ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Горница» по приобщению детей к истокам русской народной культуры
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Смишко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Северяночка»

 

 

 

                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                    Заведующий МБДOУ ДС №56 «Северяночка»

                                                                                     _______________________ Л.В.Пономарева

                                                                                     Приказ №____ от «____» __________2021г.

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по познавательному развитию детей дошкольного возраста с 6 до 8лет

по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

на 2021 – 2022 учебный год

 

 

 

 

 

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

Протокол № __ от «___» ____ 2021 г.

 

 

 

Воспитатель

Смишко ОВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск, 2021 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Целевой раздел

 

1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи Программы

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.2

Планируемые результаты

5

1.3

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

5

 

 

 

1.4

Характеристики особенностей развития детей

7

  1. Содержательный раздел

 

2.1

Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей

8

2.2

Содержание деятельности и формы работы

9

2.3

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

9

  1. Организационный раздел

 

3.1

Организация развивающей предметно-развивающей среды

10

3.2

Кадровые условия реализации Программы

10

3.3

Материально-техническое обеспечение Программы

10

3.4

Планирование образовательной деятельности

11

3.4.1

Учебный план

11

3.4.2

Расписание непосредственно образовательной деятельности

11

3.4.3

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей

12

4.

Перечень литературных источников

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.    Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Последовательное приобщение обучающихся к традиционной народной культуре не только через образовательные, но и через парциальные программы позволяет детям усвоить традиционные ценности и нормы, содействует развитию умения приобщать к ценностям народной культуры своих сверстников, оказывать влияние на окружающих, воплощая привлекательную модель поведения, отражающую национальные традиции и обычаи.

Понятно, что человек третьего тысячелетия не сможет и не должен вернуть себе фольклорное мышление прошлых веков, даже на короткое время полностью уподобиться своим далеким предкам. Но он может и должен знать свою историю и культуру, бережно относиться к традициям и обычаям, разумно пользоваться всем, что накоплено и сохранено веками.

В настоящее время не существует единой общегосударственной программы по формированию у детей нравственно-патриотического воспитания, нет разработанных диагностических инструментариев. Знания детям даются с использованием различных методик и рекомендаций. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий.

 

Программа «Радуга» (Т.Н. Дороновой), ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. Формирование бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре - основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, заложенные в программе «Радуга». Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов: реализация поставленных в программе общих задач психического развития; реализация регионального компонента воспитания и образования; цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей. Программа «Радуга» - первая программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предложила использовать новые принципы. Авторы программы «Радуга» рассматривают союз педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.

Изучив социально-образовательный заказ государства в области образования и осознав проблемы периода становления личности ребенка в области нравственно-патриотического воспитания, а та же опираясь в своей работе на следующие программы «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста» Коломийченко Л. В., Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой, «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая, была разработана программа «Горница».

Программа «Горница» рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет):

Настоящая программа дополняет содержание образовательной области «Познание» программы «Радуга». Целью образовательной области является: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы «Горница» осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной деятельности детей.

Программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

  разработана на основании:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».

- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Программы развития МБДОУ на 2021-2025годы и на период до 2030 года

 

Срок реализации Программы – 1 год.

Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ

 

  1. Цель и задачи Программы

Цель:

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре

 

Задачи программы:

Воспитательные:

  • формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;
  • развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
  • воспитание коллективизма;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие: 

  • расширение кругозора дошкольников;
  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Обучающие:

  • ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
  • ознакомление с фоль­клорными произведениями, национальным бытом, обрядами праз­дников, народной психологией.
  • создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
  • ознакомление с предметным миром русского крестьянства;
  • овладение подвижными играми с правилами (народными, хороводными, малоподвижными);
  • обучение народным играм, праздничным обрядам

 

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей

1)Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы

2)Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса

3)Интеграция детских деятельностей

4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

 

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

Основные принципы построения программы:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
  • Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
  • Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание не­которых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
  • Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

 

 

  1. Планируемые результаты

 

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины,
  • Формирование чувств национального достоинства.
  • Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

 

1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

     

Программа способствует:

  • Повышению интереса к изучению русской народной культуры.
  • Формированию необходимого минимума исторических знаний.
  • Формированию чувства национального достоинства.
  • Пополнению знания воспитанников о декоративно – прикладном искусстве Руси.
  • Расширению знаний о традициях русского народа.
  • Возникновению интереса и желания изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

 

 

 

  1.       Характеристика особенностей развития детей

 

 

В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации.

Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

 В 6—7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах), причём детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).

В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек — это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова экономный и отрицательную слова жадный.

Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности.

        Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится, как можно больше, узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.

 

 


 

  1. Содержательный раздел

Система педагогического взаимодействия

  1. Организованное обучение
  2. Совместная деятельность взрослого с ребенком
  3. Самостоятельная деятельность детей.

Программа рассчитана на 1 годичный срок обучения.

Учебная программа «Горница» разработана на основе методических рекомендаций Т.В.Дороновой, Е.В.Соловьевой, С.Г.Якобсон, С.В.Соколовой, О.М.Жихаревой.

ТОИПКРО «Возрождение русских национальных традиций». Тамбов, 2001г.

ТОИПКРО «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре». М, 2003г.

 

Программа предусматривает проведение различных видов занятий -  игровых занятий, занятий по памяти, занятий по развитию речи, изобразительной деятельности.

 

 

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Совместная деятельность воспитателя и детей – процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.

- заучивание стихов и загадок о природе, явлениях природы;

- посещение цирковых представлений и т.д.;

- работа со схемами;

- создание поделок и рисунков;

- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;

- создание книг – самоделок;

- подвижные и хороводные игры;

- разучивание диалогов по рекомендации педагога и разыгрывание их;

- пополнение Горницы предметами русского быта.

 

Совместная деятельность детей и родителей:

Совместная деятельность детей и родителей - процесс взаимообучения, взаимопомощи, уважения.

- Просмотр передач о культуре русского быта

- Беседы о горнице, костюмах, быте и занятиях крестьян

- Придумывание характерного образа, костюма.

- Нахождение дополнительной информации о культуре русского быта

- Создание альбома о культуре русского быта

- Отгадывание загадок

 

 

 

 

 


                                         III. Организационный раздел

 

                                      3.1. Планирование образовательной деятельности

3.1.1   Учебный план

 

п/п

Наименование услуги

Форма проведения

Кол-во детей

длительность занятия (минуты)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Количество занятий в год

  1.  

Проведение занятий по развитию по приобщению к истокам русской народной культуре

групповая

20

30

2

8

72

 

3.1.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности

 

Наименование занятий

День недели

Время и место проведения

Исполнитель

  1.  

Проведение занятий по приобщению к истокам русской народной культуре

 

Вторник

Четверг 

 

 

Понедельник

Пятница

1,3 неделя

      17.00-17.30

      17.00-17.30

2,4 неделя

   17.00-17.30

   17.00-17.30

Воспитатель  первой квалификационной категории

 

  1. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию по приобщению к истокам русской народной культуре

 

 

№ занятия/неделя

Тематика

Цель

Время

проведения

1

Открытие кружка «Горница»

Напомнить детям об особенностях работы кружка и о технике безопасности в кабинете-музее. Поиграть в русские народные словесные игры и закрепить старинные название о предметах быта. Вспомнить попевку «Гости».

30

2

Что летом родится, - зимой пригодится»

 

Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна.

30

3

«Восенушка- осень – сноп

последний косим».

Беседа о первом осеннем месяце ,его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка- Осень». Разучивание песни «Осень, осень в гости просим…» Знакомство с игрой: «Боронила борона…»

30

4

«Хлеб - всему

голова»

 

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда -цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди ,Яша». Пение жнивной песни «Уйди туча грозовая»

 

30

5

"История гжельского промысла"

Познакомить детей с народным промыслом гжели. Приобщать детей к истокам народной культуры.

30

6

«Вершки да

корешки»

 

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание загадок об овощах.

