Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ».
Составила:
педагог-психолог
Ложкина В.С.
г. Калининград
2016г.
План проведения занятия-тренинга для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
Цели:
- создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;
- передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
- снятие эмоционального напряжения;
- формирование навыков самопознания и саморазвития личности педагога.
Оборудование:
листы бумаги формата А-4, фломастеры, ручка, мячи по количеству участников, видеозапись, памятка.
ХОД ЗАНЯТИЯ-ТРЕНИНГА:
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате накапливания отрицательных эмоции без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Определение синдрома эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. Ключевую роль в его развитии играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек – человек».
Для синдрома характерны эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. При истощении снижается эмоциональный фон и развивается равнодушие. При деперсонализации нарушаются отношения с другими людьми, повышаются негативизм, скепсис.
Термин «редукция личных достижений» объединяет такие психологические проявления, как сниженный уровень самооценки, негативное отношение к своей профессии, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвитии.
Причины развития синдрома эмоционального выгорания
В процессе исследования было установлено, что факторами, влияющими на развитие эмоционального выгорания педагогов, являются:
1.Стаж педагогической деятельности.
Чаще всего синдром эмоционального выгорания возникает у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и продолжается от 3 до 7 лет (у 69% педагогов). У молодых специалистов, а также специалистов с 10-летним стажем педагогической деятельности он бывает нечасто (7-10%). Молодые специалисты, скорее всего, занимаются совершенствованием воспитательной работы и оттачиванием педагогического мастерства, а результаты этой деятельности пока не оказывают существенного влияния на психоэмоциональное состояние. У профессионалов с 10-летним стажем, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им спокойнее реагировать на различные педагогические ситуации. Однако после 10 лет работы (особенно в период с 15 до 20 лет) частота проявлений эмоционального выгорания вновь повышается до 21%.
2. Общение с субъектами образовательного процесса (особенно с администрацией детского сада и родителями воспитанников).
Причинами развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов являются:
- высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, эмоциональная перегрузка (30%);
- отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным усилиям (25%);
- ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей (61%);
- неумение регулировать собственное эмоциональное состояние (31%);
- организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование (42%);
- ответственность перед администрацией, родителями воспитанников, обществом за результат своего труда (37%);
- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями, администрацией (15%).
Состояние эмоционального выгорания чаще всего испытывают:
- 56 % педагогов 1-2 раза в год,
-21 % педагогов 3-4 раза в год,
- 15 % педагогов более 5 раз в год,
- 8 % педагогов не испытывают вообще.
По мнению большинства педагогов, развитию синдрома эмоциональноговыгорания способствуют:
- начало педагогической деятельности после отпуска, каникул, курсов;
- проведение открытых занятий и мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения,
- окончание учебного года.
Упражнение 1: «Сто мячей».
Инструкция: Участникам предлагается встать в круг. Ведущий держит в руках 1 мяч. Ведущий объясняет, что необходимо найти партнера для передачи мяча так, чтобы не использовать вербальные средства (например: контакт глазами, кивок головой и т.д.). И когда контакт установлен, мяч передается или кидается. Затем вводится еще один мяч, первый мяч уже задействован. Затем третий, четвертый и до тех пор пока это становится невозможным. Чем больше мячей участвует, тем интересней.
Упражнение 2: «Поменяйтесь местами».
Инструкция: Участники сидят в кругу на стульях, на один стул меньше чем количества участников. Ведущий предлагает поменяться местами те, кто:
- одет в брюки;
- одет в юбку;
- на ком платья;
- у кого дома есть животные;
- у кого голубые глаза;
- у кого есть сережки;
- кто любит лето и т.д.
Упражнение 3: «В каждой шутке есть доля шутки».
Инструкция: «Жила – была женщина на берегу реки. (Рисуем реку, ставим букву Ж). Рядом с ней на этом берегу реки жил Мужчина, который любил Женщину, а она была к нему холодна (М 1). Рядом с ними (на этом берегу) жил еще один Мужчина, которого любила Женщина, а он ее нет (М 2). По реке передвигался Лодочник (Л), который перевозил людей за очень большие деньги (ставим букву Л). На другом берегу жил Мудрец (М), который все знал.
Задание: проранжировать по порядку 1,2,3,4,5 кто вам наиболее симпатичен, приятен в данном рассказе.
Интерпретация: Мудрец - ум,
Женщина – дом, уют, быт,
Лодочник – деньги,
Мужчина 1 – интимные отношения,
Мужчина 2 – любовь.
Упражнение 4: «Ассоциации».
Инструкция: На листе бумаги написать 16 слов односложных существительных, которые приходят на ум. Затем разбить их по парам и каждую из 8 пар объединить одним новым существительным – ассоциация (пример: солнце и трава – ассоциация лето). Затем далее разбить их по парам и каждую из 4 пар объединить новым существительным – ассоциацией. Далее разбить их по парам и 2 пары объединить существительным – ассоциацией. И так до тех пор, пока не останется 1 слово – ассоциация.
Что означают слова?
16 слов – детство;
8 слов – юность:
4 слова – взрослость;
2 слова – будущее;
1 слово – настоящее.
Проективный тест – отражает здесь и сейчас.
Упражнение 5: «Щепки на реке».
Инструкция: Ведущий просит участников встать в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут щепки. Один из участников должен проплыть по реке. Он решает как будет двигаться. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, направляя ее… «Щепка» крутится, останавливается и поворачивается назад. Когда «щепка» проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая «щепка» начинает свой путь… Упражнение проводится с закрытыми глазами.
Участники делятся своими ощущениями, возникающими у них во время «плавания» описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.
6. Просмотр видеоролика.
7. Рефлексия.
Сегодняшней целью нашей встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его возникновения и способов защиты от него (ресурсы).
Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече и ее значимости для вас. (Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).
8.Выдача раздаточных материалов.
После окончания тренинга все участники получают памятки с упражнениями для саморегуляции психического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-93469-1485354717.jpg)
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-86699-1352567741.jpg)
Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.В связи с актуальностью темы сохранения психологического...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-386608-1390453014.jpg)
Психологический тренинг «Креативность педагогов как профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Творчество, гибкость нестандартность мышления являются одним из способов преодоления СЭВ. Данный тренинг для педагогов поможет повысить стрессоустойчивость....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-361798-1386272827.jpg)
Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-607683-1426311834.png)
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя»
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-800573-1644752765.jpg)
Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО
Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...