Конструктивное общение педагогов с родителями
методическая разработка
Эффективное общение педагогов с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktivnoe_vzaimodeystvie_pedagogov_s_roditelyami.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструктивное общение педагогов с родителями
Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам. Как их избежать?
1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество.
Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспринимает как нападение и начинает защищаться. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и ответить на вопросы «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применять активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.
2. Применяйте специальные техники общения.
Чтобы избежать конфликта, вам нужно знать и применять техники эффективного общения с родителями. Рассмотрим особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль «адвокат».
Техника «От негатива к позитиву». По этой технике сообщать родителям важную информацию в позитивном контексте. Это поможет родителям, не испытывая чувство стыда и вины за своего ребенка, прислушаться к мнению педагога и настроиться на сотрудничество. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они незначительные. Стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.
Пример замены негативного обращения на позитивное.
Негативная форма | Позитивная форма |
Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми. | Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как можно помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми. |
Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный. | Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятия, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным мальчиком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворительное состояние. |
У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают. | Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать. |
Предлагаю вам ситуации для анализа. Нужно сообщить родителям о проблеме ребенка в конструктивной форме, используя «Я-высказывание». Корректно сформулируйте просьбу, опишите проблему так, чтобы не допустить конфликта (приложение 1).
Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем». В разговоре с родителями нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам. При этом говорить нужно только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.
Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справляется – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.
Техника «Речевые штампы для сотрудничества». Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы…», «Я прошу …». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:
– «Вы не замечали, что в последнее время…»;
– «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?»
В разговоре с родителями вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:
– «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»;
– «Я начинаю беспокоиться…»;
– «Мне бы хотелось позаботиться…».
Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем.
– «Давайте вместе попробуем поступить…»;
– «А если будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»;
– «Мы с Вами могли бы помочь Саше в…»;
– «Как мы можем помочь Вам в том, чтобы…».
Техника «Речевой стиль «адвокат». Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям.
Примеры фраз речевого стиля:
– «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход»;
– «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;
– «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;
«Я воспитатель, и моя профессиональная задача дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».
А теперь предлагаю вам фразы для анализа. Нужно определить, какие фразы относятся к речевому стилю «адвокат» (приложение 2).
Применение данных техник будет способствовать налаживанию вашего конструктивного взаимодействия с родителями.
Подводя итог, можно сказать, что гарантом эффективности работы с родителями являются:
– установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель — враг, соперник»);
– доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
– заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»).
Приложение 1
Ситуации для анализа
Ситуация1. Время, когда вы ждете детей в группу утром, согласно режиму дня, с 7.00 до 8.00. родителя постоянно приводят ребенка около 8.30, поэтому ребенок пропускает утреннюю гимнастику и приходит в группу во время завтрака. Это влияет на режим дня группы. Вы вынуждены отвлекаться на этого ребенка. В корректной и убедительной форме выразите родителям требование, чтобы они приводили ребенка вовремя.
Ситуация 2. Ребенку 5 лет. Он часто обращается к другим детям с предложением поиграть. Если получает отказ, то может импульсивно или агрессивно реагировать: дергает за одежду, пытается настойчиво дать игрушку или стукнуть. Среди детей возникают конфликты. Вам необходимо сообщить родителям о проблеме ребенка.
Приложение 2
Фразы для анализа
Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию.
Я ничем не могу вам помочь.
Где вы были раньше? Куда вы смотрели?
Если бы вы вовремя приняли, сейчас решить проблему не было бы так сложно.
У вас были все возможности, чтобы не допустить такой трудной ситуации.
Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины.
Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.
Я педагог, и моя профессиональная задача дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «Особенности конструктивного общения педагога с дошкольниками»
Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотно...
Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагога и родителей в ДОУ». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах общения с родителями....
на тему: «Формированию навыков конструктивного общения педагога с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении взаимодействии с родителями.Задачи:1. Актуализация существующих проблем во взаимодействии с родителями;2. Содействие повышени...
Круглый стол : «Конструктивное общение педагогов с родителями»
Круглый стол:«Конструктивное общение педагогов с родителями», который направлен на помощь педагогам в повышении своей профессиональной компетентности в работе с родителям...
Методы и приемы конструктивного общения педагогов с детьми дошкольного возраста
Данная тема является очень важной, т.к. общение с детьми является сутью профессии педагога. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие н...
Рекомендации для педагогов - конструктивное общение педагогов с родителями
Раздаточный материал...
Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ "Конструктивные взаимодействия педагогов и родителей через внедрение разнообразных форм сотрудничества"
Цель взаимодействий педагогов и родителей1. «Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями»2.«Вовлечение семьи в единое образовательное пространство&ra...