ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Горница» по приобщению детей к истокам русской народной культуры
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Северяночка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДOУ ДС №56 «Северяночка»
_______________________ Л.В.Пономарева
Приказ №____ от «____» __________2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по познавательному развитию детей дошкольного возраста с 6 до 8лет
по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
на 2021 – 2022 учебный год
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___» ____ 2021 г.
Воспитатель
Смишко ОВ.
г. Нижневартовск, 2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
| |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи Программы | 4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.2 | Планируемые результаты | 5 |
1.3 | Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы | 5 |
|
|
|
1.4 | Характеристики особенностей развития детей | 7 |
|
| |
2.1 | Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей | 8 |
2.2 | Содержание деятельности и формы работы | 9 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 9 |
|
| |
3.1 | Организация развивающей предметно-развивающей среды | 10 |
3.2 | Кадровые условия реализации Программы | 10 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение Программы | 10 |
3.4 | Планирование образовательной деятельности | 11 |
3.4.1 | Учебный план | 11 |
3.4.2 | Расписание непосредственно образовательной деятельности | 11 |
3.4.3 | Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей | 12 |
4. | Перечень литературных источников | 17 |
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.
Последовательное приобщение обучающихся к традиционной народной культуре не только через образовательные, но и через парциальные программы позволяет детям усвоить традиционные ценности и нормы, содействует развитию умения приобщать к ценностям народной культуры своих сверстников, оказывать влияние на окружающих, воплощая привлекательную модель поведения, отражающую национальные традиции и обычаи.
Понятно, что человек третьего тысячелетия не сможет и не должен вернуть себе фольклорное мышление прошлых веков, даже на короткое время полностью уподобиться своим далеким предкам. Но он может и должен знать свою историю и культуру, бережно относиться к традициям и обычаям, разумно пользоваться всем, что накоплено и сохранено веками.
В настоящее время не существует единой общегосударственной программы по формированию у детей нравственно-патриотического воспитания, нет разработанных диагностических инструментариев. Знания детям даются с использованием различных методик и рекомендаций. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий.
Программа «Радуга» (Т.Н. Дороновой), ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. Формирование бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре - основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, заложенные в программе «Радуга». Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов: реализация поставленных в программе общих задач психического развития; реализация регионального компонента воспитания и образования; цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей. Программа «Радуга» - первая программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предложила использовать новые принципы. Авторы программы «Радуга» рассматривают союз педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.
Изучив социально-образовательный заказ государства в области образования и осознав проблемы периода становления личности ребенка в области нравственно-патриотического воспитания, а та же опираясь в своей работе на следующие программы «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста» Коломийченко Л. В., Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой, «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая, была разработана программа «Горница».
Программа «Горница» рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет):
Настоящая программа дополняет содержание образовательной области «Познание» программы «Радуга». Целью образовательной области является: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы «Горница» осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной деятельности детей.
Программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
разработана на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Программы развития МБДОУ на 2021-2025годы и на период до 2030 года
Срок реализации Программы – 1 год.
Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ
- Цель и задачи Программы
Цель:
Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре
Задачи программы:
Воспитательные:
- формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;
- развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
- воспитание коллективизма;
- воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
Развивающие:
- расширение кругозора дошкольников;
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
Обучающие:
- ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
- ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
- создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
- ознакомление с предметным миром русского крестьянства;
- овладение подвижными играми с правилами (народными, хороводными, малоподвижными);
- обучение народным играм, праздничным обрядам
- Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
1)Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы
2)Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса
3)Интеграция детских деятельностей
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
Основные принципы построения программы:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
- Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
- Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
- Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.
- Планируемые результаты
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины,
- Формирование чувств национального достоинства.
- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Программа способствует:
- Повышению интереса к изучению русской народной культуры.
- Формированию необходимого минимума исторических знаний.
- Формированию чувства национального достоинства.
- Пополнению знания воспитанников о декоративно – прикладном искусстве Руси.
- Расширению знаний о традициях русского народа.
