Статья "Художественный образ на музыкальных занятиях"
статья

Размазина Татьяна Евгеньевна

 

         Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников - воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Музыка это часть искусства. В свою очередь искусство – это способ отражения действительности, оно всегда оперирует художественными образами и доступно непосредственному восприятию, поскольку язык искусства – это слово, звуки, краски, формы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennyy_obraz.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Художественный образ на музыкальных занятиях

        Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников - воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Музыка это часть искусства. В свою очередь искусство – это способ отражения действительности, оно всегда оперирует художественными образами и доступно непосредственному восприятию, поскольку язык искусства – это слово, звуки, краски, формы. Которые наглядно и образно рисуют мысли и чувства человека, его поступки и поведение. Произведения искусства – это отображение жизни только через призму мировоззрения их творца: художника, композитора, писателя. Вот почему произведения искусства так глубоко и сильно воздействуют и на сознание, и на эмоциональное восприятие человека.

        Хотелось бы по подробнее остановится на понятии художественный или музыкальный образ в музыке, который присутствует в каждом произведении использованном в различных видах деятельности на музыкальных занятиях. Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Выразительными средствами, которые дети изучают на музыкальных занятиях являются –мелодия, ладогармонических склад (мажор или минор), звукоизвлечение (отрывистое, плавное), темп (быстрый, спокойный, медленный), динамика (тихо, громко), тембр инструментов, высота звука, структура произведения, контрастность. Знаниями о выразительных средствах музыкального образа дети словесно оперируют в таком виде деятельности как слушание музыки. После прослушанного музыкального произведения дети рассказывают о настроении и  характере произведения, который раскрывает образ заложенный композитором. Перед слушанием сложных произведений далеких от жизненных ситуаций используется рассказ, чтобы музыкальный образ для ребенка стал более понятным и конкретным Например:  произведение «В пещере горного короля» Э.Григ, в рассказе был передан образ горной страны Норвегии с узкими морскими заливами и густыми лесами, с любимыми сказками и легендами про фантастических существах добрых и злых  гномов, троллей, кобольдов. И о герое одного из спектаклей  Э.Грига «Пер Гюнт». После прослушивания музыкального произведения педагог задал вопрос : «С помощью каких средств композитор передал характер троллей, которых Пер Гюнт встретил в пещере?» Д.: «Звуки были низкими, устрашающими. Музыка звучала сначала тихо и медленно, но постепенно стала звучать быстро и громко, поэтому можно понять, что тролли стали угрожать герою этого произведения.» М.: «А что произошло в конце произведения?» Д.: «Неожиданно раздались звуки колокола, и музыка постепенно стихла». М.:«Как вы думаете, если звуки стихли, что произошло с троллями? Д.:«Они исчезли».

 Иногда перед слушанием произведения название его не называется, для того чтобы дети научились слушать внимательно, подбирать слова, которые раскроют характер музыкального образа. Например: произведения «Две плаксы» Е.Гнесиной, «Снежинки» А. Стоянова.  Они близки по содержанию к жизненным ситуациям, от которых дети получили опыт, помогающий им понять этот образ. Если спрашиваешь: «Какое настроение у человека, когда он плачет?», Д.:«Ему грустно, печально». М.: «Да человеку грустно, печально, тоскливо на душе, если его никто не понимает». «А вы знаете, почему плачут дети?» Д.: «Может их обидели», М.: «Может, а бывает, так что дети просто капризничают, ноют, выпрашивая у мамы или папы какую нибудь игрушку. Как вы думаете, это красиво?». Д.: «Нет». «Сейчас вы послушаете произведение, но название я вам говорить пока не буду, и попробуйте услышать, сколько плакс плачет в нем?». После слушание несколько детей говорят, что слышали два голоса, один был низкий, а второй высокий. М.: «А эти плаксы плакали вместе или по очереди?». Д.: «По очереди». М.: «А какая из них начинала первой?». Д.: «Плакса с высоким голосом». На следующем занятии мы с детьми выясняем, что плаксы в середине произведения плачут вместе, потому что музыка становится громче и два голоса звучат одновременно, а к концу они успокаиваются, так как капельки слез потихоньку затихают. Благодаря таким рассуждениям на третьем занятии дети сочиняют рассказ про двух плакс.

