Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»
методическая разработка
Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_snezhnyy_kom.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
«Профилактика эмоционального выгорания»
Составила педагог-психолог Кузьмичева Ю.В.
Снежный ком
Цель: Познакомиться друг с другом, разрядить обстановку.
Ход упражнения: Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени.
Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: определить уровень знаний участников тренинга. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссии.
В тренинге обязательно участвует вся группа. В ходе тренинга определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: «назовите 1-2 слова, приходящие вам на ум, в момент когда вы слышите слова «РАБОТА».
Игра «Поменяйтесь местами...»
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Например, поменяются местами те, кто:
- работает всю жизнь в одном учреждении;
- работает в настоящее время по новой программе;
- любит свою работу;
- работает педагогом уже больше 10 лет;
- мечтал быть педагогом с детства и т.д.
«Спутанные цепочки»
Цель: тренировка навыка установления эффективной коммуникации, сплочение группы.
Время: 15–30 минут
Размер группы: более 12 человек.
Все участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.
Затем вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.
Участники открывают глаза.
Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.
В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Возможные вопросы для обсуждения:
Довольны ли вы своим результатом?
Что помогало, что мешало в процессе?
Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?
«Стыковка»
Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук — "космические станции" — они вытягивают навстречу друг другу.
Двое других игроков становятся позади сидящих.
По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним.
Цель стоящих за креслами игроков — свести концы указательных пальцев своих партнеров.
Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою "мишень" — ладонь сидящего перед собой человека от преследующей его "ракеты" — от указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо из соображений безопасности — вне ее пределов.
«Дракон, девочка и самурай»
Вся группа формирует две команды по 5-6 человек
- Цель каждой команды – победить.
- Игра проходит в три кона. Каждый кон команда показывает одну из фигур: Девочку, Самурая или Дракона.
Девочка: Участники переминаются с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».
Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!!!».
Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука также вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!!!») (все участники повторяют вместе с тренером, чтобы запомнить фигуры.)
Возможные раскладки:
Самурай побеждает Дракона – команда, показавшая Самурая получает одно очко.
Дракон съедает девочку – команда, показавшая Дракона получает одно очко.
Девочка соблазняет Самурая – команда, показавшая Девочку получает одно очко.
- У каждой команды 30 секунд на принятие решения. Время фиксируется тренером. Если команда задержалась более, чем на 5 секунд – очко засчитывается противоположной команде.
- По команде тренера команды выстраиваются в шеренги друг напротив друга, спиной к центру.
- На счет «Три» (командует тренер) – команды показывают свои фигуры.
- Итоги игры подводит тренер, после чего дает отмашку на новые 30 секунд.
Упражнение «Для тебя»
Цель: повышение настроения и самооценки.
Время: 10 минут.
Техника проведения: Участники группы пишут на 8–10 карточках пожелания. Затем под музыку все двигаются по аудитории. Предлагается подходить друг к другу и обмениваться пожеланиями. Подаренные пожелания дарить другому нельзя. По сигналу работа прекращается.
Материал: магнитофон, бумага, ножницы, фломастеры.
Инструкция: Возьмите бумагу и нарежьте 8–10 небольших карточек. Кто хочет, может больше. После этого напишите на каждой карточке пожелание. Когда зазвучит музыка, вы будете свободно передвигаться по группе и обмениваться пожеланиями с другими участниками. Одному человеку можно подарить одно или несколько пожеланий, но главное, подаренные вам пожелания дарить нельзя. Когда музыка прекратит звучание, работа прекращается.
Анализ: Что вызывало у вас трудности? Что лучше: дарить или принимать пожелания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "
Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...
Консультация для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Как помочь педагогам сохранить себя как профессионала,как распознать эмоциональное выгорание? Как не допустить его и продолжать работать в удовольствие?...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Игры и упражнения...
Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...
Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
«Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...