтобы их погладили, слегка обняли, позволили прижаться. И в рамках музыкальных занятий в игровой форме можно эти потребности реализовывать. А слушая эти песенки с упражнениями для движения пальчиков, ладошек, у ребенка быстро начнут развиваться координация, речь, память, эмоциональная отзывчивость.

В заключении хочется сказать, что используя все вышеизложенные методы работы с детьми, мы не только повышаем их интерес к музыкальным занятиям, но и желание ходить в детский садик в целом. Малыш всегда учится у тех, кого любит, кому доверяет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации

С чего должен начинаться для ребенка  детский сад?. Со встречи, взгляда, улыбки и, конечно, добрых слов: «Здравствуй, малыш» И на этом первом и очень важном этапе не обойтись без песенки пр...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Уровни общения с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОО

В методических рекомендациях раскрываются основные уровни общения с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации....

Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»

Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»...

Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду"

Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития....