Становление, развитие творческих способностей дошкольников посредством реализации ФГОС
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Наумова  Татьяна  Николаевна

          Познакомить  музыкальных руководителей  с материалом на тему -  как развивать творческие  способности у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   «Становление, развитие творческих способностей дошкольников

                         посредством реализации ФГОС»

     Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки.

     Сегодня условия развития современного общества диктуют новые подходы к образованию и обучению детей, выделяют среди основных приоритетных задач – достижение современного качества образования. Федеральные Госстандарты определяют одной из основных задач развитие личности, создание условий для самореализации каждого человека,

 свободное развитие его способностей. И наша задача   педагогов ДОУ, а также родителей, является целенаправленное формирование творческой личности, умеющей правильно ориентироваться в современном потоке информации, в различных жизненных ситуациях, оперативно принимать решения.

  Именно творческая деятельность влияет на интеллектуальное развитие ребенка, формирует его как творческую личность, способную рождать новые идеи, заниматься саморазвитием, преобразовывать окружающую действительность. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Понятие «творчества» предполагает личностно-ориентированный подход к обучению, т.к. педагогу приходится опираться и использовать в работе уже имеющийся накопленный музыкальный опыт детей.

Дошкольный период является самым благоприятным для формирования музыкальных и творческих способностей. Важным условием развития является обогащение ребёнка впечатлениями, знакомство с различными видами искусств.

   Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка. В частности, его художественных способностей. Моя задача как музыкального руководителя - прививать им навыки и умения, без которых невозможно музыкальное творчество.

 В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п.  В исполнительских видах деятельности (пении, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе. Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления.

     Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, художественно-речевой.  Возрастная и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.

     Н.А. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

- способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства,

- легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;

- творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку,

    находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя

    творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);

 - оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности

    в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной

     деятельности;

  - самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

    Главная особенность музыкально-творческих способностей — их развитие на основе восприятия

   художественного образа — музыки. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество, есть важное  

  условие и средство развития способности образного видения. Анализ изученной педагогической

   и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих

    выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:

    —оригинальность движений;

    —эмоциональность при воплощении игрового образа;

    —наличие выразительных средств для воплощения образа;

    —гибкость при принятии решений;

    —умение находить нестандартные решения творческих задач. Что же считается основным

         в   обучении творчеству?

   Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

  Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО зависят от создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении и на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно- пространственной среде.

При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть насыщенной, вариативной, доступной и безопасной для ребенка. Пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

От того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

   Эффективный путь к стимулированию развития творческих способностей – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность. Являясь важным видом детского творчества, именно музыкально-театральная деятельность, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

 Основной целью в этом случае является формирование думающего, чувствующего, активного

  человека, готового к творческой деятельности с помощью развитых творческих способностей.

                              Какие же задачи при этом ставятся?  

- стимулировать развитие творческого воображения детей при характеристике содержания

    произведения, его настроения, характера;

- развивать творческое мышление дошкольников через способность адекватно воспринимать

   музыкальный образ, прослеживать его развитие, словесно характеризовать его.

- формировать навыки выразительного, эмоционального музыкального исполнения.

- развивать у детей способность к воплощению заданного образа в сюжетно-ролевой творческой

   игре.

  Для решения поставленных задач я опиралась на традиционные виды деятельности на  

   музыкальных занятиях, но представленные в форме игр с элементами театрализации.

   В ходе НОД основным в моей работе была и двигательная игра, в которой дети творчески  

 познавали возможности своего тела – покачивание, балансировку, повороты, наклоны, кружение,

 бег, ползание и многое другое. Обучение танцу не являлось специальной задачей.

    Большое внимание уделяла ориентированию в пространстве: движение по кругу, змейкой, парами, тройками, цепочкой, менять направление движения. Важно было научить соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений. Главное было увидеть и поддержать даже самые маленькие импульсы творчества ребёнка, чтобы он в дальнейшем смог проявить себя, показать свой талант.

                Какие же приёмы я использую для развития творчества у детей;

- танцы сидя, когда использование пространства достаточно ограничено для выполнения образных, имитационных движений;

- речевые игры с движением;

- упражнения с воображаемыми предметамия6снежки, кубики, мячи;

- игровые упражнения, например. «Угадай, что мы покажем»; «Делай, как я»;

- придумывание танца для выражения эмоций;

- показ репродукций знаменитых художников;

- выделение времени для свободного танца;

- поощрение наиболее интересно и разнообразно танцующих детей.

   В песенном творчестве музыка, пение, разнообразие текстов, ритм — всё это также влияет на фантазии ребёнка. Для развития творческой активности в игре на детских музыкальных инструментах использую специальные наборы инструментов, где основное место все существующие виды ударных; барабаны, маракасы, деревянные коробочки и ложки.

    Для развития инструментальной импровизации применяла такие приёмы, как;

- использование музыкальных инструментов для озвучивания стихов, сказок. Стихов;

- шумовой оркестр;

- игры – эксперименты с инструментами;

- посещение детской музыкальной школы;

- приглашение в дошкольное учреждение музыкальных ансамблей из филармонии;

- озвучивание ролей с помощью ритмических и мелодических инструментов.

Данные приёмы использовала в игровой форме. В ходе игры дети по очереди становились то танцорами, то музыкантами.

 По организации различных видов музыкальной деятельности не забывали формирование эстетического вкуса, что способствовало развитию выразительного искусства, пониманию языка.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу   их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

 Специально созданные условия для развития творческих способностей помогают их активному формированию, развивают образное мышление ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности, а также креативность в целом на новый виток развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАНОВЛЕНИЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МОРДОВСКИХ ПОСЛОВИЦ

Доклад для воспитателей из опыта работы. И. Е. АрютинаСТАНОВЛЕНИЕ  РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МОРДОВСКИХ ПОСЛОВИЦ    Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитан...

Эволюция научных представлений об аномальном развитии Становление западноевропейской системы помощи лицам с отклонениями в развитии.

Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, госп...

Театрализация - вспомогательный универсальный инструмент в становлении развития гармоничного человека.

Театрализованная деятельность, которая сегодня незаслуженно спрятана на  дальнюю полку, является разновидностью игры, и носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, плас...

Консультация для воспитателей Условия становления, развития и организация процесса занятий по изобразительной деятельности в ДОУ

Изобразительная деятельность — это образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умени...

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятель

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «...

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», г. Чебоксары публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы»,г. Чебоксарыпубликация материала на тему: «Использ...