Условия для развития предметно - игровой деятельности в группе раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности: создание предметно-игровой среды, педагогическое руководство предметной деятельностью, формирование интереса к предметно-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_predmetnaya_deyatelnost.pptx | 1.56 МБ |
tekst.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Виды деятельности в раннем возрасте(1 год-3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте: - Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними - Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия В рамках предметной деятельности возникают и развиваются основные познавательные процессы и психологические новообразования раннего возраста
Теоретическое обоснование Л.Н. Павлова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Г.Г. Григорьева Д.Б. Эльконин -Ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов. -На вещи не написано, для чего она служит. Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.
Задачи педагога в области развития предметной деятельности и познавательной активности -Создавать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями; -Стимулировать познавательную активность детей -Организовывать игры и занятия, направленные на развитие у детей познавательных процессов -Создавать условия для развития самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности
Чтобы предметная деятельность эффективно способствовала развитию и воспитанию детей, необходимо соблюдать условия: 1. Создание предметно-игровой среды 2.Педагогическое руководство (активизирующая роль взрослых) 3. Формирование интереса к предметно-игровой деятельности, побуждение к игре
1. Создание предметно-игровой среды Становление орудийных действий; Развитие наглядно-действенного мышления; Развитие познавательной активности; Формирование целенаправленности действий ребёнка.
Орудийные действия - игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.; - кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр. -совочки, лопаточки; - метелочки, грабельки; - сачки для "вылавливания" игрушек из ванны; - удочки с магнитом для "ловли рыбок";
Наглядно-действенное мышление -пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу; вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания; матрёшки 3-4-местные; - столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания; - крупные пазлы и мозаики; - кубики крупные пластмассовые и деревянные; - шнурок и бусины для нанизывания; - народные игрушки с подвижными частями; - желобок и шарик для скатывания.
Познавательная активность - коробочки с секретом; - механические игрушки; - клавишные игрушки; - игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового; - материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
Целеустремленность и настойчивость - пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.); составные игрушки - машинки, домики и пр.; шнуровки и застёжки.
2. Педагогическое руководство
3. Формирование интереса к предметно-игровой деятельности
Предметная деятельность создает благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка: приучает его быть внимательным к вещам, целенаправленно их рассматривать (воспринимать); в действиях с предметами развивается практическое (наглядно-действенное) мышление ребенка.
Литература Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» «Детство» Комплексная образовательная программа дошкольного образования С.Л. Новоселова «Развитие мышления в раннем возрасте» Е.О. Смирнова «Дети раннего возраста в детском саду» Л.Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром»
Предварительный просмотр:
ГМО воспитателей групп раннего и младшего возраста
«Познавательное развитие в процессе и продуктивной деятельности детей раннего возраста»
Условия для развития предметно – игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5-2 года)
Сообщение из опыта работы
воспитателя МБДОУ «Детский сад №143»
Бобыкиной Тамары Вячеславовны, 1 кв. категория
г. Дзержинск
2018 г.
Слайд 1 Приветствие, тема
Слайд 2 Актуальность
ФГОС ДО особое внимание уделяет работе с детьми раннего возраста, созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Один из основных принципов дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности детства, полноценное проживание ребенком всех этапов детства. В раннем возрасте, как известно, ведущим видом деятельности выступает предметная деятельность.
Многочисленные исследования показали, что при обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость и другие.
Слайд 3 Противоречие
Однако в современной практике воспитания детей огромные резервы раннего возраста часто не реализуются. До сих пор многие родители и педагоги рассматривают ранние этапы жизни ребенка как период преимущественно физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (правильным питанием, гигиеническими процедурами, приучением к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша. С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение приобретает мода на «раннее развитие» ребенка. Большинство игр и занятий, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. При таком подходе развитие ребёнка понимается исключительно как усвоение информации и овладение навыками. Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением.
Актуальность данной проблемы и выявленные противоречия определили тему нашей работы: «Условия для развития предметно-игровой деятельности в раннем возрасте».
Слайд 4 Теоретическое обоснование
Развитие предметной деятельности детально разработал и изучил Д.Б. Эльконин. Согласно его исследованиям, основные постулаты процесса развития предметной деятельности:
-Ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов.
-На вещи не написано, для чего она служит. Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.
