Комплексно - тематическое планирование по экологии
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Комплексно - тематическое планирование по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
.
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Основные задачи:
- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы и приемы обучения:
- наглядные (презентации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, дидактические игры, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, показ сказок, просмотр фильмов о природе);
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснения);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование, проектная деятельность, сбор и оформление коллекции семян, плодов, гербария растений).
Формы проведения совместной деятельности с детьми:
игра-путешествие, исследования, сюжетно-ролевая игра, творческая мастерская, оформительская работа, опыты.
Формы работы с семьёй:
беседы, консультации, анкетирование, выставки, конкурсы, праздничные мероприятия, презентации, наглядная агитация.
Формы диагностики уровня освоения:
- проведение диагностики в начале и конце года.
Форма подведения итогов реализации:
участие в экологических проектах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации:
комплексный подход к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребенка;
внедрение новых форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребенка культуры природолюбия;
внедрение в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, решению экологических проблем.
Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребенка;
- формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей среде;
- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Перспективный план работы
Тема | Программное содержание | Форма работы | Работа с родителями. |
Сентябрь | |||
Мир растений | 1. Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. 2. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. 3. Воспитывать эстетические чувства. | 1.Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений. 3. Беседа «Растение как живое существо» (Воронкевич, 224) 4. Д/игры: "Собери букет", "Узнай растение". 5. Рисование "Поляна цветов". 6. Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение". | 1.Фотовыставка «Отдыхаем не вредя». Цель: Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. |
Овощи и фрукты на нашем столе | 1. Закрепить представления детей об овощах и фруктах. 2. Учить их классифицировать, правильно называть и различать. 3. Знать их место произрастания. 4. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). | 1. Наблюдения. 2. Д/игры "Чего не стало", "Угадай на ощупь", "Узнай по описанию, «Что где растет?», «Узнай по вкусу». 3. Беседа " Что нам осень принесла?". 4. Чтение Ю. Тувим "Овощи" 5. Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты". | 2.Консультация «Лекарственные растения при лечении ОРВИ» Цель: Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей. |
Зеленая аптека | 1. Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. 2. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. 3. Воспитывать бережное отношение к растениям. | 1. Беседа о лекарственных травах. 2. Загадки. 3. Рассматривание иллюстраций с растениями 4. Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя". | |
Грибы | 1. Познакомить детей с грибами 2. Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка) 3. Дать знания о полезных свойствах грибов. | 1. Загадки Лесовичка о грибах. 2. Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций. 3. Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении. 4. Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы". 5. Рассматривание иллюстраций, муляжей. | |
Октябрь | |||
В хороводе деревьев | 1. Накапливать впечатления о деревьях. 2. Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). 3. Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе. 4. Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. 5. Воспитывать интерес к познанию. | 1. Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев. 2. Отгадывание загадок. 3. Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами". 4. Дидактическое лото "С какого дерева листочек". 5. Рисование "Разноцветные листочки". 6. Чтение стихотворения А. Майкова "Кроет уж лист золотой", И. Токмакова "Сосны". 7. ООД «Я гербарий собираю – листья, веточки, плоды» | |
Осень | 1. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. 2. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | 1. Наблюдения за состоянием погоды на участке. 2. Наблюдения за трудом взрослых. 3. Чтение стихотворения Ерикеева "Осень". 4. Рассматривание картины "Времена года". 5. Д/игры: "Найди такой листок, как на дереве", "Кто скорее соберёт", "Так бывает или нет", "Детки на ветке". 6. Игра "Какая сегодня погода". 7. Развлечение "Осень разноцветная". 8. Прохождение экологической тропы «Путешествие в Осень» | |
«Как птицы и звери готовятся к зиме» | 1. Расширить знания детей о животных, живущими в лесу, закрепить названия животных. 2.Расширять представления детей о доме – месте, где живут, укрываясь от дождя, ветра и холода и другой погоды | 1. Беседа: «Что мы знаем о животных?»; «Повадки диких животных», «Зачем зайцу другая шубка?» 2. Д\и «Подбери домик для зверюшек», «Чей домик лучше», «У кого – кто?» 3. П \ гим. «Веселые зверята» 4. Просмотр презентации «Лесные жители осенью» Цель: Показать детям как животные заготавливаю себе корм на зиму. 5. Составление описательного рассказа «Лесные жители» Цель: Формировать умение детей составлять описательный рассказ, используя карточки – схемы. 6. конструирования: «Строим домики для зверят» 7. Чтение стихотворения «Заяц» В. Усачева | |
В гостях у птиц. | 1. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). 2. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. 3. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим".
| 1. Беседа о зимующих и перелётных птицах. 2. Отгадывание загадок 3. Рассматривание иллюстраций изображением птиц. 4. Д\игры: "Кто, где 5. Рассматривание альбома "Пернатые друзья". 6. Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки) 7. Чтение стихотворения: "Покормим птиц зимой". 8. ООД "Как помочь зимующим птицам" | |
Ноябрь. |
| ||
"Домашние животные"
| 1. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. 2. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. 3. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). 4. Прививать добрые чувства к животным.
| 1. Отгадывание загадок о домашних животных. 2. Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных. 5. Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные. 6. Д/ игры: "Назови детёнышей", "Какая польза от домашних животных", "Кто, где живёт". 7. Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели). 8. Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка. 9. Чтение сказки "Как собака друга искала". 10. Драматизация сказки "Три поросёнка". 11. Беседа о домашних животных (Воронкевич, 199) | Консультация для родителей «Не причиняй вред природе». Цель: Ознакомление родителей с правилами поведения в природе. |
Лесные жители | 1.Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). 2. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. 3. Воспитывать любовь и заботу к животным.
| 1. Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу". 2. Игра - имитация "Звериная зарядка". | |
«Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты» | 1. Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. 2. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). 3. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. 4. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | 1. Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями". 6. Игра "Цветы". 11. Лепка "Кактус" | |
Декабрь |
| ||
"Волшебница вода"
| 1. Продолжать знакомить со со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. 2. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | 1. Чтение стихотворения Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде". 2. Игра "Как сосулька превратилась вводу". 3. Изготовление цветных льдинок. 4. Взаимодействие воды и снега. 5. Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды). 6. Дидактическая игра "Вода". 7. Опыт с водой. 8. Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки" 9. Дидактическая игра пособие «Путешествие капельки Капы» Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. 10. ООД «Вода – это жизнь!» 10. Рисование «Обитатели водоема» | 1.Создание фотоальбома «Калининец зимой». Цель: Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного города 2.Рекомендации «Родительские заблуждения о морозной погоде» Цель: Познакомить родителей с правилами при одевании ребенка зимой) |
Песок, глина, камень, почва
| 1. Научить узнавать и называть песок, глину, камень. 2. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. 3. Дать представления о том, как образуется перегной. | 1. Опыт с песком, глиной. 2. Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение). 3. Рассмотреть песок, глину (сравнить).
| |
Воздух
| 1. Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы). 2. Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). 3. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
| 1. Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет). 2. Надувание мыльных пузырей. 3. Надувание шаров. 4. Поиск воздуха. 7. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей. | |
Январь |
| ||
Зимушка - зима.
| 1. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. 2. Показать детям связь между живой и неживой природой. 3. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
| 1. Беседа «Как много интересного бывает зимой» (Воронкевич, 237) 2. Рассматривание картины "Зимние забавы". 3. Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери". 4. Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу. 9. Лепка из снега крупных фигур (совместно с взрослыми) | Акция «Снежное одеяло для деревьев». Цель: Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке |
Путешествие в зимний лес.
| 1. Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. 2. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | 1. Беседа «Зимой в лесу» (Воронкевич, 222) 2. Рассматривание картины "Зимние забавы". 3. Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери". 4. Рассматривание картины К. Коровин "Зима". 5. Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок). 6. Рисование "Зимушка- зима" 7. Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми) 8. Чтение сказки "Зимовье", С. Козлов "Зимняя сказка", А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка", И. Суриков "Зима". | |
Бумага, древесина, ткань
| 1. Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов. 2. Уметь их сравнивать. 3. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. 4. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | 1. Оригами из бумаги.
| |
Февраль |
| ||
Белый снег пушистый.
| 1. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. 2. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | 1. Опыт со снегом. 2. "Нужен ли зимой растениям снег?". 3. Цветные льдинки. 4. Рисование "Снежинки" 5. Постройка горки с помощью взрослых. 6. Беседа о снеге (Воронкевич, 218)
| Фотовыставка «Зимние забавы» |
Стекло и металл.
| 1. Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл). 2. Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). 3. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | 1. Опыт со стеклом, металлом.
| |
Животные жарких и холодных стран | 1.Расширять и углублять представление детей о диких животных. 2.Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. | 1. ООД « Знакомство с животными жарких и холодных стран» (Воронкевич, 228) 2. Чтение Б.Заходер «Слон», «Страус» 3. Беседа «Интересные факты о животных жарких стран» 4. Выставка произведений о животных жарких стран 5. Рисование «Жираф» 6. Д/И «Помоги найти маму», «найди по следу» 7. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по зоопарку» (цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов о животных жарких стран, выполнять роль экскурсовода) 8. Пазлы, раскраски из серии «Животные жарких стран» | |
Март |
| ||
Весна - красна
| Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе).