 Перед прослушиванием произведения «Снежинки» А. Стоянова, было дано задание определить характер и придумать название произведения. В первой подготовительной группе, где не было подсказки о времени года, дети предложили названия «Облака», «Капельки», «Звездочки». В другой, предложили другие  названия «Снежинки», «Сосульки», «Колокольчики».  После дети предлагали определения характеризующие это произведение: «легкая, спокойная, неторопливая, танцевальная, нежная, пушистая». М.: «Ребята, скажите, а подходят все эти определения к названию «Снежинки»?».Д.: «Да». М.: «А я бы добавила еще слова, музыка в этом произведении еще и воздушная, сверкающая. Вы видели, как сверкают на солнце зимним днем снежинки, даже больно смотреть, как в них солнышко отражается и так хочется бежать на улицу кататься с горки».

Через слушание музыки происходит развитие у ребенка способности чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживанию услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать  музыкальный образ.

Проявление творчества в понимании музыкального образа чаще происходит в таких видах музыкальной деятельности как пение, музыкально-ритмические движения, игра. В песнях «От носика до хвостика» М.Парцхаладзе, «К нам гости пришли» Ан..Александрова, «Снежная песенка», Д.Львова-Компанейца дети передают в пении радость, задор. А в песне «Дождик обиделся » Д.Лвова-Компанейца, удивление.

Для  музыкально-ритических движений используются произведения в двухчастной или трехчастной форме. Благодаря этому дети слышат контрастность в музыке. Например: на упражнение «Приставной шаг» на первую часть неторопливую спокойную делают приставной шаг, а на вторую где темп становится быстрее, идут по разным дорожкам на носочках. Со сменой движения происходит смена  музыкального образа. Чтобы исполнения марша детьми было энергичным, бодрым нужен не только красивый показ педагога, но и пример связанный с их жизненным опытом. Например «солдаты на параде». Детям нравится в упражнениях передавать игровые образы «Всадники», «Ветерок и ветер», «Гусеница». Всадники могут скакать на цирковых лошадях так и на ездовых, но каждая из них, прежде чем поехать задорно бьет копытом по земле. Этот игровой прием помогает привлечь детей внимательно слушать музыкальное вступление упражнения. Упражнения «Гусеница» учит детей начинать движение с правой ноги да еще  одновременно, выполнять движения синхронно в своей команде. Дети встают цепочкой за педагогом, руки кладут на талию впереди стоящего. А у педагога надеты «усы»-ободок. На 1-ю часть «гусеница» идет большими шагами, на 2-ю – «топотушки». Это упражнение не только учит детей различать двухчастность в музыке, но и создает непринужденную, радостную атмосферу на занятии.  «Маленький ветерок» не такой сильный, как большой он раскручивает мельницу неторопливо, а «большой ветер» заставляет работать мельницу в полную силу. Благодаря словесным примерам перед упражнениями мы развиваем детям слуховое внимание, они начинают прислушиваться к музыке, и слуховую память, которая сохраняет понятие о контрастности.  В игре «Плетень», музыка В.Калинникова дети стараются передать игровой образ выразительными движениями, характерными для героев песни «Тень, тень по-те-тень».  Прежде чем играть в игру с детьми педагог исполняет песню и отмечает характер каждого персонажа. Затем предлагается детям показать в движении героев песни без музыкального сопровождения. В последствии игра проводиться с музыкальным сопровождением.

Играя, танцуя, слушая музыку, исполняя песни на музыкальных занятиях, ребенок может выражать чувства, что влияет на развитие эмоциональной сферы. Он учится различать добро и зло в человеческих отношениях. Но воспитание  лучших качеств, лучших мыслей, лучших чувств у детей можно только с помощью Культуры и Красоты, пропуская через свою душу и сердце к душе ребенка и сердцу ребенка.

Музыка –это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность слушать настоящую музыку, у него сформируется правильные ориентиры то, что  называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного. Поэтому музыка является неотъемлемой частью  эстетического воспитания и началом формирования культурной личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие в старшей группе "Образ лебедя в музыке живописи и литературе"

Цель:Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить детей с фрагментами из сюиты Ж. К. Сен- Санса  « Карнавал животных»Развивающие задачи:1. Формировать музыкальный вк...

Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе:« Эмоциональное погружение в чувство. Образ печали».

Дать детям элементарные представления о грусти, познакомить с разнообразием средств для передачи этого эмоционального состояния в художественных и музыкальных полотнах....

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) на музыкальных занятиях в ДОУ

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентност...

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) на музыкальных занятиях в ДОУ

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентност...

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) на музыкальных занятиях в ДОУ

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентност...

«Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОО»

Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОО....

Конспект музыкального занятия с использованием элементов русского фольклора «Образ Бабы Яги в музыке»…»

Конспект музыкального занятияс использованием элементов русского фольклора  «Образ Бабы Яги в музыке»…»...