Условия для развития предметно – игровой деятельности в группах раннего возраста
статья (младшая группа)
Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности: создание предметно-игровой среды, педагогическое руководство предметной деятельностью, формирование интереса к предметно-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_predm.deyat-t.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия для развития предметно – игровой деятельности в группах раннего возраста (1,5-3 года)
Актуальность
ФГОС ДО особое внимание уделяет работе с детьми раннего возраста, созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Один из основных принципов дошкольного образования-сохранение уникальности и самоценности детства, полноценное проживание ребенком всех этапов детства. В раннем возрасте, как известно, ведущим видом деятельности выступает предметная деятельность.
Многочисленные исследования показали, что при обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость и другие.
Однако в современной практике воспитания детей огромные резервы раннего возраста часто не реализуются. До сих пор многие родители и педагоги рассматривают ранние этапы жизни ребенка как период преимущественно физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (правильным питанием, гигиеническими процедурами, приучением к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша. С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение приобретает мода на «раннее развитие» ребенка. Большинство игр и занятий, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. При таком подходе развитие ребёнка понимается исключительно как усвоение информации и овладение навыками. Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением.
Актуальность данной проблемы и выявленные противоречия определили тему нашей работы: «Условия для развития предметно-игровой деятельности в раннем возрасте».
Теоретическое обоснование
Развитие предметной деятельности детально разработал и изучил Д.Б. Эльконин. Согласно его исследованиям, основные постулаты процесса развития предметной деятельности:
-Ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов.
-На вещи не написано, для чего она служит. Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.
Задачи работы:
Основные задачи, стоящие перед педагогом в области развития предметной деятельности и познавательной активности -это:
-Создавать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями;
-Стимулировать познавательную активность детей
-Организовывать игры и занятия, направленные на развитие у детей познавательных процессов
-Создавать условия для развития самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности
Чтобы предметная деятельность эффективно способствовала развитию детей, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Создание предметно-игровой среды
2. Педагогическое руководство предметной деятельностью
3. Формирование интереса к предметно-игровой деятельности
В группах для детей раннего возраста необходимо организовывать развивающую предметно-пространственную среду, создавать условия для разнообразных игр и занятий , направленных на развитие предметной деятельности, а именно:
- становление орудийных действий;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- развитие познавательной активности;
- формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Орудийные действия.
Для овладения орудийными действиями нужны самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это уменьшенные аналоги реальных объектов:
- совочки, лопаточки;
- метелочки, грабельки;
- сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
- удочки с магнитом для "ловли рыбок";
- игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
- кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.
Наглядно-действенное мышление.
Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:
- пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
- вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
- матрёшки;
- "коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
- столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
- крупные пазлы и мозаики;
- кубики крупные пластмассовые и деревянные;
- шнурок и бусины для нанизывания;
- народные игрушки с подвижными частями;
- желобок и шарик для скатывания.
Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
По мере взросления ребёнка количество и сложность игрушек возрастает.
Познавательная активность.
Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.
- коробочки с секретом;
- механические игрушки;
- клавишные игрушки;
- материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
В нас в группе оборудован специальный «уголок» для детского экспериментирования: для игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами
Целеустремлённость и настойчивость.
Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка раннего возраста осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:
- фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
- составные игрушки - машинки, домики и пр.;
- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
- шнуровки и застёжки.
Сама по себе предметная среда не в полной мере будет развивать ребенка. Взрослый делает эту среду доступной и понятной ребенку.
С маленькими детьми нельзя проводить фронтальные занятия, наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности является организация совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. При этом совместная предметная деятельность не должна навязываться ребенку. В данном возрасте актуален прием наглядно-действенного показа. Например, я ставлю перед ребенком пирамидку, показываю, как надо снимать колечки со стержня, приговаривая: «Снимем колечко, еще снимем»…и т.д.. После показа каждый ребенок получает пирамидку и самостоятельно снимает и надевает кольца. Если я замечаю, что кто-то не справляется с заданием, я своей рукой направляю движения руки ребенка. В данном случае кроме наглядного, действенный показ. Затем характер деятельности с предметами усложняется. Я предлагаю малышу новые интересные занятия, подключаюсь к его игре, помогаю преодолеть затруднения. При этом не следует выполнять действия за малыша. Могу и подсказать, но нельзя сказать прямо: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Следует проблематизировать ребенка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По- моему, оно слишком большое». Нужно поощрять действия ребенка, хвалить его.
Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол.
Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. Организуя совместную деятельность, прежде всего, необходимо заинтересовать малыша, поддерживать его желание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизведению образца действий.
Формирование интереса происходит последовательно
Маленькие дети ещѐ не умеют действовать с предметами совместно со сверстниками. Предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнѐра, согласовывать их с собственными действиями, учитывать чужие желания. Поэтому не нужно принуждать детей к совместной деятельности с предметами раньше времени – это может только вызвать ненужные конфликты с ровесниками.
Сначала ребенок должен сам обследовать заинтересовавший его предмет, поиграть с ним так, как он считает нужным. Нельзя прерывать индивидуальную игру ребѐнка с предметами; напротив, нужно всячески поддерживать еѐ и создавать для неѐ условия. Организуя подгрупповые занятия, важно помнить, что у каждого малыша должна быть в руках своя игрушка.
Вовлекать малышей в совместную предметную деятельность следует постепенно, побуждая их наблюдать за действиями друг друга, присоединяться к ним.
Вывод:
Таким образом, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности: создание предметно-игровой среды, педагогическое руководство предметной деятельностью, формирование интереса к предметно-игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...
Рабочая программа “Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста
ldquo;Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста&rdquo...
Консультация для воспитателей "Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей "составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста"...
Условия для развития предметно - игровой деятельности в группе раннего возраста
Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий э...
Условия для развития предметно-игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5-2 года)
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями...
Консультация "Значение предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста"
Предметно-игровая деятельность детей раннего возраста рассматривается как подготовительная ступень развития сюжетно-ролевой игры; имеет самоценный характер, представляя собой уникальный способ освоени...
Использование составных и динамических игрушек, как средство развития предметно- игровой деятельности детей раннего возраста
Огромную роль в развитии ребёнка раннего возраста занимают составные и динамические игрушки....