| 1. Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна", А. К. Саврасов "Грачи прилетели", стихотворение С. Вангели "Подснежники". 3. Рисование "Волшебница весна". 4. ООД «Доктора леса» (Воронкевич, 253) 5. В. Берестов "Песенка весенних минут", М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята". 6. Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной" | Консультация: «Как познакомить ребенка дошкольника с Красной книгой» Цель: Приучать родителей и детей не рвать растения, занесённые в Красную книгу. |
Путешествие по Красной книге
| 1. Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения, видами растений и животных. 2. Вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе. 3. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | 1. Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли". | |
Обитатели водоемов | 1. Расширить представления о мноообразии неживой природы: реки и их характерные признаки, возникновение рек. 2. Закрепить знания о обитателях водоемов 3. Закреплять представления о водных просторах и средствах передвижения по воде. | 1. Беседа «Кто такие рыбы?», «Правила поведения на воде», «Кто живёт в морях и океанах?». 2. Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река» (Воронкевич, 204) 3. ООД «Кто живет в реке и озере?» (Воронкевич, 211) 4. Экологическая сказка «Ручеек» 5. Рассматривание плаката «Морские обитатели» 6. Артикуляционная гимнастика – «Струйка воды», «Рыба разговаривает» Пальчиковая игра - «Рыбка», «Морская волна», «Краб» 7. Д/и: «Найди одинаковых рыбок». 8. Рисование ладошками «Веселые осьминожки» 9. Просмотр презентации «Вода и её обитатели» 10 Игра малой подвижности «Кто плавает?» 11. Чтение В. Бианки «Где раки зимуют», рнс «По щучьему велению», С. Сахарнов «Кто в море живёт?» | |
Апрель |
| ||
Человек - живой организм
| 1. Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. 2. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. 3. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | 1. Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. 3. ООД «Наши умные помощники – органы чувств» (Воронкевич, 231) 4. Рассказ о вредных привычках.
| 1.Проект «Непридуманная история» Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым». 2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада. 3. Выставка рисунков ко Дню Земли: «Сохраним землю нашу» |
Земля - мой дом | 1. Беседа "Где я живу". 7. Рисование" Звёздное небо".
| ||
Природа и люди
| 1. Расширять знания детей о деревьях. 2. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | 1. Рассматривать иллюстрации с изображением деревьев. 2. Чтение рассказов, заучивание стихотворений. 3. Беседы о лесе, деревьях. 4. Рассматривание картины Шишкина "Дубовая роща". | |
Май |
| ||
Хлеб - всему голова
| 1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. 2. Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол, обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. | 1. Чтение отрывка из сказки "Колосок" и беседа по прочитанному. 2. Д/игра "Угадай на вкус". 3. Пословицы о хлебе. 4. Рассматривание иллюстраций: "Вспашка", "Посев", "Уборка", "Появление всходов", "Хлеборобы". 5. «Рассматривание злаковых растений» (Воронкевич, 202) | 1.Консультация «Ребенок на даче» Цель: Продолжать напоминать родителям о безопасности детей. 2.Викторина с родителями «Знатоки» 3. Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри….» |
Одуванчик
| 1. Познакомить с лекарственным растением - одуванчик. 2. Закрепить знания о строении и назначении одуванчика. 3. Развивать наблюдательность. 4. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. | 1. Загадки об одуванчике. 2. Чтение стихов. 3. Беседа "Мой любимый цветок". 4. Изучение строения. 5. Составление рассказа "Путешествие семечка". 6. Упражнение «О чем говорят цветы», 7. Загадки о цветах 8. Рисование мелками на асфальте «Волшебные цветы» | |
Насекомые - наши помощники
| 1. Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. 2. Показать пользу насекомых. | 1. Отгадывание загадок. 2. Наблюдения за насекомыми. 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Д/игры: "Найди насекомых, поедающих листья", "Как спрятаться бабочкам. Чтение стихотворений М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика"). 5. Рисование "Божья коровка" 7. «Муравьи – санитары леса» (Воронкевич, 246) | |
Чудо – ягода | 1. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе; среде произрастания; качествах (лечат, имеют запах). | 1. Отгадывание загадок.
|
Используемая литература:
С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 104 с.
- О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64с.
О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию
Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-экспериментыс дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 64 с.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М: ТЦ Сфера, 2011. – 192с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию Тема «Интеграция образовательных областей в сферах физическое развитие и экология в условиях комплексно-тематического планирования»
Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, так познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,...
Комплексно – тематическое планирование дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»
Наша планета Земля в опасности, ей необходима помощь. Но экологическое самосознание детей сформировано еще недостаточно; в большинстве случаев преобладает потребительское отношение к природе, и оно ус...
Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»
Комплексно-тематическое планирование по экологии «Покормите птиц зимой»...
Комплексно - тематическое планирование по экологии в средней группе.
Комплексно - тематическое планирование по экологии в средней группе....
Комплексно-тематическое планирование по экологии в старшей группе.
Комплексно-тематическое планирование по экологии в старшей группе....
Комплексно-тематическое планирование по экологии в подготовительной группе.
Комплексно-тематическое планирование по экологии в подготовительной группе....
Комплексно – тематическое планирование в интеграции с парциальными программами «ОБЖ» Р.В. Стеркина. Н.Д. Князава., С.Н.Николаева «Юный эколог», « Край мой Смоленский.» Т.М. Жарова, В.А. Кравчук,С. Ю. Шимаковская
План был разработан с целью ознакомления детей с родным краем в интеграции с парциальными програмами для старшего дошкольного возраста....