Условия для развития предметно – игровой деятельности в группах раннего возраста
статья (младшая группа)

Москвина Надежда Васильевна

 Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности: создание предметно-игровой среды, педагогическое руководство предметной деятельностью, формирование интереса к предметно-игровой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_predm.deyat-t.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Условия для развития предметно – игровой деятельности в группах  раннего возраста (1,5-3 года)

Актуальность

ФГОС ДО  особое внимание уделяет работе с детьми раннего возраста, созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Один из основных принципов дошкольного образования-сохранение уникальности и самоценности детства, полноценное проживание ребенком всех этапов детства. В раннем возрасте, как известно, ведущим видом деятельности выступает предметная деятельность.

Многочисленные исследования показали, что при обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость и другие.

Однако в современной практике воспитания детей огромные резервы раннего возраста часто не реализуются. До сих пор многие родители и педагоги рассматривают ранние этапы жизни ребенка как период преимущественно физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (правильным питанием, гигиеническими процедурами, приучением к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша. С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение приобретает мода на «раннее развитие» ребенка. Большинство игр и занятий, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. При таком подходе развитие ребёнка понимается исключительно как усвоение информации и овладение навыками. Эмоциональная и социальная сфера   ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением.  

 Актуальность данной проблемы и выявленные противоречия определили тему нашей работы: «Условия для развития предметно-игровой деятельности в раннем возрасте».

Теоретическое обоснование

Развитие предметной деятельности детально разработал и изучил           Д.Б. Эльконин. Согласно его исследованиям, основные постулаты процесса развития предметной деятельности:

-Ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов.

-На вещи не написано, для чего она служит. Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.

Задачи работы:

  Основные задачи, стоящие перед педагогом в области  развития предметной деятельности и познавательной активности  -это:

-Создавать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями;

-Стимулировать познавательную активность детей

-Организовывать игры и занятия, направленные на развитие у детей познавательных процессов

-Создавать условия для развития самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности

Чтобы предметная деятельность эффективно способствовала развитию детей, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Создание предметно-игровой среды

2. Педагогическое руководство предметной деятельностью

3. Формирование интереса к предметно-игровой деятельности

В группах для детей раннего возраста необходимо организовывать развивающую предметно-пространственную  среду,  создавать условия для   разнообразных игр и занятий , направленных на развитие предметной деятельности, а именно:

- становление орудийных действий;

- развитие наглядно-действенного мышления;

- развитие познавательной активности;

- формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия.

Для овладения орудийными действиями нужны самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это уменьшенные аналоги реальных объектов:

- совочки, лопаточки;

- метелочки, грабельки;

- сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;

- удочки с магнитом для "ловли рыбок";

- игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;

- кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Наглядно-действенное мышление.

 Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

-  пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;

- вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

- матрёшки;

- "коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;

- столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

-  крупные пазлы и мозаики;

-  кубики крупные пластмассовые и деревянные;

-  шнурок и бусины для нанизывания;

- народные игрушки с подвижными частями;

- желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

По мере взросления ребёнка количество и сложность игрушек возрастает.

Познавательная активность.

Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.

- коробочки с секретом;

- механические игрушки;

- клавишные игрушки;

- материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

В нас в группе оборудован специальный «уголок» для детского экспериментирования: для игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами

Целеустремлённость и настойчивость.

Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка раннего возраста осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

- фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;

- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);

- составные игрушки - машинки, домики и пр.;

- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

- шнуровки и застёжки.

Сама по себе предметная среда не в полной мере будет развивать ребенка. Взрослый делает эту среду доступной и понятной ребенку.

С маленькими детьми нельзя проводить фронтальные занятия, наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности является организация совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. При этом совместная предметная деятельность не должна навязываться ребенку. В данном возрасте актуален прием наглядно-действенного показа. Например, я ставлю перед ребенком пирамидку, показываю, как надо снимать колечки со стержня, приговаривая: «Снимем колечко, еще снимем»…и т.д.. После показа  каждый ребенок получает пирамидку и самостоятельно снимает и надевает кольца. Если я замечаю, что кто-то не справляется с заданием, я своей рукой направляю движения руки ребенка. В данном случае кроме наглядного,  действенный показ. Затем характер деятельности с предметами усложняется.  Я предлагаю малышу новые интересные занятия, подключаюсь к его игре, помогаю преодолеть затруднения. При этом не следует выполнять действия за малыша. Могу и подсказать, но нельзя сказать прямо: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Следует проблематизировать ребенка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По- моему, оно слишком большое». Нужно поощрять действия ребенка, хвалить его.

 Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол.

Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. Организуя совместную деятельность, прежде всего, необходимо заинтересовать малыша, поддерживать его желание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизведению образца действий.

Формирование интереса происходит последовательно

Маленькие дети ещѐ не умеют действовать с предметами совместно со сверстниками. Предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнѐра, согласовывать их с собственными действиями, учитывать чужие желания. Поэтому не нужно принуждать детей к совместной деятельности с предметами раньше времени – это может только вызвать ненужные конфликты с ровесниками.

Сначала ребенок должен сам обследовать заинтересовавший его предмет, поиграть с ним так, как он считает нужным. Нельзя прерывать индивидуальную игру ребѐнка с предметами; напротив, нужно всячески поддерживать еѐ и создавать для неѐ условия. Организуя подгрупповые занятия, важно помнить, что у каждого малыша должна быть в руках своя игрушка.

 Вовлекать малышей в совместную предметную деятельность следует постепенно, побуждая их наблюдать за действиями друг друга, присоединяться к ним.

Вывод:

 Таким образом, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности: создание предметно-игровой среды, педагогическое руководство предметной деятельностью, формирование интереса к предметно-игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...

Рабочая программа “Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста

ldquo;Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста&rdquo...

Консультация для воспитателей "Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей "составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста"...

Условия для развития предметно - игровой деятельности в группе раннего возраста

Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий э...

Условия для развития предметно-игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5-2 года)

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями...

Консультация "Значение предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста"

Предметно-игровая деятельность детей раннего возраста рассматривается как подготовительная ступень развития сюжетно-ролевой игры; имеет самоценный характер, представляя собой уникальный способ освоени...

Использование составных и динамических игрушек, как средство развития предметно- игровой деятельности детей раннего возраста

Огромную роль в развитии ребёнка раннего возраста занимают составные и динамические  игрушки....