«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Педагоги нашего детского сада уже много лет успешно реализуют в своей деятельности задачи нравственно-патриотического воспитания через введение в воспитательно-образовательный процесс новых форм работы с детьми и родителями. Мы осознаем, что зачатки нравственных качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать нравственные, духовные, патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Последовательность данной работы в нашем образовательном учреждении представлена в схеме: Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна – Права и Обязанности. Под руководством взрослых (педагогов и родителей) у детей постепенно формируются элементы патриотических чувств и общественных отношений.
Родной город… Важно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Диапазон объектов, с которыми знакомятся дошкольники, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, в честь кого они воздвигнуты. Дошкольники узнают название улиц, в честь кого они названы. Для этого организуются экскурсии по городу.
Разрабатываются и проводятся проекты по нравственному патриотическому воспитанию. Изготовляются дидактические игры и методические пособия.
Дети знакомятся с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.
Так же на помощь приходят ИКТ технологии.
Большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в себе эстетическое, познавательное, нравственное отношение к растениям и животным. Познание мира природы учит детей жить в согласии и гармонии с окружающей средой. Реализуются экологические проекты, уборка и озеленение участков.
Следующая форма работы в системе нравственно-патриотического воспитания, это воспитание средствами физической культуры.
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Строевые упражнения включены в НОД по физическому развитию. А также используются при проведении тематических праздников и развлечений.
Ежегодно проводится военно-патриотическая игра «Зарница».
В работе используются русские народные игры, что позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.
Развитие задач нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ нам представляется через использование музейной педагогики.
В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделяем следующие средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые.
Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.
Социально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.
Не менее важным условием духовно - нравственно воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Мы используем следующие формы работы с детьми и родителями:
1. Целевые прогулки
2. Экскурсии к достопримечательностям города
3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали». Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.
4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях.
5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
6. Встречи с ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.
7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов.
8. Сбор наглядного материала (значки, открытки и т. д.) для использования в беседах с детьми.
9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой» и т.д.
10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.
11. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
12. Просмотр иллюстративного материала в мини-музее детского сада.
13. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики и пошиве костюмов в военно-патриотических мероприятиях «Зарница», «Юные патриоты» и др.
14. Родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Осознавая значимость формирования гражданских чувств молодого поколения, и констатируя эффективность системы работы по данному направлению, наше образовательное учреждение наметило дальнейшие перспективы работы и поиск новых форм по развитию нравственно- патриотических чувств дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Педагоги нашего детского сада уже много лет успешно реализуют в своей деятельности задачи нравственно-патриотического воспитания через введение в воспитательно-образовательный процесс новых форм работы с детьми и родителями. Мы осознаем, что зачатки нравственных качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать нравственные, духовные, патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Последовательность данной работы в нашем образовательном учреждении представлена в схеме: Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна – Права и Обязанности. Под руководством взрослых (педагогов и родителей) у детей постепенно формируются элементы патриотических чувств и общественных отношений.
Родной город… Важно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Диапазон объектов, с которыми знакомятся дошкольники, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, в честь кого они воздвигнуты. Дошкольники узнают название улиц, в честь кого они названы. Для этого организуются экскурсии по городу.
Разрабатываются и проводятся проекты по нравственному патриотическому воспитанию. Изготовляются дидактические игры и методические пособия. Про «Лепбук как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» расскажет воспитатель Воронина Елена Николаевна.
Дети знакомятся с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством. Мастер-класс «Приобщение детей к русской народной культуре путем изготовления куклы – оберега» покажет воспитатель Князева Наталья Андреевна
Так же на помощь приходят ИКТ технологии. «Использование интерактивных игр для ознакомления с символами России» подробнее расскажет воспитатель Майорова Татьяна Анатольевна
Большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в себе эстетическое, познавательное, нравственное отношение к растениям и животным. Познание мира природы учит детей жить в согласии и гармонии с окружающей средой. Реализуются экологические проекты, уборка и озеленение участков.
Следующая форма работы в системе нравственно-патриотического воспитания, это воспитание средствами физической культуры.
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Строевые упражнения включены в НОД по физическому развитию. А также используются при проведении тематических праздников и развлечений.
Ежегодно проводится военно-патриотическая игра «Зарница».
В работе используются русские народные игры, что позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык. Подробнее об «Использование русских народных подвижных игр для формирования у детей нравственно патриотических чувств» расскажет воспитатель Бокова Ольга Григорьевна.
Развитие задач нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ нам представляется через использование музейной педагогики.
В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделяем следующие средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые.
Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.
Социально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.
Не менее важным условием духовно - нравственно воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Мы используем следующие формы работы с детьми и родителями:
1. Целевые прогулки
2. Экскурсии к достопримечательностям города
3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали». Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.
4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях.
5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
6. Встречи с ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.
7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов.
8. Сбор наглядного материала (значки, открытки и т. д.) для использования в беседах с детьми.
9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой» и т.д.
10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.
11. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
12. Просмотр иллюстративного материала в мини-музее детского сада.
13. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики и пошиве костюмов в военно-патриотических мероприятиях «Зарница», «Юные патриоты» и др.
14. Родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Осознавая значимость формирования гражданских чувств молодого поколения, и констатируя эффективность системы работы по данному направлению, наше образовательное учреждение наметило дальнейшие перспективы работы и поиск новых форм по развитию нравственно- патриотических чувств дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему"Организация работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников"
Доклад для семинара по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию....
Систематический подход к организации работы по нравственно–патриотическому воспитанию дошкольников
Обобщён и представлен педагогический опыт по систематическому подходу к организации нравственно-пвтриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ, с учетом трёх направлений: Среда, непосредственно образов...
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»В федеральном образовательном стандарте дошко...
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ»
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общ...
Тематический контроль «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках Программы воспитания»
Аналитическая справка к тематическому контролю...
Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»
Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...