МАСТЕР-КЛАСС «Особенности конструктивного общения педагога с дошкольниками»
консультация на тему
Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnoe_obshchenie_sdoshkolnikom_2.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Особенности конструктивного общения
педагога с дошкольниками»
Вы ничему не можете научить человека.
Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
Галилей
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Хотелось бы начать с небольшой байки.
Байка «Чем занимаются люди»
На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм»
Мораль: Каждый решает сам, «где делать талию», как говорил один портной. Какую занять позицию, и какой выбрать способ общения с детьми.
Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.
Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности конструктивного взаимодействия педагога с дошкольником».
Итак, если мы заглянем в психологический словарь, то мы узнаем, что понятие «взаимодействие» довольно сложное, а если оно еще и «конструктивное», то можно найти много значений этого термина (знакомство со словарными значениями). См. словарь ниже.
Упражнение 1. Предлагаю начать наше общение детской игрой, которая помогает даже пасмурный и холодный день сделать веселым. В эту игру можно поиграть в группе с ребятами. Правила простые - слушаем и выполняем. Стихи можно придумать любые. Закончить желательно движением, успокаивающим ребят.
Игра «По приметам».
Тот, кто любит есть бананы,
Пусть поднимется с дивана.
Тот кто любит кушать груши,
Пусть потрёт скорее уши
Кто весёлый озорник,
тот покажет мне язык.
У кого собака есть,
нужно на пол быстро сесть
Кто тут любит есть конфеты,
тот похлопает коленки.
У кого есть дома кошка,
Тот попрыгает немножко.
Известный психолог Альфред Адлер в своей теории говорил о том, что «конструктивное взаимодействие между педагогом и ребёнком – есть профилактика возможных нарушений «плохого поведения» в дошкольном возрасте. «Плохое» поведении ребенка всегда попытка защитить себя от боли, которая имеет место, когда развивающаяся самоценность не получает от взрослого взаимодействие необходимого качества. Для того чтобы Я ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия: 1) уважительное внимание; 2) справедливая оценка; 3) признание безусловной ценности его личности. Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.
Дети приходят в детское дошкольное учреждение из разных семей и со своим набором паттернов. Каждый конкретный воспитатель строит свои взаимоотношения с ребёнком исходя из своей педагогической философии (осознанно или нет). Итак, следующее упражнение поможет воспитателю в рефлексии и самоанализе его взаимодействия с дошколятами.
Упражнение 2. Участники делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа пишет, что может препятствовать педагогу выстраиванию конструктивного взаимодействия (стиль воспитания, эмоциональный настрой, возраст и т.д.). Вторая группа представляет портрет ребёнка, который так или иначе испытывает педагога на «профессионализм», т. е. мешает «конструктивно взаимодействовать».
Обсуждение.
Критериями конструктивного взаимодействия, как мы уже сказали выше, будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание), оценили (справедливая оценка) и вступили с ним в диалог с предельным уважением к его ранимой личности, ясно и деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он.
Часто педагоги предъявляют к воспитанникам определенные требования и ожидают, что поведение детей будет им соответствовать. Но есть и другая сторона — чего от нас, воспитателей, учителей, просто взрослых ожидает ребенок? Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.
Обсуждение.
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины мы должны придерживаться следующего алгоритма:
1. Распознать истинную цель проступка.
2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.
4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.
Если истинную цель проступка мы со временем определим, то принимать решение, как отреагировать на выходку ребёнка, очень часто педагогу приходиться принимать тут же, спонтанно. Для этого необходимо тренироваться быстро и уверенно реагировать на нестандартную ситуацию. И сейчас мы с вами попробуем это сделать.
Упражнение 3. «Я возьму с собой…» Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (к министру образования, на телепрограмму Дом-2, на конкурс «Евровидение», в сказку «Красная шапочка»...). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.
Как реагирует на «плохое» поведение конкретный воспитатель, зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Выделяют семь основных воспитательских позиций по отношению к детям. Давайте с ними познакомимся:
- Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину: постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.
Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов), направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.
В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.
Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Дошкольник уже способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.
- Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно, действия Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
- Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В ее действиях отсутствует учет реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.
- Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.
- Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Все расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.
- Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.
- Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!
Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?
Заключительная часть.
Упражнение 4. Шуточный тест « Любимый сказочный герой». Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев.
Интерпретация: первый- это тот образ, с которым вы себя ассоциируете; второй- это каким сказочным персонажем видят вас дети; ну, а третий – это кем вы являетесь на самом деле.
Словарь.
Взаимодействие- процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие является одной из сторон общения (наравне с коммуникацией, восприятием ) – обмен в процессе речи не только словами , но и действиями , поступками; является интерактивной стороной общения.
Виды взаимодействия: деструктивный (авторитарно – разрушительный), рестриктивный (сохраняющий), реструктивный (поддерживающий) и конструктивный (развивающий) виды взаимодействия (О.С. Анисимов, П. Вацлавик, Д. Джексон, Е.В. Коротаева, А. Маслоу).
Готовность к конструктивному взаимодействию – это интегративное качество, выражающее личностное отношение и деятельность: педагогически ориентированные ценности и мотивы; знания о человеке, социуме, сущности конструктивного взаимодействия; комплекс организационно-коммуникативных умений и эмоционально-волевой настрой на продуктивное диалогическое общение в учебно-познавательной деятельности (С.А. Царев, В.Г. Рындак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Особенности организации образовательного процесса в младшей разновозрастной группе"
МДОУ «Детский сад «Берёзка» с. ТеликовкаДуховницкого района Саратовской области……………………………&helli...
Мастер - класс «Особенности формирования осязания и мелкой моторики руки у детей с нарушениями зрения»
Дети с нарушением зрения характеризуются низким уровнем развития руки. Они не осознают роли осязания – как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за снижения остроты зрения дети ...
Мастер-класс "Особенности работы младшего воспитателя в группах компенсирующей направленности"
мастер-класс для младших воспитателей о работе в группах компенсирующей направленности...
Мастер-класс «Особенности логопедического воздействия с учётом доминирующего канала восприятия»
Обучение ребенка правильной и красивой речи - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно мо...
Мастер-класс "Особенности детей с дизартрией"
Мастер-класс Особенности детей с дизартрией...
Мастер-класс «Особенности обучения детей дошкольного возраста предметному рисованию»
Данный мастер-класс построен по общеобразовательной программе "От рождения до школы" по методическому комплекту Л.Комаровой, представлена организации работы по предметному рисованию в разных...
Мастер-класс "Особенности использования логических блоков З.Дьенеша в разных возрастных группах"
Мастер-класс "Особенности использования логических блоков З.Дьенеша в разных возрастных группах"Презентация к мастер-классу https://cloud.mail.ru/public/RngP/3rPHkWwBY...