- Возникновению интереса и желания изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
- Характеристика особенностей развития детей
В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации.
Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В 6—7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах), причём детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.
В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания).
В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек — это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова экономный и отрицательную слова жадный.
Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится, как можно больше, узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.
- Содержательный раздел
Система педагогического взаимодействия
- Организованное обучение
- Совместная деятельность взрослого с ребенком
- Самостоятельная деятельность детей.
Программа рассчитана на 1 годичный срок обучения.
Учебная программа «Горница» разработана на основе методических рекомендаций Т.В.Дороновой, Е.В.Соловьевой, С.Г.Якобсон, С.В.Соколовой, О.М.Жихаревой.
ТОИПКРО «Возрождение русских национальных традиций». Тамбов, 2001г.
ТОИПКРО «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре». М, 2003г.
Программа предусматривает проведение различных видов занятий - игровых занятий, занятий по памяти, занятий по развитию речи, изобразительной деятельности.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Совместная деятельность воспитателя и детей – процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.
- заучивание стихов и загадок о природе, явлениях природы;
- посещение цирковых представлений и т.д.;
- работа со схемами;
- создание поделок и рисунков;
- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- создание книг – самоделок;
- подвижные и хороводные игры;
- разучивание диалогов по рекомендации педагога и разыгрывание их;
- пополнение Горницы предметами русского быта.
Совместная деятельность детей и родителей:
Совместная деятельность детей и родителей - процесс взаимообучения, взаимопомощи, уважения.
- Просмотр передач о культуре русского быта
- Беседы о горнице, костюмах, быте и занятиях крестьян
- Придумывание характерного образа, костюма.
- Нахождение дополнительной информации о культуре русского быта
- Создание альбома о культуре русского быта
- Отгадывание загадок
III. Организационный раздел
3.1. Планирование образовательной деятельности
3.1.1 Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Форма проведения | Кол-во детей | длительность занятия (минуты) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Количество занятий в год |
Проведение занятий по развитию по приобщению к истокам русской народной культуре | групповая | 20 | 30 | 2 | 8 | 72 |
3.1.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности
№ | Наименование занятий | День недели | Время и место проведения | Исполнитель |
Проведение занятий по приобщению к истокам русской народной культуре
| Вторник Четверг
Понедельник Пятница | 1,3 неделя 17.00-17.30 17.00-17.30 2,4 неделя 17.00-17.30 17.00-17.30 | Воспитатель первой квалификационной категории |
- Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию по приобщению к истокам русской народной культуре
№ занятия/неделя | Тематика | Цель | Время проведения |
1 | Открытие кружка «Горница» | Напомнить детям об особенностях работы кружка и о технике безопасности в кабинете-музее. Поиграть в русские народные словесные игры и закрепить старинные название о предметах быта. Вспомнить попевку «Гости». | 30 |
2 | Что летом родится, - зимой пригодится»
| Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна. | 30 |
3 | «Восенушка- осень – сноп последний косим». | Беседа о первом осеннем месяце ,его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка- Осень». Разучивание песни «Осень, осень в гости просим…» Знакомство с игрой: «Боронила борона…» | 30 |
4 | «Хлеб - всему голова»
| Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда -цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди ,Яша». Пение жнивной песни «Уйди туча грозовая»
| 30 |
5 | "История гжельского промысла" | Познакомить детей с народным промыслом гжели. Приобщать детей к истокам народной культуры. | 30 |
6 | «Вершки да корешки»
| Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание загадок об овощах.
| 30 |
7 | "История росписи "Хохлома" | Рассматривание выставки изделий "Хохлома" Беседа об особенностях хохломской росписи (фон, цветовая гамма,элементы узора) Чтение стихотворения "Роспись" хохлома" Роспись балалаек по образцу педагога Рассматривание работ
| 30 |
8 | 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. | Знакомство детей со значением праздника. Просмотр мультфильма. | 30 |
9 | «Жили – были дед и баба». | Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре. | 30 |
10 | Филимоновские свистульки | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. | 30 |
11 | «Теремок». | Познакомить детей с традициями строительства избы (художественная и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России | 30 |
12 | Гончарные мастеровые
| Знакомство детей с гончарным ремеслом. Чтение сказки « Лиса и кувшин». Игры на развитие внимания и памяти.
