"Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"
материал (младшая группа)

Обобщение опыта работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение  города Новосибирска  «Детский сад  №346  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»

        Воспитатель:

                                                                Енина О. С.

        

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

В. Степанов

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» так говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, и особую роль в этот период играет нравственно-патриотическое воспитание, которое, собственно, и создает основу для формирования и развития личности активного гражданина своей страны, полноценного и полезного члена общества.

Чтобы научиться любить свою Родину, нужно многое знать и понимать. Но прежде, чем открывать ребенку весь мир, необходимо поддержать в нем стремление осознать самого себя, свое ближайшее окружение, среду непосредственного обитания, поощрять его чувства к своим родным и близким. Именно с этого начинается нравственно-патриотическое воспитание. Именно это актуально для детей 3-4-х лет. Чувство Родины у детей этого возраста начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, к дедушке и бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств. Нравственное воспитание предполагает развитие дружеских отношений между детьми, умение вести переговоры, работать, играть и радовать старших своими поступками.

Работа по воспитанию у детей нравственно - патриотических чувств реализуется через все виды игр: дидактические, пальчиковые, театральные, сюжетно-ролевые, хороводные и подвижные.

В группе созданы условия для развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлена развивающая предметно-пространственная среда.  В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно - ролевой игры.

Сюжетно-ролевые игры - воспитывают у детей качества, свойственные будущим родителям, чуткость, способность к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых, взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка. Дети, учатся добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится. С детьми играем в сюжетно-ролевые игры «Семья» с целью воспроизведения в игре быт семьи. Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья»: дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу  «Детский сад», «Магазин». Играя в игру «Больница», ребята также учатся проявлять доброту, культуре общения.

Дидактические игры - формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, любви к  родному краю. В дидактических играх развивается интеллект, способность самостоятельно решать задачу, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.  

Д/д игра "Наш детский сад": целью которой является закрепление знаний о детском саде и воспитание уважительного отношения к сотрудникам детского сада и их труду.

Игра «добрые слова» - закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова», воспитывать доброжелательность. Игра «Волшебные слова» - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям. Закреплять умение проявлять вежливость. «Как я дома помогаю» - воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.

Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей, поскольку они познают окружающий их мир, мир животных и растений, а также явления живой и неживой природы. Они разнообразны по видам «лото», «домино», «парные картинки». С помощью настольных игр мы успешно развиваем речевые навыки, логику, внимание, учимся принимать решения.

Строительные игры - дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры. Ценные качества могут быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала после игры: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело.

Самым увлекательным является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции.  Дети учатся имитировать характерные действия персонажей, повторяют несложные сюжеты сказок. При помощи подобранных театральных атрибутов разыгрывают сказки «Колобок», «Репка», «Курочка ряба» и другие. В театральной деятельности, играх драматизации любимые образы становятся образцами для подражания. Ребенок выражает свое отношение к добру и злу. К тому же для ребенка театральные игры - это возможность хотя бы ненадолго стать героем.

Пальчиковые игры – помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой. Эти игры все помнят с детства: "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза Дереза" и т. д. Пальчиковые игры приносят детям удовольствие и радость. Мы играем в такие игры: «моя семья», «засолим капусту», «замок», «водичка» и мн.др.

Подвижные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Формируют способность действовать сообща, воспитывают честность, дисциплинированность. Дети учатся договариваться, объединятся для проведения игр. Играем в такие игры: кот и мыши, наседка и цыплята, у медведя во бору, гуси лебеди, надувайся пузырь, принеси мяч и т.п.

Любая игра привлекает детей и может заложить основы нравственно - патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»

Тема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. В данной разработке собраны игры для детей младшего дошкольного возраста, направленные на формирование нравственно-патриотическо...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...

Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

                               Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Обобщение опыта работы по теме  "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры"...