 

30

7

"История росписи "Хохлома"

Рассматривание выставки изделий "Хохлома" Беседа об особенностях хохломской росписи (фон, цветовая гамма,элементы узора)  Чтение стихотворения "Роспись" хохлома"  Роспись балалаек по образцу педагога Рассматривание работ

 

30

8

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.

Знакомство детей со значением праздника. Просмотр мультфильма.

30

9

«Жили – были дед и баба».

Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре.

30

10

Филимоновские

свистульки

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи.

30

11

«Теремок».

Познакомить детей с традициями строительства избы (художественная и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России

30

12

Гончарные

мастеровые

 

Знакомство детей с гончарным ремеслом. Чтение сказки « Лиса и кувшин». Игры на развитие внимания и памяти.

 

30

13

« Ой, вы, гости – господа».

Познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой: домашней утварью. Воспитывать любовь к русской народной культуре.

30

14

«Чудесный сундучок».

Проверить, как дети различают и называют овощи. Учить различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи, наиболее распространенные в нашей местности: огурец, перец, помидор, репа, баклажан, свекла, капуста, морковь. Учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
 

30

15

Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха)

Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки. Развивать разговорную речь. Обогащать словарь детей фольклором.

30

16

 «Свой дом краше всего»  

Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими.

30

17

14 ноября - Кузьминки

 

Рассказ о празднике Кузьма и Демьян. Пение частушек, разыгрывание русских народных потешек

 

30

18

Из истории костюма - обувь (Обувь: лапти, валенки)

Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки. Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа.  

30

19

    Хозяйкины помощницы

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

30

10

«Народные промыслы»

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток.

30

21

Народная

игрушка – кукла

- самоделка

Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки; их ролью в жизни наших предков. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

30

22

«Волшебная дудочка»

Познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками. Учить различать звучание этих музыкальных инструментов. Воспитывать у детей интерес к народной мелодии.

30

23

Воспитание мальчиков и девочек в семье

Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа.  

30

24

 «Матушка в доме – в доме тепло»   

Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей.  Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы.

30

25

«Зима - не лето,

- в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Дидактические игры по обучению грамоте. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок» Повторение заклички «Ты, мороз, мороз»

30

26

«Проказы старухи зимы»

 

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказ- кой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

 

30

27

«Баю – баю – баю – баю – бай,

поскорее засыпай».

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, к устному народному творчеству.

30

28

«Николины

посиделки»

 

Познакомить детей со значением праздника, с образом Святителя Николая Чудотворца. Русская народная игра: «Гори, гори ясно», спектакль в рамках занятия.

 

30

29

«Хороший город Городец»

 

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек, разучивание пословиц и поговорок о мастерстве. Знакомство с орнаментами городецкой росписи.

 

30

30

«Светит, да не

греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода  «Выйду ль я на реченьку» рус. нар. песня в обр. В.Иванникова.

30

31

«Мой род – моя крепость»     

Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи.  

30

32

Хороводные игры

Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа.  

30

33

"Рождественские посиделки"

Познакомить детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями.

30

34

«С Новым годом, со всем родом!»

 

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение новогодних песенок.

 

30

35

«Пришла коляда — отворяй ворота»

 

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание песенок закличек.

Пение колядок. Просмотр мультфильмов о Рождестве. Прослушивание детских колядок в записи.

 

30

36

«Пришел мороз

– береги ухо и

нос»

Знакомство со сказкой

В.Ф.Одоевского «Мороз

Иванович». Загадывание загадок о

морозе. Повторение песенки «Как

на тоненький ледок»

30

37

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Сравнение металлической и деревянной ложек.

 

30

38

«Деревянная забава».

Познакомить детей с богородскими игрушками. Обратить внимание на их внешний вид, материал, из которого они сделаны. Обучить правилам игры с богородскими игрушками. Вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними.

30

39

Игрушки-самоделки

Учить детей делать игрушку из природного материала ( шишки, мох, солома ит.д.) Вызвать интерес к изготовлению крестьянских кукол из тряпочек с наполнением из природного материала.

 

30

40

       «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

30

41

«Гуляй, да присматривайся»

 

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза».

 

30

42

Русские потешки

 Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Горелки», «Золотые ворота».