| 30 |
13 | « Ой, вы, гости – господа». | Познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой: домашней утварью. Воспитывать любовь к русской народной культуре. | 30 |
14 | «Чудесный сундучок». | Проверить, как дети различают и называют овощи. Учить различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи, наиболее распространенные в нашей местности: огурец, перец, помидор, репа, баклажан, свекла, капуста, морковь. Учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, интерес и уважение к сельскохозяйственному труду. | 30 |
15 | Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха) | Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки. Развивать разговорную речь. Обогащать словарь детей фольклором. | 30 |
16 | «Свой дом краше всего» | Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. | 30 |
17 | 14 ноября - Кузьминки
| Рассказ о празднике Кузьма и Демьян. Пение частушек, разыгрывание русских народных потешек
| 30 |
18 | Из истории костюма - обувь (Обувь: лапти, валенки) | Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки. Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 30 |
19 | Хозяйкины помощницы | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | 30 |
10 | «Народные промыслы» | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток. | 30 |
21 | Народная игрушка – кукла - самоделка | Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки; их ролью в жизни наших предков. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян. | 30 |
22 | «Волшебная дудочка» | Познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками. Учить различать звучание этих музыкальных инструментов. Воспитывать у детей интерес к народной мелодии. | 30 |
23 | Воспитание мальчиков и девочек в семье | Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 30 |
24 | «Матушка в доме – в доме тепло» | Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы. | 30 |
25 | «Зима - не лето, - в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Дидактические игры по обучению грамоте. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок» Повторение заклички «Ты, мороз, мороз» | 30 |
26 | «Проказы старухи зимы»
| Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказ- кой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
| 30 |
27 | «Баю – баю – баю – баю – бай, поскорее засыпай». | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, к устному народному творчеству. | 30 |
28 | «Николины посиделки»
| Познакомить детей со значением праздника, с образом Святителя Николая Чудотворца. Русская народная игра: «Гори, гори ясно», спектакль в рамках занятия.
| 30 |
29 | «Хороший город Городец»
| Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек, разучивание пословиц и поговорок о мастерстве. Знакомство с орнаментами городецкой росписи.
| 30 |
30 | «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода «Выйду ль я на реченьку» рус. нар. песня в обр. В.Иванникова. | 30 |
31 | «Мой род – моя крепость» | Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи. | 30 |
32 | Хороводные игры | Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. | 30 |
33 | "Рождественские посиделки" | Познакомить детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями. | 30 |
34 | «С Новым годом, со всем родом!»
| Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение новогодних песенок.
| 30 |
35 | «Пришла коляда — отворяй ворота»
| Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание песенок закличек. Пение колядок. Просмотр мультфильмов о Рождестве. Прослушивание детских колядок в записи.
| 30 |
36 | «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | 30 |
37 | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Сравнение металлической и деревянной ложек.
| 30 |
38 | «Деревянная забава». | Познакомить детей с богородскими игрушками. Обратить внимание на их внешний вид, материал, из которого они сделаны. Обучить правилам игры с богородскими игрушками. Вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними. | 30 |
39 | Игрушки-самоделки | Учить детей делать игрушку из природного материала ( шишки, мох, солома ит.д.) Вызвать интерес к изготовлению крестьянских кукол из тряпочек с наполнением из природного материала.
| 30 |
40 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. | 30 |
41 | «Гуляй, да присматривайся»
| Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза».
| 30 |
42 | Русские потешки | Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Горелки», «Золотые ворота». | 30 |
43 | «Дымковская сказочная страна»
| Рассказ о народном промысле: дымковской игрушке. Знакомство с орнаментами дымковской росписи.
| 30 |
44 | Снегурочка – внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Просмотр мультфильма или прослушивание фрагментов оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. | 30 |
45 | «Русская балалайка»
| Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой. Приобщать к истокам русской народной культуры.
