Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе:« Эмоциональное погружение в чувство. Образ печали».
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Ватолкина Оксана Викторовна

Дать детям элементарные представления о грусти, познакомить с разнообразием средств для передачи этого эмоционального состояния в художественных и музыкальных полотнах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_muzykalnoe_zanyatie.docx26.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Интегрированное музыкальное занятие  в  старшей   группе:« Эмоциональное погружение в чувство. Образ печали».

Программное содержание:

  • Дать детям элементарные представления о грусти, познакомить с разнообразием средств  для передачи этого эмоционального состояния в художественных и музыкальных полотнах.

Задачи:

  • Учить различать оттенки эмоционального состояния грусти; отражать настроение при помощи выразительной мимики;
  • Развивать слуховое восприятие у мальчиков, музыкальную память у девочек;
  • Развивать связную речь; учить подбирать синонимы;
  • Воспитывать интерес к художественному наследию (классическая музыка, живопись);
  • Воспитывать культуру общения между девочками и мальчиками.

Материалы:

Репродукции картин -

  • О. А. Кипренский. Портрет Е. С. Авдулиной.
  • К. П. Брюллов. Портрет Е. П. Салтыковой.
  • В. А. Серов. Дети.
  • В. Г. Перов. Гитарист - бобыль.

Портреты композиторов -

  • П. И. Чайковский;
  • Д. Б. Кабалевский.
  • Детский альбом.

Музыкальное сопровождение:

Д. Кабалевский «Клоуны», А.Филиппенко-песня «Вечный огонь», П.Чайковский. Детский альбом-« Утренняя молитва».

Предварительная работа:

Слушание пьесы П.И.Чайковского «Утренняя молитва» из Детского альбома, разучивание танца-польки « Ну и до свидания! ».

Дети входят в музыкальный зал, становятся в круг.

Муз.руководитель. Я рада видеть вас, ребята. Предлагаю сегодня поприветствовать друг друга и гостей нашей «здравной» песенкой. (педагог поет, дети отвечают тоже пением )

Муз.руководитель. Придумано кем-то,просто и мудро,при встрече здороваться-

Дети: Доброе утро ! (поют по звукам нисходящего мажорного трезвучия )

Муз.руководитель. Солнцу и  птицам-

Дети: Доброе утро ! ( поют по звукам восходящего мажорного трезвучия )

Муз.руководитель. Приветливым лицам-

Дети: Доброе утро ! (поют по звукам нисходящего мажорного трезвучия )

Муз.руководитель. И каждый становится добрым, доверчивым! И доброе утро длится до вечера!

Муз.руководитель. Ребята, хотите узнать новость?( прочитать стихотворение Л. Фадеевой « Выражение лица»).

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг если в мимике я ни бум-бум?

Муз.руководитель. Что такое мимика? Мимика есть у всех людей? Ребята, как думаете, связана ли мимическая выразительность с настроением человека, его характером? ( дети отвечают )

Садитесь на ковер. Послушаем пьесу композитора  Д. Б. Кабалевского «Клоуны»(показать портрет) - определим характер музыки.

Слушание музыки. Д. Б. Кабалевский. Клоуны

Муз.руководитель. Как вы думаете,сколько клоунов было в музыке?

(дети отвечают: два.) А характер у этих клоунов разный? Похожи они между собой? ( дети отвечают: нет! ) Почему вы так решили? (дети отвечают : потому что музыка была разной ) Правильно,молодцы,ребята! Музыка менялась. А изобразить для нас с вами разных клоунов композитору помогли средства музыкальной выразительности. Кабалевский пользуется двумя ладами музыки-светлый,радостный мажор и темный , печальный минор. Когда на арене веселый клоун, какой лад звучит? Давайте еще раз послушаем этот фрагмент музыки-фрагментарное слушание   (дети отвечают: мажор ). Верно. А когда на арене грустный клоун, какой лад звучит? Слушаем этот фрагмент музыки-фрагментарное слушание  (дети отвечают: минор ). Правильно. Но почувствовать и услышать появление грустного клоуна нам помогает не только минор. Давайте послушаем как звучит музыка, когда появляется этот клоун- громко или тихо? –фрагментарное слушание. (дети отвечают: тихо ). Правильно. Написать композитору свою звуковую картину нам помогает динамика –яркое выразительное средство, которое изменяет силу и громкость звучания. Ну и последний вопрос для вас. Как изменился темп с приходом грустного клоуна ? Сначала музыка звучала быстро или медленно ? (дети отвечают: быстро ). И  как она звучала во второй части ? (дети отвечают: медленно ). Верно! Молодцы!  

Муз.руководитель. Встаньте на ноги, ребята. Я сыграю пьесу Кабалевского еще раз, а вы покажите смену клоунов на арене своей выразительной мимикой.

Повторное слушание. Д. Б. Кабалевский. Клоуны + имитационная игра.

Муз.руководитель. Ребята, приглашаю вас на небольшую художественную выставку.

Дети рассматривают представленные мужские и женские образы в художественной минигалерее.

Муз.руководитель: Ребята, укажите грустную картину. Кто на ней изображен? (дети отвечают ) Давайте порассуждаем: как вы поняли,что картины, на которые вы указали-грустные? ( дети думают,рассуждают и отвечают )  Конечно же, создать такие грустные образы  художникам  помогли цвета и оттенки красок. Какие краски используют художники в своих  картинах? (дети отвечают: серые, черные, коричневые ). Верно !

Но грусть может быть легкой, даже светлой (О. А. Кипренский.Портрет Е. С. Авдулиной; В. А. Серов. Дети).А может быть и глубокой, безысходной (В. Г. Перов.Гитарист - бобыль.)

Грусть может быть и такой. Послушайте песню «Вечный огонь»–музыка А. Филиппенко.

Муз.руководитель. Давайте подумаем, каким выразительным средством пользуется композитор, написавший песню "Вечный огонь"?  (дети отвечают: динамика (сила громкости звучания) и темп.) Сдержанный темп передает скорбный характер песни. Сила громкости звучания изменяется: громкое вступление изображает гром орудий, звон колоколов в честь погибших; начало куплета - тихое для передачи настроения всех собравшихся у вечного огня.

А теперь исполним эту песню. Постараемся в пении передать характер и настроение музыки.

А сейчас послушайте стихотворение.( муз.руководитель читает стихотворение О. Дриз-« Мы мужчины »:

Пусть плачут сосульки,
И ржавые ведра,
И мокрые шляпы -
Как. Кап.
Но мы ведь мужчины -
Реветь без причины
Нельзя нам по чину
Никак.

Муз.руководитель. Ребята, как думаете, плачут ли мужчины, солдаты? (дети отвечают). Плачут в редких случаях. Это не слабость, а показатель большой признательности, уважения памяти погибших.

Для того, чтобы из мальчишек вырастали настоящие мужчины потрудился этот композитор (портрет П. И. Чайковского), написавший (показать "Детский альбом"). Этот сборник пьес Петр Ильич сочинил для маленького мальчика - своего племянника. Послушаем музыку из этого альбома (звучит «Утренняя молитва »). После слушания вопрос : как называется это произведение ? (дети отвечают ) . Верно. А теперь подберем красивые слова к этой музыке. (подбор эмоционально-образных слов для описания характера музыки : сдержанно, спокойно, благоговейно, достойно, возвышенно, торжественно, красиво, завораживающе.

Муз.руководитель. Ребята, мы недавно выучили танец-польку « Ну и до свидания ». А танец наш грустный ? (дети отвечают: веселый! ). Верно! Не смотря на то, что мы сегодня размышляли о грусти и печали, давайте в конце не будем грустить и станцуем веселый танец!

 Скажем так друг другу в нашей польке "Ну и до свидания!"

Полька "Ну и до свиданья"

Муз.руководитель. О каком эмоциональном состоянии мы сегодня говорили? Чтобы выразить грусть можно использовать разные выразительные средства: художник подбирает специальные краски; композитор выбирает темп, динамику звучания; а все мы для передачи грусти можем воспользоваться выразительной мимикой.

Имитационная игра "Настроение".

Муз.руководитель. Покажите, какое у вас сейчас настроение?

Девочки, до свидания! (поклон).

Мальчики, до свидания! (поклон).

Под  оживленную музыку дети выходят из зала

Список используемой литературы

  1. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь», сборник, - Москва, 1986;
  2. Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова. «Музыка в детском саду». – М.: Музыка, 1986);
  3. Музыкальный руководитель.- 2008- №3;
  4. Радынова О.П., «Музыкальное развитие детей »,-Москва,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-театрализованный досуг "Как на Масляной неделе из печи блины летели"

Обощила знвния детей о праздике Масленницы на Руси. Дала знание о сути праздника, создала у детей и родителей радостное весеннее настроение....

Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством "погружения" в исторический образ

Вашему вниманию представляю тему «Формирование представлений о первобытном человеке  у детей старшего дошкольного возраста посредством «погружения» в образ». Выбор мною данной темы обусловлен тем...

« Эмоциональное погружение в чувство»

Игровая образовательная ситуация  (образовательная область «художественно-эстетическое развитие» ) в  старшей   группеТема: « Эмоциональное погружение в чувство»...

Проект в старшей группе: "Эмоциональная окраска чувств"

Актуальность. Эмоциональная и сенсорная сферы имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние. Различные ощущения выступают естественными стимуляторами эмоций в...

НОД на развитие эмоционально-лличностной сферы в средней группе "Жители волшебной страны чувств"

Занятие проводилось со средней группе в кабинете педагога-психолога...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...

Игра на развитие эмоционального интеллекта: «Дерево радости, дерево печали»

Цель: развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:развитие способности фиксировать внимание на своих действиях и поступках, анализировать их и облекать в знаковую фо...