занятие по шахматам
план-конспект занятия (старшая группа)
итоговое занятие по шахматам, где дети за правильные ответы получают монеты, чтобы попасть в шахматный театр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
итоговое занятие по шахматам | 545.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №42»
Итоговое занятие по кружку «Шахматы»
за 2021-22уч.г.
«Шахматный театр»
Подготовила и провела
Лещук А.Г.
Саранск
2022
Итоговое занятие по кружку «Шахматы» за 2021-22 уч.г.
Шахматный театр.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
Обучающая: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.
Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.
Развивающая: Продолжать развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей. Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.
Воспитательная: Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах, навыки работы в коллективе; повышать шахматную культуру.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы. Дать понятие о накоплении денежных средств.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу, умение перевоплощаться для театральной деятельности.
ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепление знания букв, их написания, умения читать слова.
ОО «Физическое развитие»: Формирование навыков игры в шахматы. Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности, гимнастика для глаз.
Словарная работа:
Активизация слов: шахматный театр, ферзь, слон, ладья, пешка, король, конь, патроны, штыки.
Предварительная работа:
ОО «Познавательное развитие»: изучение фигур, проведение занятий, турниров, беседы с детьми.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: разгадывание загадок, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови фигуру», «Расставь
правильно», «Исправь ошибки», «Белые и черные поля», «Собери картинку», «Какая фигура лишняя».
ОО «Речевое развитие»: разгадывание загадок, обучение шахматной грамоте.
ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр, эстафет.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: подготовка масок, рисование шахматных фигур.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Настенная шахматная доска с комплектом шахматных фигур. Карточки с загадками. Кубики 8x8 с изображением черных и белых шахматных фигур для игры «Назови фигуру». Игра «Чьи следы?». Шкатулка с заданиями.
Раздаточный: разрезные картинки с изображением шахмат для игры «Собери картинку», маски с изображением шахматных фигур.
Оборудование: Музыкальный центр, телевизор.
Используемая форма организации деятельности детей: фронтальная.
Методические приёмы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.
Наглядный: задания, шахматные доски.
Практический: драматизация сказки «Репка», ответы на вопросы, выполнение заданий.
Мотив детской деятельности: зарабатывание денег на театр.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Снятие психологического напряжения (психологическая игра «Тот, кто»)
Педагог: Добрый день, ребята. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте немного поиграем.
Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.
Тот, кто любит кошек, скажет мяу.
Тот, кто ждет на новый год подарков от деда мороза, пусть заглянет под свой стул.
Тот, кто любит лето, пусть 3 раза попрыгает на ногах.
Тот, кто любит молочные ломтик и киндер сюрприз похлопает в ладоши.
Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».
Педагог: Молодцы! Ребята, вы любите играть? (ответы детей) Назовите свои любимые игры. (Ответы детей) Внимательно послушайте стихотворение – загадку, и скажите, о какой игре идет речь?
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки. (ответы детей)
Педагог: Верно, ребята!
- Основная часть.
Педагог: Сегодня я предлагаю вам пойти в театр и стать артистами шахматного театра. Но для того, чтобы попасть в театр надо купить билеты, а денег у нас нет, я предлагаю заработать их выполняя задания. Согласны. (ответы детей)
Первое задание – загадки. Дети отгадывают загадки, отгадки демонстрируются на слайдах
- Загадки о шахматных фигурах:
Шагаем лишь вперед, а не наоборот.
По чину нам положен один короткий шаг.
Зато назад не может нас передвинуть враг. (пешка)
Стою на краю. Путь откроют - я пойду. Только прямо хожу, как зовут, не скажу. (ладья)
Не живет в зверинце, не берет гостинца. По косой он ходит, хоботом не водит. (слон)
Прыгнет он - подковы звяк.
Необычен каждый шаг,
Буква Г и так и сяк. (конь)
На шахматной доске - сильнейший он.
«Плывет», ну, как ладья, и «топает», как слон. (ферзь)
Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра. (король)
Педагог: Молодцы ребята! Все загадки разгадали и смогли заработать на билеты, но этого мало. Предлагаю следующую игру
2.Игра «Назови фигуру» (рис).
Дети кидают кубик друг другу и называют шахматные фигуры.
Педагог: Какие вы молодцы. Куда идем дальше? Следующее задание называется «Вопросы из шахматной шкатулки». (Воспитатель достает вопросы из шкатулки)
3.Беседа на тему «Знатоки шахматной игры»
- Какого цвета фигуры в шахматной игре? (Белые и черные).
- Каких фигур больше – белых или черных? (Одинаково).
- Какую фигуру нельзя убрать с доски? (Короля).
- Какая фигура ходит буквой Г? (Конь).
- Какая фигура самая маленькая по размеру? (Пешка).
- Сколько игроков могут играть на одной шахматной доске? (Два).
- Кто ходит на одну клетку прямо? (пешка)
- Какая шахматная фигура ходит только по диагонали? (слон)
- Сколько всего в шахматах слонов? (4)
- Сколько всего в шахматах коней? (4)
- Сколько на шахматной доске ферзей? (2)
- Сколько всего в шахматах королей? (2)
- Самая сильная фигура в шахматах? (ферзь)
- Без какой фигуры нельзя начать шахматную игру? (короля)
Педагог: Вы справились с этим заданием и еще смогли заработать на билеты.
Предлагаю задание посложнее. Нужно собрать картинку и назвать фигуру.
4.Игра «Собери картинку» (рис). (За столами)
Педагог: Молодцы! А теперь немного отдохнем, чтобы набраться сил для трудного задания. Давайте встанем и превратимся в пешек.
Физкультминутка
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
И на стулья сесть спешим.
Педагог: Следующее задание называется «Чьи следы?»
5.Игра «Чьи следы?»
(на слайдах появляются «следы» разных шахматных фигур. Дети должны определить, что это за фигура и рассказать о ней все, что знают.)
Педагог: Молодцы, все следы угадали и еще заработали денег.
Давайте еще поиграем. Посмотрите, ребята, на столы. Что вы видите? (шахматные доски и фигуры в произвольном положении). Давайте поиграем в игру «Чья пара быстрее соберет фигуры в правильном порядке?».
6.Д/и «Кто быстрее? (Дети делятся на пары, проходят за столы). Но прежде, чем вы начнете разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Шахматные бой»
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по коленям)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на коленях)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по коленям
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони на коленях)
Им начинать этот сказочный бой.
(дети расставляют фигуры)
Педагог: Хорошо мы поработали и заработали денежки, теперь сможем купить билеты и попасть на представление в шахматном театре. (воспитатель берет деньги, но вместо билетов приносит маски). Ребята нам предлагают стать артистами и сыграть сказку «Репка». Ребята, а вы помните сказку «Репка»? (Дети вспоминают сюжет сказки, героев. Одевают маски.)
Педагог: В некотором шахматном царстве, в некотором шахматном государстве жил был Король. Однажды Король посадил на своем поле репку. Много ли, мало ли времени прошло, но репка выросла большая, пребольшая. Король обошел репку и призадумался…
Король: Да, репка моя выросла такая огромная, что прокормит всю мою армию!
Пробовал тянуть, да не потянул и позвал своего главного помощника на помощь.
Король: Главный мой помощник – Ферзь, иди сюда на подмогу!
Ферзь прибежал и стали тянуть репку: Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ферзь стал звать на подмогу Слона.
Ферзь: Сильный, могучий наш Слон, иди к нам на подмогу, сила твоя нужна!
Слон прибежал и стали тянуть репку: Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Слон стал звать на подмогу Коня.
Слон: Храбрый, отважный наш Конь, спеши к нам на помощь!
Конь прискакал и стали тянуть репку: Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Конь стал звать на помощь Ладью.
Конь: Верный, стойкий, наш Ладья, ждем тебя на подмогу!
Ладья подоспел и стали тянуть репку: Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули да не вытянули. Ладья стал звать на помощь Пешку.
Ладья: Смелая наша Пешка, беги к нам на помощь!
Прибежала Пешка и стали тянуть репку: Пешка за Ладью, Ладья за Коня, Конь за Слона, Слон за Ферзя, Ферзь за Короля, Король за репку. Тянули-потянули и вытянули!
Педагог: Вот и сказке конец, а кто видел и слушал – Молодец!
3.Заключительная часть.
Педагог: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, сыграли сказку «Шахматная репка» и заработали деньги.
Что нового вы узнали сегодня? Что было интересным для вас? Какие шахматные фигуры запомнили? Вы бы хотели научиться играть в шахматы? Почему? Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность.
4.Рефлексия.