| 30 |
46 | В гостях у Марьюшки и Иванушки.
| Познакомить детей с украшением русского народного костюма. Учить выполнять орнамент в виде аппликации
| 30 |
47 | «Ай, туки, туки, туки, застучали молотки…». | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: молотком, пилой, клещами, ножницами. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. | 30 |
48 | «Русская баня» | Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. Обогащать словарь детей. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Презентация «Русская баня» | 30 |
49 | «Весна, весна, поди сюда!»
| Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хороводов, игр. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»
| 30 |
50 | « Нет милее дружка, чем родимая матушка!»
| Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок для мамы.
| 30 |
51 | «Мудреному и счастье к лицу»
| Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной «Было у матушки 12 дочерей». Разучивание орнаментального хоровода «Ой, вы, ветры».
| 30 |
52 | «Ой ты, Масленица!»
| Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. Рассказ о Масленице. Слушание песен: «И к нам весна пришла», Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрового хоровода «У нас по кругу». (По возможности провести занятие на свежем воздухе, использую народные игры.)
| 30 |
53 | «Шутку шутить— людей насмешить»
| Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях
| 30 |
54 | «Глиняное чудо» (русская свистулька) | Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Воспитывать интерес к русской глиняной игрушке. | 30 |
55 | «Золотое веретено» | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с предметами быта: прялкой и веретеном. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. | 30 |
56 | Вечера долгие руки умелые. Рукодельницы | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. | 30 |
57 | «Волшебные спицы». | Познакомить детей с предметами обихода – со спицами и вязанием на них. Рассмотреть шерстяные изделия, рассказать о том, откуда берется шерсть (козья, овечья). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре. | 30 |
58 | «Небылица в лицах, небывальщина»
| Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. Самые известные тексты небылиц для дошкольников.
| 30 |
59 | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит.»
| Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.
| 30 |
60 | «Весна красна цветами»
| Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально – фольклорная игра «Золотые ворота». Сказка Н. Павловой «Под кустом». | 30 |
61 | «Подарки белоствольной красавицы»
| Художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла».
| 30 |
62 | "Пасхальные встречи" | Познакомить детей с праздником Светлой пасхи, её обычаями, значением | 30 |
63 | Красная горка | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Обрядовый праздник «Сороки». Раскрашивание пасхальных яиц – поделок.
| 30 |
64 | Народная посуда | Знакомить детей с разнообразием русской народной посуды праздничной и бытовой. | 30 |
65 | « А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»
| Знакомство с различными способами глажения белья, и с предметами домашнего обихода. Загадывание загадок о домашней утвари.
| 30 |
66 | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»
| О русских богатырях былины. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате»
| 30 |
67 | "Гирлянда дружбы" | Познакомить детей с тряпичными куклами, их историей происхождения. Выполнить из лоскутков материи кукол "Кувадок". объединить их в гирлянду дружбы | 30 |
68 | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко». | Познакомить детей с малыми фольклорными формами: жанром потешки, значением и содержанием потешки – заклички, поговорками. Учить детей отгадывать описательные загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | 30 |
69 | «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила». | Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: глиняным горшком, кувшинчиком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. | 30 |
70 | Добрые дела. | Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32, пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей. | 30 |
71 | Мудрые люди | Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам. | 30 |
72 | Прощание с «избой»
| Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. Чаепитие с русским самоваром.
| 30 |
4. Перечень литературных источников
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой,
- «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая,
- ТОИПКРО «Возрождение русских национальных традиций» Тамбов, 2001г.
- ТОИПКРО «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Тамбов, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы дополнительного образования Горница по приобщению детей к истоками русской народной культуры
Программа Горница...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Рабочая программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Родничок"
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края является одной из важных в современном обществе проблемой.Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать ...
ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»
Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»...
ПРОГРАММА по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с традициями крестьянского быта и труда»
Распространение передового педагогического опыта в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста в практику работ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».
Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло...