КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка
Воспитание гармонически развитой личности; постижение мира через музыкальные образы; развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Самостоятельная музыкальная деятельность»
Музыкальный руководитель
Высшая квалификационная работа
Сухомлина Наталья Леонидовна
1.Общие сведения: | |
Наименование педагогического опыта | «Самостоятельная музыкальная деятельность в ДОУ» |
Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» |
Автор - разработчик педагогического опыта | Музыкальный руководитель, с высшей квалификационной категорией Сухомлина Наталья Леонидовна |
Стаж работы в должности | 45 лет |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | Самостоятельная музыкальная деятельность одна из главных форм в процессе образования и воспитания дошкольников, рассчитан на детей дошкольного возраста с первой младшей группы. Период реализации опыта 5 лет. |
2.Содержательные параметры: | |
Актуальность педагогического опыта | Цель: воспитание гармонически развитой личности; постижение мира через музыкальные образы; развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей детей. ЗАДАЧИ: 1. Развивать интерес к музыкальному искусству, значение которого является важным показателем духовной культуры человека; 2. Углублять представления детей об изобразительных возможностей музыки; 3. Развивать эстетические чувства детей; 4. Расширять представления детей о возможностях музыки; 5. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду играми, пособиями, музыкальными инструментами, влияющими на развитие музыкальных способностей детей; 6. Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память музыкально-слуховые представления. Предполагаемый результат: -положительная динамика в развитии интереса к музыкальной деятельности; -развитие музыкальных способностей; - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; - развитие чувства ритма, звуковысотного, тембрового, динамического слуха, способность к музыкальному творчеству, музыкальному мышлению, музыкальной памяти; -развитие у детей личностных качеств: самостоятельность, инициативность, креативность; -вовлечение родителей в педагогический процесс; -совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и родителей, дает возможность активного творческого самовыражения во всех видах детской деятельности. |
Цель, преследуемая автором | Актуальность: Новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т е. он должен обладать: развитым воображением; инициативностью; самостоятельностью; любознательностью. Поэтому музыкальный руководитель может помочь развить у каждого ребёнка необходимые качества, без которых, дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. В самостоятельной музыкальной деятельности, дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают лёгкие мелодии на металлофоне, исполняют не сложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерт», «спектакль», «театр». Детское музицирование характеризуется тем, что ребёнок должен сам ориентироваться в музыке: сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить. Источником детского музицирования является, прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную музыкальную деятельность. Музыкальный руководитель открывает ребёнку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает интерес к музыкальному искусству. Ребёнок должен, прежде всего выразить своё отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки. Взрослые обязаны поддержать ребёнка, создать ему условия для творчества. Уже на занятиях музыкальный руководитель приучает ребят к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать как пляшут трусливые зайцы, косолапый медведь и т.д. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность выполнять свою задачу качественно и ответственно. Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей, обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, помогает повысить качество пения, танца, игры на музыкальных инструментах. Совместно с воспитателем планирует работу, организовывает в группе зону, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе кроется причина успехов детей. У музыкального руководителя формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
|
Содержательная форма представления педагогического опыта | 1 этап 1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе интеллектуального развития детей. 3. Составление плана работы с детьми и родителям. 4.Подготовка практического материала: наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по музыкальному воспитанию 2 этап 1.Внедрение в работу подготовленного материала. - Практическое применение наработанных материалов с детьми дошкольного возраста. - Фотоотчеты о проделанных мероприятиях. - Конспекты НОД. - Промежуточная диагностика детей по данной теме. - Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы. - Консультации для родителей по данным теме. - Папки передвижки. - Опыты и экспериментирование. 3 этап - Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. - Выступление на РМО с опытом работы. - Размещение информации по данной теме на сайте. - Самоанализ педагогической деятельности. - Обобщение и распространение педагогического опыта. |
Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. | Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании новых технологий, тематических акции совместно с информационно – компьютерными технологиями. Чтобы достигнуть определенного результата в работе используются новейшие технологии. Причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием и любовью к музыке. |
Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу самостоятельной музыкальной деятельности. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу самостоятельного творчества. Основные теории, использованные для создания условий для самостоятельного творчества педагогического опыта. | «Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой они успешно произрастают» Г.Негауз. Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у детей интеллектуального потенциала. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к проектной деятельности пронизывающем все виды деятельности дошкольников начиная с младшего возраста. В самостоятельной музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста придерживаюсь важнейших педагогических принципов: • Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе всего обучения дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт. • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала на различную тему. • Принцип наглядности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учебного материала: иллюстрации, презентации, дидактические игры, фотографии и т. д. • Принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе. • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. В работе по самостоятельной музыкальной деятельности использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – обыгрывание песен, игра на шумовых инструментах, придумывание простейших песенок, танцев, рисуем «музыку» (знакомые музыкальные произведения) это всё, побуждает детей детей к творчеству (игровой, песенной, танцевальной и др.). Методы, способствующие развитию и обогащению знаний и умений каждого ребенка:
|
| |
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов. | Анализ результативности.
|
Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). | 1)Интерактивная игра «Музыкальные загадки» (Отзыв от 18.04.18г.) -Развивать знания детей о музыкальных терминах 2) Открытое интегрированное занятие в старшей группе «Здравствуй Зимушка зима» (Отзыв от17. 02.18г.) - Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе посредством музыки. 3) Открытое интегрированное занятие для подготовительной группы «Моя Родина Урал» (Отзыв от 22. 03. 18 г) -Прививать любовь к Родине, её культуре, любовь и гордость за Уральский край. 4) Открытое интегрированное занятие (музыка –математика) для средней группы «Пропавшие цифры» (Отзыв от 12 03 19.г.) -Развивать у детей музыкальные, интеллектуальные, и математические способности посредством музыкальной деятельности. 5) Мастер-класс для родителей «Как развивать креативность у дошкольников в музыкальной деятельности дома» (Отзыв от 16 .04. 19г.) -Творить и играть вместе с детьми- в качестве рядового участника процесса. 6) Открытое занятие для подготовительной группы «Творчество Д.Б. Кабалевского» (Отзыв от 10.11. 19г) -Воспитывать любовь к музыке, с помощью синтеза искусств и различных видов художественной деятельности. .7) Районное методическое обьединение музыкальных руководителей. Опыт работы на тему «Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников». Презентация «Особенности художественно-эстетического развития детей» (Протокол № 3 от 25. 04. 19 г.) - Развивать чувство меры в отношении детей к какому либо виду творческой деятельности. 8) Открытое занятие для детей раннего возраста «Вот чему мы научились» (Отзыв от 27.05.19. г.) - Развивать музыкальные способности, умение детей правильно общаться друг с другом. 9) Открытое занятие по самостоятельной музыкальной деятельности для подготовительной группы «Снежная песня Зимы» » (Отзыв от 19.02.2020.г) - Развивать творчество и фантазию в импровизациях, развивать звуковысотный и ритмический слух.. 10) Районное методическое объединение музыкальных руководителей. Опыт работы на тему: «Музыка –воображение-фантазия». Презентация «Музыкальная деятельность в детском саду» (Протокол № 3 от 20.03.2020г.) - Поощрять инициативу детей, отмечать эстетическую правильность их деятельности. 11) Музыкальный квест для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Музыкалию» (От 18. 11 20г) -Развивать творческое мышление, совершенствовать умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях. 12) Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Мороженое» от 12.02 20г 12) Открытое экологическое занятие для средней группы «Музыка природы» (Отзыв от 24. 04.21г) -Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение. Расширять представления детей о воде, как необходимом условии для жизни людей, животных и растений. 13) Открытое интегрированное занятие в старшей группе «Россия Родина моя» (Отзыв от4. 04. 22г). -Воспитывать любовь и уважение к родине. Приобщать дошкольников к традициям русской народной культуре, расширять знания о национальных традициях, быте русского народа. |
Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях. | -Консультация для родителей: «Музыка, как средство здоровье сбережения»», «Музыка начинается в семье». -Картотека пальчиковых игр по темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». -Картотека: «Детские композиторы». -Конспект игры КВН. -Картотека музыкально-дидактических игр. -Конспект открытого занятия: «Моя Родина Урал»». -Картотека игр «Игры наших бабушек и дедушек. -Картотека «Артикуляционная гимнастика для детей».» -Презентации «Музыкальные инструменты»», -Презентации «Где живут ноты»», -Консультация для родителей: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», -Картотека «Распевки». -Картотека «Народные игры для детей» -Консультация для родителей: «Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное состояние ребёнка». -Картотека «Игры по театрализации». -Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми по ОВЗ. -Образовательный проект: «Весёлые ложкари». -Консультация для родителей: «Терапевтический эффект музыки». -Коррекционная работа с детьми ОВЗ. -План работы с детьми ОВЗ на год -Памятка для родителей: «Взаимосвязь логопеда и семьи» -Памятка для родителей. - Консультация для родителей: «Задержка речевого развития» -Буклет: «10 заповедей для родителей» -Конспект открытого занятия: «Россия Родина моя» -Презентации «Народные праздники». -Проект: «Зимушка – Зима» -Проект: «Природа – наш дом» -Конспект НОД: «Музыка природы» -Квест – игра: «Путешествие в страну Музыкалия»» -Консультации для родителей: «Воспитание души ребёнка», «Какую музыку должны слушать дети», «Значение ритмики», «Музыка как средство развития коммуникативных способностей и коррекции поведения дошкольников», «Музыкально-дидактические игры, как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности», «Дети и музыка»», «Развиваем музыкальную культуру детей». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...
Карта инновационного педагогического опыта
средний балл по карте -119...
Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание системы работы и является инструментом структурирования педагогического опыта...
Карта инновационного педагогического опыта
Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение «Сорочата»...