Педагог: Теперь надо отправляться в детский сад. Закрываем глаза
Гимнастика для глаз.
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
5.Дальнейшая разработка темы.
Педагог: Вот мы и в группе, а сейчас давайте нарисуем шахматные фигуры, а вечером дома вы расскажите родителям, в какое путешествие сегодня отправлялись, и покажите свои рисунки.
6.Литература.
- Балашова Е. Ю. Герои сказки играют в шахматы или шахматы для самых маленьких / Е. Ю. Балашова. – М.: Издательство, 2012. – 104 с.
- Бардвик Т. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2013. – 192 с.
- Гришин В. Малыши играют в шахматы / В. Гришин.- М.: Просвещение, 1991.- 158 с.
- Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес / Н. И. Журавлев.- М.: Из – во «Русский шахматный дом», 2010. - 128 с.
- Петрушина Н..М. Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких/ Н.М. Петрушина. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г. – 304 с.
- Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет /И. Г. Сухин – М.: Новая школа, 1994.- 198 с.
- «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
МАДОУ «Детский сад №42»
Самоанализ итогового занятия
по кружку «Шахматы»
Образовательная область
«Познавательное развитие».
Тема: «Шахматный театр»
Подготовила:
Лещук А.Г.
воспитатель высшей категории
Саранск
2022
Самоанализ итогового занятия
педагога дополнительного образования
кружка «Шахматы» Лещук А.Г.
Общие сведения:
В учебной группе 13 детей: из них 9 мальчиков, 4 девочки.
Возраст обучающихся 5-6 лет.
Год обучения – первый.
На занятии присутствовало 8 детей из 13.
Тема занятия: «Шахматный театр»
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи:
Обучающая: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.
Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.
Развивающая: Продолжать развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей. Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.
Воспитательная: Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах, навыки работы в коллективе; повышать шахматную культуру.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы. Дать понятие о накоплении денежных средств.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу, умение перевоплощаться для театральной деятельности.
ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепление знания букв, их написания, умения читать слова.
ОО «Физическое развитие»: Формирование навыков игры в шахматы. Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности, гимнастика для глаз.
Содержание учебного занятия соответствует содержанию его цели.
Структура учебного занятия:
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели занятия. (2 мин.)
Основная часть. (20 мин)
Заключительная часть. Рефлексия. (3 мин.).
Этапы учебного занятия: каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
Занятие отвечает принципам культуросообразности, индивидуально-личностного подхода;
- обучающиеся чувствуют себя хозяевами занятия, его соавторами и проявляют следующие субъективные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умения делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, проявляют уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласие;
- общая атмосфера и образовательная среда занятия способствовали саморазвитию, самовыражению и самоопределению обучающихся в ходе мыслительной деятельности, чувств и личностного опыта, стимулировали личные смыслы обучения.
Тип учебного занятия: самостоятельное и групповое применение знаний о шахматной игре на практике, в играх.
На первом этапе дети были включены в работе с помощью мотивации (заработать деньги, чтобы купить билеты в театр)
Далее дети с удовольствием зарабатывали деньги, играя в различные игры: «Загадки о шахматных фигурах», «Назови фигуру», «Вопросы из шахматной шкатулки», «Собери картинку», «Чьи следы?», «Чья пара быстрее соберет фигуры в правильном порядке?». В конце сами разыграли сказку «Шахматная репка».
На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако дети работали в своём темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по шахматам "Как ладья похудела"
Цель занятия: Рассказать о рокировке.Зачем она нужна. Как делается рокировка. Развивать данным материалом творческое, логическое мышление, память , внимание....
Занятие по шахматам . Конспект
Разработка занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы....
Разработка занятия по шахматам ( 2 конспект)
Конспект занятия по обучению детей игры в шахматы старшего дошкольного возраста. 2 занятие...
Конспект открытого занятия по шахматам.
Конспект открытого занятия «Поможем шахматному королевству».Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи: Развивать память, внимание, логическое мышлен...
План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"
План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"...
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»
План-конспект занятия по шахматам «Сравнительная сила фигур»...
Конспект занятия по шахматам На тему: «Шахматы – пробный камень ума» для старшей группы
Цель: популяризация и развитие интереса к шахматам у детей дошкольного возраста, привлечения дошкольников к систематическим занятиям шахматами.Задачи: 1. Сформировать первоначальные представления и за...