Слайд 5
Основные задачи, стоящие перед педагогом в области развития предметной деятельности и познавательной активности - это:
-Создавать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями;
-Стимулировать познавательную активность детей
-Организовывать игры и занятия, направленные на развитие у детей познавательных процессов
-Создавать условия для развития самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности
Слайд 6
Чтобы предметная деятельность эффективно способствовала развитию детей, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Создание предметно-игровой среды
2. Педагогическое руководство предметной деятельностью
3. Формирование интереса к предметно-игровой деятельности
Слайд 7
В нашей группе организована развивающая предметно-пространственная среда, созданы условия для разнообразных игр и занятий, направленных на развитие предметной деятельности, а именно:
- становление орудийных действий;
- развитие наглядно - действенного мышления;
- развитие познавательной активности;
- формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Слайд 8 Орудийные действия.
Для овладения орудийными действиями нужны самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это уменьшенные аналоги реальных объектов:
- совочки, лопаточки;
- метелочки, грабельки;
- сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
- удочки с магнитом для "ловли рыбок";
- игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
- кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.
Слайд 9 Наглядно-действенное мышление.
Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:
- пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
- вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
- матрёшки;
- "коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
- столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
- крупные пазлы и мозаики;
- кубики крупные пластмассовые и деревянные;
- шнурок и бусины для нанизывания;
- народные игрушки с подвижными частями;
- желобок и шарик для скатывания.
Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
По мере взросления ребёнка количество и сложность игрушек возрастает.
Слайд 10 Познавательная активность.
Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.
- коробочки с секретом;
- механические игрушки;
- клавишные игрушки;
- материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
В нас в группе оборудован специальный «уголок» для детского экспериментирования: для игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами
Слайд 11 Целеустремлённость и настойчивость.
Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка раннего возраста осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:
- фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
- составные игрушки - машинки, домики и пр.;
- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
- шнуровки и застёжки.
Слайд 12
Сама по себе предметная среда не в полной мере будет развивать ребенка. Взрослый делает эту среду доступной и понятной ребенку.
С маленькими детьми нельзя проводить фронтальные занятия, наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности является организация совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. При этом совместная предметная деятельность не должна навязываться ребенку. В данном возрасте актуален прием наглядно-действенного показа. Например, я ставлю перед ребенком пирамидку, показываю, как надо снимать колечки со стержня, приговаривая: «Снимем колечко, еще снимем»…и т.д.. После показа каждый ребенок получает пирамидку и самостоятельно снимает и надевает кольца. Если я замечаю, что кто-то не справляется с заданием, я своей рукой направляю движения руки ребенка. В данном случае кроме наглядного, действенный показ. Затем характер деятельности с предметами усложняется. Я предлагаю малышу новые интересные занятия, подключаюсь к его игре, помогаю преодолеть затруднения. При этом не следует выполнять действия за малыша. Могу и подсказать, но нельзя сказать прямо: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Следует проблематизировать ребенка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По - моему, оно слишком большое». Нужно поощрять действия ребенка, хвалить его.
Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол.
Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. Организуя совместную деятельность, прежде всего, необходимо заинтересовать малыша, поддерживать его желание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизведению образца действий.
Слайд 13
Формирование интереса происходит последовательно
Маленькие дети еще не умеют действовать с предметами совместно со сверстниками. Предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнѐра, согласовывать их с собственными действиями, учитывать чужие желания. Поэтому не нужно принуждать детей к совместной деятельности с предметами раньше времени – это может только вызвать ненужные конфликты с ровесниками.
Сначала ребенок должен сам обследовать заинтересовавший его предмет, поиграть с ним так, как он считает нужным. Нельзя прерывать индивидуальную игру ребѐнка с предметами; напротив, нужно всячески поддерживать еѐ и создавать для игры условия. Организуя подгрупповые занятия, важно помнить, что у каждого малыша должна быть в руках своя игрушка.
Вовлекать малышей в совместную предметную деятельность следует постепенно, побуждая их наблюдать за действиями друг друга, присоединяться к ним.
Слайд 14
Таким образом, предметная деятельность является ведущей на втором году жизни. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности: создание предметно-игровой среды, педагогическое руководство предметной деятельностью, формирование интереса к предметно-игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно - развивающия среда для игровой деятельности в группе раннего возраста
Работа проводилась по созданию предметно - развивающей среды для игровой деятельности в течение трех лет. Буду рада если мои материалы Вам пригодятся...
Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей ср...
Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста
Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста...
Условия для развития предметно-игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5-2 года)
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями...
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
Условия для развития предметно – игровой деятельности в группах раннего возраста
Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создават...
Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет
В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...