30

43

«Дымковская сказочная

страна»

 

Рассказ о народном промысле: дымковской игрушке. Знакомство с орнаментами дымковской росписи.

 

30

44

Снегурочка –

внучка Деда

Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка».  Просмотр мультфильма или прослушивание

фрагментов оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

30

45

«Русская балалайка»

 

Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой. Приобщать к истокам русской народной культуры.

 

30

46

В гостях у Марьюшки и Иванушки.

 

Познакомить детей с украшением русского народного костюма. Учить выполнять орнамент в виде аппликации

 

30

47

«Ай, туки, туки, туки, застучали молотки…».

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: молотком, пилой, клещами, ножницами. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

30

48

«Русская баня»

Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. Обогащать словарь детей. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа.   Презентация «Русская баня»

30

49

«Весна, весна, поди сюда!»

 

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение

закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хороводов, игр. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

 

30

50

« Нет милее дружка, чем

родимая матушка!»

 

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок для мамы.

 

30

51

«Мудреному и счастье к лицу»

 

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной «Было у

матушки 12 дочерей». Разучивание орнаментального хоровода «Ой, вы, ветры».

 

30

52

«Ой ты, Масленица!»

 

Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. Рассказ о Масленице. Слушание песен: «И к нам весна пришла», Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрового хоровода «У нас по кругу». (По возможности провести занятие на свежем воздухе, использую народные игры.)

 

30

53

«Шутку шутить— людей

насмешить»

 

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

 

30

54

«Глиняное чудо»

(русская свистулька)

Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Воспитывать интерес к русской глиняной игрушке.

30

55

«Золотое веретено»

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с предметами быта: прялкой и веретеном. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

30

56

Вечера долгие руки умелые. Рукодельницы

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие.

30

57

«Волшебные спицы».

Познакомить детей с предметами обихода – со спицами и вязанием на них. Рассмотреть шерстяные изделия, рассказать о том, откуда берется шерсть (козья, овечья). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре.

30

58

«Небылица в лицах, небывальщина»

 

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. Самые известные тексты небылиц для дошкольников.

 

30

59

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит.»

 

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

 

30

60

«Весна красна цветами»

 

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально – фольклорная игра «Золотые ворота». Сказка Н. Павловой «Под кустом».

30

61

«Подарки белоствольной

красавицы»

 

Художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла».

 

30

62

"Пасхальные встречи"

Познакомить детей с праздником Светлой пасхи, её обычаями, значением

30

63

Красная горка 

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Обрядовый праздник «Сороки». Раскрашивание пасхальных яиц – поделок.

 

30

64

Народная посуда

Знакомить детей с разнообразием русской народной посуды праздничной и бытовой.

30

65

« А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»

 

Знакомство с различными способами глажения белья, и с предметами домашнего обихода. Загадывание загадок о домашней утвари.

 

30

66

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

 

О русских богатырях былины. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате»

 

30

67

"Гирлянда дружбы"

Познакомить детей с тряпичными куклами, их историей происхождения. Выполнить из лоскутков материи кукол "Кувадок". объединить их в гирлянду дружбы

30

68

«Здравствуй, солнышко –

колоколнышко».

Познакомить детей с малыми фольклорными формами: жанром потешки, значением и содержанием потешки – заклички, поговорками. Учить детей отгадывать описательные загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

30

69

«Я кувшинчик уронила и о пол его разбила».

Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: глиняным горшком, кувшинчиком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.

30

70

Добрые дела.

Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32, пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей.

30

71

Мудрые люди

Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам.

30

72

Прощание с «избой»

 

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. Чаепитие с русским самоваром.

 

30

 

 

4. Перечень литературных источников

 

 

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.
  2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой,
  3. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая,
  4. ТОИПКРО «Возрождение русских национальных традиций» Тамбов, 2001г.
  5. ТОИПКРО «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Тамбов, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Рабочая программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Родничок"

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края является одной из важных в современном обществе проблемой.Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать ...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»...

ПРОГРАММА по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с традициями крестьянского быта и труда»

Распространение передового педагогического опыта в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста в практику работ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло...